Модная история

Мода Средневековья

 

Как менялась мировая мода: от мехового фартука и костюма на двоих до неудобных излишеств Средневековья и эпохи унисекс.

 

Сначала все носили набедренные повязки, потом простыню, потом рога. И далеко не всегда внешний вид одежды зависел от климата и финансовых обстоятельств — мировая мода и без того знала достаточно странных костюмов.

 
 

Палеолит: меховой фартук

 

Палеолит. Охота на глиптодона

 

Каменный век — огромный отрезок истории. Начался где-то 3,3 млн лет назад, а закончился 8000 лет назад. При этом первая одежда — из шкур животных — появилась 500 000 — 200 000 лет назад, когда наши пращуры двинулись на север из Африки.

 

Одежда их напоминала что-то вроде юбки или фартука, только мехового. Подробные детали костюма тех времен, конечно, не сохранились, если не считать многочисленной «бижутерии» в виде дырявых ракушек, которые носили как бусы и кулоны. Ну а первыми портными, возможно, стали наши двоюродные братья (параллельная ветвь человечества) — неандертальцы. Есть свидетельства, что они уже не просто заворачивались в шкуры, но сшивали их при помощи жил животных. Не чужды им были и украшательства: на голове они, по-видимому, носили перья, на шее — «подвески» из когтей орлов.

 
 

А вот когда уже у наших предков (кроманьонцев) появилась первая игла, дело и вовсе пошло на лад. Они стали сшивать куски меховых шкур, а чуть позже — не просто шили, но плели: сети, мешки, циновки. И, вероятно, ткали: не исключено, что ткацкий станок появился именно в это время. А с ним и обувь — мокасины.

 

Чтобы понять, как выглядел костюм тех лет, достаточно взглянуть на реконструкцию знаменитого захоронения в Сунгире, Владимирская область (25 000 — 30 000 лет). Тогда на планете было холоднее, чем сейчас. Особенно в северных регионах, к которым смело можно было отнести и территорию нынешней Владимирской области. Мамонты в то время вполне себе здравствовали и были не только пищей, но и в буквальном смысле «стройматериалом» (из их костей и бивней строили каркас жилищ, обтягивали — шкурами, ну а зубы «властелинов тайги» были такими большими, что служили нашим предкам «табуретками»). То, что оставалось, шло на «тюнинг» костюма.

 
 

Одежда, найденная в могильнике в Сунгире, выглядит в полном соответствии с эпохой: шапка, полушубок, штаны, к которым пришиты высокие сапоги наподобие унт. Все из шерсти и расшито костяными бусами. Напоминает известные нам костюмы чукчей и эскимосов.

 
 

Месопотамия: шали с бахромой

 

Слева: костюм шумерского царя. Поясная одежда и длинный плащ с золотой бахромой. Справа: женская одежда, украшенная ярусами бахромы. Парик с золотыми украшениями в виде листьев

 

В Вавилоне носили шерстяные шали (к тому времени козы и овцы уже были одомашнены). Причем шаль — наряд для всех подряд: и мужчин, и женщин. Украшалась бахромой — атрибутом практически непременным, потому что носила характер и ритуальный, и «юридический». Расплачиваясь за разные товары и услуги, вавилоняне прикладывали к глиняной табличке конец своей бахромы — как полагают историки, чтобы заверить документ «печатью» (деньги в те времена уже были, но их, как и сегодня, всегда не хватало, так что бахрома и глиняная табличка могут считаться одним из первых вариантов «кредитного договора»; вероятно, бахрома делалась из шерсти, а вот каким образом достигалась ее уникальность — неизвестно). В случае развода супругов муж отрезал бахрому от шали своей жены.

 

Любимый цвет шумеров — красный (как, впрочем, у большинства древних народов). Украшения носили все — даже бедные, хотя бы ленточку-жгут надо лбом (в случае женщин). Особое внимание уделялось и прическе, в первую очередь у мужчин: сильный пол завивал волосы в крутые кудри, бороду закручивал в трубочки или косички, которые украшались золотыми нитями.

