Николай Табашников: познавательное телевидение как жанр будет жить всегда

 

О перспективах познавательного кино и приоритетах телеканала «Моя Планета» — интервью с главным редактором телеканала Николаем Табашниковым.

 

— Одна из тенденций последнего времени — уход познавательных каналов в развлечение. Этого требует аудитория? Или это программная политика конкретных каналов? Каковы вообще тенденции в познавательном телевидении?

— Если взять фактических родоначальников жанра Discovery и их открытие планеты, то в какой-то момент они начали менять концепцию. Возможно, поняли, что достигли потолка. Американцы — прекрасные маркетологи. В какой-то момент они почувствовали, что аудитория, которая впитывала документальный познавательный жанр, начала уходить, молодежь перестала воспринимать документалистику. И они стали включать в сетку «Охотников за крокодилами», «Золото Юкона» и др. Это уже не открытия, не познание, а чисто адреналиновые сериалы для мужской аудитории, и их в мире наснимали огромное количество.

 

Они, безусловно, за счет величайшего мастерства, подбора колоритных персонажей, потрясающего монтажа затягивают зрителя в красивую развлекательную воронку. Но проблема в том, что он ничего не выносит из этой истории, он выключает мозг — сидит и смотрит. Это новая парадигма, но лично я всегда ратовал за парадигму ВВС.

 

— А кто или что тогда мешает познавательным каналам увлечь и перетащить этого зрителя, изменить эту парадигму? Почему зритель больше хочет развлекаться, чем познавать?

— За последние десять лет много очень крутых компаний — производителей документального кино умерло. Сейчас, по сути, остался один-единственный флагман, который стоит намертво и тратит колоссальные деньги на это, — компания BBC. Это, на минуточку, общественное телевидение, граждане целой страны сбрасываются по £60 в год на BBC, которое снимает не только «Шерлока», но и выдающиеся документальные фильмы, такие как «Планета Земля». В Великобритании до сих пор это дает колоссальные цифры. Потому что они держат эту марку, сохраняя привычку смотреть крутое документальное кино.

 

Еще один момент. Каналы, сменившие парадигму, ориентируются на агрессивную мужскую аудиторию, притом что драйвером телесмотрения всегда были женщины. У нас в «Цифровом телевидении ВГТРК» — разноплановые каналы: есть «Наука», «История», «Т24», которые рассчитаны преимущественно на мужскую аудиторию. Но все, что касается «Моей Планеты», «Живой планеты», «Планеты HD», — все это уже с соотношением 60:40 склоняется в сторону женской аудитории. Мы считаем, что это оптимальное сочетание для познавательных каналов.

 

Таков и подход ВВС, и я считаю, что это правильная модель.

 

Кадр из передачи «Люди силы»

 

— Вы так говорите, потому что закупаете фильмы у BBC?

— И много! Это, безусловно, наш главный поставщик. Я думаю, мы покупаем у ВВС совокупно не менее 30% всего западного контента не только для канала «Моя Планета», но и для всего блока «Познание». Потому что нам с ними очень удобно, они, как ни странно, дешевле, чем многие французские или немецкие компании, и ориентированы на зрителя. Мы пытаемся балансировать между двумя крайностями: дикими потоками «жвачки» и сложным фестивальным кино, которое никто до конца не может досмотреть, кроме создателей и пары критиков. Никакой зауми. У нас были некоторые эксперименты в этом направлении, это действительно сложный, красивый жанр, но зритель, к сожалению, его не воспринимает.

 

— Почему?

— Сейчас зрительское восприятие, к сожалению, разрушено телефонами, социальными сетями, YouTube. Удержать внимание больше чем на 3 минуты (длительность среднего ролика на YouTube) практически невозможно. А у нас программы по 44 минуты, некоторые по 52 — и вот попробуй удержи их. Сейчас у зрителей такое «пэтчворковое» сознание, из лоскутков. Когда человек сидит и смотрит телевизор, а ему параллельно приходит что-то по WhatsApp и Facebook, эсэмэска пришла, Viber, чайник вскипел — и все, мозг не выдержал! Это дискретное сознание.

 

— Какой процент программ вы продаете в другие страны? Локализуете ли вы их в рамках того проекта, о котором рассказывали?

— Полтора года назад было принято решение начать заниматься, так сказать, импортозамещением. Мы увлеченно этим занялись — «Цифровое телевидение ВГТРК» вкладывает в это огромные деньги и усилия.

 

Мы отобрали большой пул документальных программ, и это помимо мультипликации, которая идет лучше всего, потому что мультипликация — это уникальный жанр, который очень хорошо продается.

