Лошадиные бега в турнюрах

«Моя Планета» рассказывает о том, что происходит на старинных и странных фото.

Эта старая фотография похожа на шутку человека, озабоченного «женской проблемой» конца XIX века. Явно постановочный характер картинки (в западных странах не было рикш, тем более рикш-женщин) означает, что существенной является каждая деталь.

Первое, что бросается в глаза, — две понурые женщины, впряженные в двухколесную коляску без верха. Они одеты в платья с турнюрами, которые наращивали нижнюю часть женского силуэта сзади, отчего вид сбоку действительно напоминал лошадиный круп.

В этой моде ретрограды усматривали атаку на женственность, как ее понимали во времена «короля-солнца» или в середине XIX века. Ведь как ни крути, а женский силуэт с открытым декольте, туго затянутой талией и широкой юбкой выглядит гораздо более выразительно, чем фигура в закрытом платье с «откляченным задом». Особенно если такой наряд был надет не на утонченную аристократку, а на женщину более низкого сословия.

Но таковы были веяния времени. Бурное развитие производства, увеличение доли женского труда в общественных работах и возникновение индустрии женской моды «для всех» способствовали ее проникновению на низшие ступни социальной лестницы. Массовые тиражи журналов мод и сети магазинов с разумными ценами сделали модную одежду доступной для женщин из неблагородных сословий, особенно для работающих. Акцент на работающих женщин подчеркивает фон фотографии: булыжник мостовой и кирпичная кладка невзрачной, явно фабричной стены.

Теперь внимательно смотрим на две другие женские фигуры. Одна из них — наездница с кнутом в руках, другая — зрительница. Первая сидит в коляске, вторая стоит, скрестив руки, и наблюдает за происходящим с равнодушным неодобрением. При этом повозка, которую еле тянут «рабочие лошадки», похожа на коляску, предназначенную для лошадиных бегов.

Именно в этой пародии на лошадиные бега — главная изюминка фотографии, автор которой не только издевался над модой и фиксировал веяния времени, но и зло высмеивал амбиции предводительниц женских движений, массовый рост которых отмечен как раз в это время. Расстановка фигур подчеркивает разницу между лидерами этих движений (наездница с кнутом), их участницами (еле тянущие повозку «рабочие лошадки») и остальными женщинами (дама, стоящая на обочине).

В этой мизансцене зашифровано главное послание автора: лидеры женских движений напрасно рассчитывают стать призерами политической гонки, спекулируя на гендерных проблемах и эксплуатируя рядовых членов движения, — понурых, измученных женщин можно, конечно, заставить тянуть повозку, но бегать они не умеют и политический забег с такой «тягловой силой» не выиграть.

Комментарии
Ian Gorboun
22 сентября 2015, в 00:44

Особенно эта фотография актуальна в свете походившего сегодня в Совете Федерации "Первого евразийского женского форума", где будут обсуждать вопросы, в том числе и о правовом равенстве полов.
Я им уже написал, чтобы валили со своими правами в забои уголь добывать :)

Оставить комментарий
Необходимо авторизоваться
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишись 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку
Ничто так не развивает ум, как путешествиеЭмиль Золя