 
 

Египет: белые льняные одежды

 

Одежда египтян

 

Овца стала вторым домашним животным после собаки. Ее «приручили» в странах Передней Азии, и довольно быстро она становится стандартным элементом и египетского пейзажа тоже. Долгое время, правда, эти животные служили лишь в качестве тягловой силы. Носить овечью шерсть жители страны пирамид не спешили. На Востоке овца считалась чем-то вроде свиньи.

 

А еще, в отличие от большинства древних царств, в Египте уважали белый цвет, считавшийся цветом чистоты. Поэтому в чести были натуральные льняные одежды (у женщин — покрывала и что-то вроде платьев, у мужчин — набедренные повязки).

 

Богатые дамы носили массивные золотые и бронзовые украшения, у бедняков подчас не было даже набедренной повязки — они попросту ходили нагишом. Впрочем, и знатные дамы то и дело «носили» совершенно ничем не прикрытую грудь. В «стране богов» вообще не особенно любили сковывать себя одеждой и обувью.

 
 

Античность: хламиды и хитоны

 

 

Как и шумеры, греки, а за ними и римляне не придавали большого значения разнице полов. Только в том аспекте, что касается одежды, разумеется. Говорят даже, что опальный афинский военачальник Фокион из-за крайней бедности не мог выйти в свет вместе с супругой — у них был один костюм на двоих. Но кое в чем женское «платье» все-таки отличалось: поверх хитона (что-то вроде рубашки без рукавов) дамы носили пеплос — простой отрез ткани. Мужчины же надевали хламиду или гиматий. И то и другое — плащ, но первый короткий, а второй — длинный (настолько, что, когда кто-то слишком оживленно жестикулировал, про него с насмешкой говорили: «Он опоясывает свой гиматий»). Он же, кстати, в случае чего служил одеялом. Именно такой гиматий, если верить греческим статуям и их римским копиям, носил Софокл.

 

В целом мужские и женские костюмы выглядели примерно одинаково: большую «простыню» собирали вертикальными складками, а затем крепили при помощи фибул, которые одновременно служили и украшением. По сути, единственным. В Элладе вообще не любили аксессуары — чем меньше деталей, тем лучше. А вот пропорции — другое дело, истинную красоту в античности ценили.

 
 

Средневековье: колпаки и шлейфы

 

 

Неудобство — так можно охарактеризовать всю средневековую моду. Вернее, моды как таковой на тот момент все еще не существовало: одни и те же фасоны (за редким исключением), как и во все прошлые эпохи, носились столетиями.

 

О том, как это все выглядело, может поведать средневековая живопись — не только объект многочисленных интернет-мемов, но и источник ценных исторических сведений. Вот, к примеру, портрет кисти художника по имени Сите-де-Дам французской королевы Изабеллы Баварской — с «рогами». А все потому, что в 1395 году «королева-распутница» придумала геннин — женскую шляпу в виде конуса. Странная по нынешним меркам выдумка, но по меркам Средневековья — образец стиля. Эти конусы делались из бумаги, обтянутой тканью, и достигали метра в длину. Да еще и украшались длинным шлейфом. А потом геннин и вовсе приобрел два рога.

 
 

Крестьяне Средних веков носят короткие платья, пастухи — узкие штаны под названием брэ, а еще колпаки, закрывающие плечи, — шапероны. Знать позволяет себе излишества. И тоже весьма неудобные. У богатых дам XIII века входят в моду рукава — настолько узкие, что после каждого надевания их нужно распарывать, а потом снова зашивать.

