Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?

 

 

 Отвечает Наталия Русских,

 ассистент кафедры «Проектирование и прочность

 авиационно-ракетных и космических изделий» МАИ

 

 


 

Любые углы, а в особенности прямые и острые, а также сварные швы, отверстия и все прочие необходимые особенности конструкции, нарушающие непрерывность материала, выполняют роль концентраторов напряжений. То есть становятся тем слабым местом конструкции, в котором в первую очередь начнут образовываться трещины.

Именно из углов прямоугольного иллюминатора начнут расходиться трещины

При циклическом нагружении (а каждый полет самолета как раз и является таким циклом) именно эти концентраторы напряжений являются основными факторами, снижающими прочность всей конструкции. Из углов прямоугольного иллюминатора начнут расходиться трещины. И это может привести к потере самолета.

 

 

На заре пассажирского реактивного самолетостроения британская компания De Havilland создала лайнер под названием «Комета», совершенно уникальный для 1950-х годов по своим скоростным и техническим характеристикам. Но уже в 1954 году две «Кометы» развалились прямо в воздухе, унеся жизни 56 человек.

 

 

В связи с трагедиями начались дополнительные испытания выпущенных самолетов, которые показали, что при циклическом давлении на кабину фюзеляж в конце концов лопается, а трещины образуются именно в прямых углах иллюминаторов.

Уже разработана концепция самолета, у которого не будет ни одного иллюминатора, а вместо них на внешней стороне фюзеляжа будут установлены камеры, транслирующие изображение за бортом на панорамные дисплеи внутри

С тех пор авиаконструкторы отказались от попыток создать самолет с квадратными иллюминаторами. Сегодня их форма варьируется от круглой до овальной. Также появляются проекты пассажирских самолетов вовсе без иллюминаторов.

 

 

Например, французская компания Technicon Design разработала концепцию самолета, у которого не будет ни одного иллюминатора, а вместо них на внешней стороне фюзеляжа будут установлены камеры, транслирующие изображение за бортом на панорамные дисплеи внутри.

 

Возможно, подобные технологии со временем действительно будут внедрены в пассажирское самолетостроение, ну а пока у нас есть возможность любоваться видами Земли сквозь овальные иллюминаторы.

17
Читайте также
Загрузка...
Комментарии
Эдуард Лукашенок
Что-то мне не нравятся самолеты без иллюминаторов. Ну, я еще понимаю, что в подлодках не надо форточек, но это уж совсем.
Pavel Voronkov
1
Я тоже никуда не полечу в самолёте без иллюминаторов. Знаю: на панорамных дисплеях будут какие-нибудь дурацкие фильмы крутить :)))
Александра Гурьева
а вдруг вид из кабины экипажа?:)
Pavel Voronkov
0
Это только если самолёт пойдёт колом вниз :)))
Александра Гурьева
ой нет...
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.