Почему мы не помним себя в младенческом возрасте?

 

 

Отвечает Сергей Горин,

врач-психиатр, психотерапевт, политтехнолог

 

 

 


 

С какого возраста мы способны вспомнить себя, и почему именно с него — этот вопрос интересовал, наверное, каждого. Неудивительно, что ответ на него искали многие ученые. Среди них — невролог Зигмунд Фрейд и психолог Герман Эббингауз. Была своя теория памяти и у физика Роберта Вуда. Но именно Фрейд ввел термин «детская/младенческая амнезия».

 

 

Обычно отдельные воспоминания о детстве начинаются примерно с трех лет, а более развернутые — с шести-семи. Правда, бывают исключения: иногда дети рассказывают о событиях, которые происходили с ними, когда им не было и полутора лет. Но в этом случае трудно понять, помнит ребенок это сам или ему «помогли» рассказы взрослых.

 

В течение недели ежедневно Вуд ставил в камин статуэтку собачки и клал ей на голову кусочек пушечного пороха. Держа на коленях свою полуторагодовалую внучку Элизабет, Вуд поджигал порох, и тот ярко вспыхивал.

 

Так, Лев Толстой в повести «Моя жизнь» писал, что помнит себя с 10-дневного возраста, с крестин: «Вот первые мои воспоминания. Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться».  

 

Роберт Вуд считал, что детскую память о событии можно закрепить при помощи добавочных ассоциаций. Чтобы исключить влияние рассказов взрослых на воспоминания ребенка, он поставил следующий опыт. В течение недели ежедневно ставил в камин статуэтку собачки и клал ей на голову кусочек пушечного пороха. Держа на коленях свою полуторагодовалую внучку Элизабет, Вуд поджигал порох, и тот ярко вспыхивал. При этом физик говорил: «Это фази-вази». Когда внучке было около пяти, она однажды сказала: «Фази-вази». На вопрос Вуда, что это значит, ответила: «Вы ставили собачку в камин и клали ей на голову огонь».

 

Впрочем, детские воспоминания ненадежны. Психолог Элизабет Лофтес подтвердила это экспериментом: сочинила правдоподобную историю о переживании, которое привлеченные ею к опыту добровольцы якобы испытали в детстве, потерявшись в супермаркете. А для убедительности сослалась на рассказы родителей. Разумеется, ничего подобного родители не говорили. В итоге 30 % участников эксперимента признали историю истинной, а некоторые даже подробно ее «вспомнили».

 

Л.Н. Толстой в детские годы и во взрослом возрасте  

 

Получается, если человек принял выдумку, впоследствии он просто дополняет чужой рассказ личными внутренними образами и перестает отличать от реальных воспоминаний. Поэтому изучать память детей намного сложнее, чем взрослых.

 

Фрейд считал, что воспоминания «стираются», чтобы вытеснить первые переживания ребенка. Травмой могут быть как ранние моменты, связанные с познанием своего тела, так и случайно подсмотренный родительский секс.

 

Ученые выдвигают и другие версии. Второе объяснение более материалистическое: у ребенка не развит в достаточной степени отдел мозга, отвечающий за запись воспоминаний, — гиппокамп. Полностью он формируется к семи годам и продолжает развиваться в юности, именно поэтому детство и отрочество — идеальный период для обучения. А у младенцев, увы, нет толкового инструмента для записи событий — нет и самой записи. 

 

Ребенок запоминает только то, что сам может выразить словами; нет слов — нет воспоминаний.

 

Объяснение третье: во всем виноваты растущие нервные клетки. Мы привыкли говорить, что «нервные клетки не восстанавливаются». Но раннее детство как раз время интенсивного развития клеток головного мозга и формирования новых структур из них. Правда, в ходе этого развития часть прежних структур становится ненужной. Активно накапливаются свежие воспоминания — и столь же активно «стираются» старые, чтобы не перегружать информацией пока неокрепший детский мозг. Все логично: зачем хранить то, что, с точки зрения растущего организма, более никогда не понадобится? Впрочем, существует гипотеза, что ранние воспоминания где-то хранятся, но доступа к ним мы не имеем.

 

 

Объяснение четвертое: способность помнить связана у детей с развитием речи. Ребенок запоминает только то, что сам может выразить словами; нет слов — нет воспоминаний. Дети, которые поздно научились говорить, воспроизводят меньше событий, чем их более разговорчивые сверстники.