 
 

Эпоха Возрождения: кринолины, декольте и воротники

 

 

Такой «вечный» элемент женского гардероба, как юбка, появился лишь в XV веке (до этого дамы носили только платья, «халаты», хитоны; если не считать полоски ткани, которые оборачивали вокруг своих бедер древние египтяне). И почти сразу над юбками начали «издеваться». Сначала растянули на обручах: так появились знаменитые кринолины (тогда это называлось вердугадо). Считается, что этот фасон придумала королева Кастилии и Леона Жуана Португальская — не для красоты, а чтобы скрыть свою беременность (эта же легкомысленная — по мнению церкви — особа придумала носить глубокие декольте; а заодно в платьях появились широкие рукава и мягкие ткани).

 
Английская королева Елизавета I 
 

Английская королева Елизавета I, еще одна законодательница мод (в ее гардеробе числилось 6000 платьев), приложила руку к созданию (или к введению в моду) высокого воротника в виде кольца из накрахмаленной ткани или кружев, собранных характерными складками. Его называли фреза, или бетси — в честь Елизаветы I.

 
 

XVI век: изменение пропорций

 

 

Если в XV веке кринолин был широк вверху и довольно узок внизу, то в конце XVI пропорции изменились — вверху стало узко, внизу — широко. Правда, такие вердугадос могли позволить себе лишь дамы высшего света. Простонародье носило мягкие, свободно спадающие складками юбки. Чуть позже в моду вошел так называемый роб — платье, которое надевалось поверх платья другого цвета и фактуры — котта. Юбка роба имела разрез спереди, что позволяло видеть котт. Во времена Марии Медичи юбка роба приобретает огромный каркас-тамбурин (накладки по бокам на уровне бедер).

 
Мадам Помпадур художника Франсуа Буше
 

В начале XVII века кринолин лишается металлических обручей и приобретает мягкий силуэт. Ненадолго. К концу того же столетия каркасы вновь возвращаются, да еще и со шлейфом. И снова тяжелые ткани. Например, атлас, который ввела в моду роскошная мадам Помпадур (она же, кстати, является создателем прически «кораблик» — высокого начеса, под который подкладывался валик, и каблуков — все для того, чтобы скрыть свой невеликий рост).

 

В 1770-х в моду входит полонез — платье с длинной юбкой, подол которой подбирается сзади и по бокам. В моду постепенно входит более естественный силуэт и мягкие воздушные ткани. Именно в таком платье могла бы танцевать на балу Наташа Ростова.

 
 

Новейшее время: брюки для всех

 

Чарльз Фредерик Уорт — французский модельер английского происхождения, основатель дома моды House of Worth, один из первых представителей высокой моды

 

Научно-техническая революция перевернула все. В том числе мир моды. Велосипеды, автомобили и поезда поставили крест на кринолинах и турнюрах. Одежда обязана была стать удобной, в моду окончательно входит естественность. В 1858 году французский модельер Чарльз Фредерик Уорт открывает первый дом моды и разделяет одежду по сезонам. Он же утверждает Синдикат высокой моды, который существует и поныне.

 

Ну а навсегда покончить с «буржуазной роскошью» суждено было Второй мировой войне: одежду отныне шьют из подручных средств, экономят на тканях. Обувь — на деревянной подошве, юбки — покороче, ткани — подешевле. То же самое у мужчин: непременные атрибуты — кепи или шляпа, а также пиджак «не по размеру». Вероятно, дань все тому же послевоенному времени.

 
 

Коко Шанель создает классику — юбку-карандаш, которая не выходит из моды и поныне. А еще знаменитое маленькое черное платье, любимый Жаклин Кеннеди твидовый костюм, короткие стрижки, маленькие шляпки и длинную жемчужную нить.

 

В 1950-е, на феминистической волне, женщины наконец получают «законное» право носить брюки (до этого, несмотря на вдохновляющий пример Марлен Дитрих, брюки на женщине все-таки считались неким авангардом). В 1970-е стиль унисекс окончательно закрепился: джинсы, кофты, бейсболки, рубашки и майки носят поголовно все. Как, впрочем, и сегодня.

18
Читайте также
Загрузка...
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.