 

Сейчас крупные мировые каналы, особенно европейские игроки, конечно, держат оборону. Для них это еще в какой-то мере связано и с политикой. Помимо того, что индусы, китайцы, арабы уже покупают у нас программы нам было важно выйти в Европу, в первую очередь в Восточную: Словакию, Словению, Сербию, Чехию. И эти рынки у нас уже с удовольствием покупают пулы программ.

 

Кадр из передачи «Люди силы»

 

— В том числе этнические программы, про редких людей?

— И этнические, и про редких людей… У нас есть очень удачный, на наш взгляд, проект «Люди силы», который мы снимали по всему миру. Мы будем его по фестивалям катать непременно, потому что там есть выдающиеся эпизоды и уникально снятые материалы. Один эпизод, например, снимали в Казахстане, ближе к китайской границе — там уйгуры живут, а местный шаман зовется баксы. Болезни они изгоняют с помощью прижигания какими-то щипцами. Девушку, которая не могла выносить беременность, избивали легкими только что убитой овцы — и вы будете смеяться, она после этого родила. Но как все это было снято! Это было просто дико: и муж, и жена рыдают, его наприжигали, ее избили этими кусками мяса, это такой весьма жесткий треш!

 

— Сейчас прослеживается еще одна интересная тенденция, скорее культурологическое явление, — возврат в абсолютную дикость. Вот хака — вы видели, конечно, это же дичь!

— Да, снимали передачу про это! Мы в Европе уже привыкли, что у нас уже нет таких первобытных танцев. Но у нас есть лезгинка, и на самом деле это некий аналог хаки, потому что там тоже сверкают очами, крутятся, вертятся, изображая орла. А хака — это когда тебе пытаются внушить перед битвой, что тебе конец. Это на самом деле боевой танец, и говорить о том, что это является возвратом к корням, нельзя.

 

— Этот «возврат к корням» настолько популярен, что стал тенденцией и в медиа, и в обществе в целом?

— Если говорить глобально о каком-то культурологическом моменте, мне кажется, что это общечеловеческая реакция на глобализацию, когда люди все превращаются в одинаковую массу, с одинаковыми телефонами, в одинаковых джинсах, ботинках, модных футболках и т. д. И в какой-то момент людям уже не хочется выглядеть как все. И тогда происходит вот такой возврат к корням, к каким-то элементам, как, например, еда.

 

Глобализация на самом деле — это неизбежное не зло, но нечто неотвратимое. Но чем больше будут культурные и традиционные различия, тем интереснее будет мир. И то, чем мы занимаемся на «Планете», — в какой-то мере борьба с глобализацией.

 

Выезжая куда-то и снимая фильм, мы ищем различия и сходства между нами. И чем больше этих конструктивных различий и чем дольше они будут сохраняться, тем лучше для нас будет Земля.

 

Кадр из передачи «Мировой рынок»

 

— Видите ли вы дальнейшую перспективу для познавательного телевидения вообще?

— Я думаю, что этот жанр будет жить всегда. С точки зрения формы будет ли он упрощаться, — посмотрим. Жанр путешествия будет интересен всегда и всем. Такие телеканалы будут существовать, так же как и киноканалы, несмотря на то что существует интернет.

 

В этом огромный элемент развлечения, не только познания. Все будет зависеть только от того, насколько интересных, харизматичных людей каналы смогут предлагать зрителю. Это уже вызов для производителя, для самих каналов — насколько они смогут создавать конкурентоспособный продукт.

 

20 лет назад было достаточно просто показать другой мир глазами Сенкевича — Турция, египетские пирамиды и т. д. 15 или 10 лет назад, когда появилась программа «Вокруг света», уже было некоторое усложнение — это было знакомство не только со странами, а уже приближение к людям. Сейчас уже не так важно, что мы показали и каких людей, важно — как мы это показали, насколько харизматичен ведущий, как он может установить контакт с той или иной аудиторией.

 

Для cableman.ru беседовала Яна Бельская

9
Читайте также
Загрузка...
Комментарии
Елизавета Краснощекова
Абсолютно согласна с утверждениями Николая. Особенно в том, что касается ведущих. Я очень люблю телеканал "Моя планета", но смотрю не всё подряд, а только программы, совпадающие с моими интересами и с любимыми ведущими. Кстати, интересно было бы узнать, кто из лиц телеканала может по праву гордиться самым большим признанием зрительской аудитории и существуют ли вообще на канале подобные рейтинги. И не только в отношении ведущих. Ведь без операторов и редакторов вообще никакого контента бы не было!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.