 

Наконец, еще одно объяснение: во всем виноваты родители, а нижняя граница детской памяти определяется особенностями окружения. Доказано, что в разных странах средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, отличается примерно на два года. Если в культуре страны принято интересоваться воспоминаниями ребенка и беседовать с ним, рассказывать семейные предания, истории, он помнит себя в более младшем возрасте. Если же детские воспоминания никого не интересуют, ребенок будет помнить о себе намного позже. Отсюда вывод: если заниматься с малышом, его память будет иметь больший объем.

13
Читайте также
Загрузка...
Комментарии
Svoi Kyrgyz
0
Эти психиатры ужасают своим непониманием детской психологии и факторов ее развития.
Читаешь просто словно людей из каменного века.

Есть такой феномен... а впрочем, кому это я...

Лично я помню как меня пеленали, как я со скукой рассматривал трещики на потолке в яслях. Помню руки матери, когда делали первую фотографию на стульчике, а лица ее тогда не мог замечать, размазывалось. Помню как раздражали холодные детские белые весы полукруглой формы. Наблюдал за тем как защелкивают и отщелкивают весы. Холодный стеточкоп тоже раздражал. Помню сосок матери, все его качества и свойства. И всякое другое...

Примитивны ученые. Также и в отношении речи. И многого другого.
Александра Гурьева
Может быть, вы просто уникальный?:) Я вот очень удивилась, когда узнала, что многие не видят цветных снов. Вообще никогда в жизни.
Svoi Kyrgyz
1
Я просто здоровый. Можно называть здоровье уникальностью?
Нерадивые ученые могут только отчитываться по статистическим данным, а общую картину проблемы не видят. Почему нельзя иследовать тех, кто помнит и затем строить свои гипотезы? Наука же не описательное эссе, а анализ и выводы. Для человека фундаментальна ассоциативная память. Именно она, а не механическая память сделала человека человеком. А о ней толком ничего не знают. Вот и создают совершенно неэффективные учебные программы для отличников с механической памятью. Чувствую себя словно в прошлых веках нахожусь. Повторяю, ассоциативная память есть здоровая норма, а не уникальность.
Юлия Скопич
Везет вам! :) А я вот, к сожалению, ничего такого не помню, и мне всегда было очень интересно, почему. Да и среди моих знакомых нет счастливчиков, помнящих себя ранее 4 лет (примерно).
Svoi Kyrgyz
0
Счастливчик? Надо подумать... )))
Какой же счастливчик, если помнишь, что пальчики ног зажимались пеленкой, помнишь мерный стук настенных часов у бабы-няни... ))
В этом возрасте, основные моменты, это скука, когда вас оставляют лежать без движения, а ты не спишь... и всяческие оголения тельца и соприкосновения с холодными поверхностями... )))
Александра Гурьева
Это объясняет, почему, когда наконец ребенок расстается с пеленкой, и лет до полутора его невозможно остановить:) Дальше тоже весело, но по-другому.
Svoi Kyrgyz
0
И похоже на то, что это относится к так называемому телесному мышлению (раз есть память, то почему не быть мышлению))). Телеска заставляет наверстать упущенное в развитии телесного интеллекта.
Сергей Хунгеев
Эпизодически я помню себя с 10 месяцев, в это время мама отлучала меня от груди. Отлично помню первые дни в яслях, как я там рыдал. Короче первые в моей жизни стрессовые ситуации. Лет наверное с двух или раньше первые положительные воспоминания. Я не знаю ни одного человека, который помнил бы себя так рано. Так что хотите верьте, хотите нет.
Александра Гурьева
Верю) Я помню, как в 8 месяцев вылезла из шведского стульчика и навернулась на пол. Помню мысли, с какими вылезала: не хотела есть кашу, мама ушла в расстройстве из комнаты, я решила "пойти" за ней. В комнате никого не было,  "придумать" это за меня никто не мог. Память - интереснейшая штука.
Илья Барбаш
Не знаю, я лично помню себя с трёх лет. В четыре были воспоминания, которые я хорошо помню и сейчас. Хорошо помню , как бегал по улице в Петропавловске-Камчатском, помню, какое было холодное лето.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.