Другой Афганистан

 

Вахан — дикий регион Северо-Восточного Афганистана, входящий в провинцию Бадахшан, — невелик размером (в длину всего 300 км) и зажат между горами Памира и хребтом Гиндукуш. Горные перевалы здесь чередуются высокогорными плато. Когда-то Ваханский коридор был частью древнего Великого шелкового пути, важнейшего торгового маршрута, соединявшего Китай с Европой. Наряду с купеческими караванами по нему проходили воинственные армии и бесстрашные исследователи. (Об объектах Великого шелкового пути в России писала «Моя Планета».)

 

Местные жители, ваханцы и киргизы, весьма приветливы. Фотографировать женщин сложно, они скрытные, признает фотограф. Но с мужчинами и детьми такой проблемы не было. В знак дружбы они прикладывают руку к левой стороне груди, тем самым говоря, что их приветствие исходит от сердца. В пограничном городе Ишкашим с большим суннитским населением многие женщины носят длинную синюю паранджу, закрывающую лицо. В сельской местности правила не так строги: длинные красочные платья с простым платком позволяют получше разглядеть местных жительниц.

 

Как у христианства существует много течений, так и у ислама есть много ветвей со своими правилами и догмами. Многие люди, живущие в Вахане, являются мусульманами-исмаилитами. Это умеренная форма ислама, насчитывающая 25 млн последователей во всем мире.

 

Дома ваханов — это в основном каменные хижины с земляными полами, где навоз животных использован в качестве цемента. Крыша сделана из бревен, травы и навоза, чтобы сохранить водонепроницаемость. Печи есть не везде, в некоторых — только яма для костра.

 

В Вахане нет деревьев, поэтому жители, живущие в горах, на высоте выше 3000 м проделывают трехдневные путешествия в долину, чтобы добыть топливо для жилищ. Вместо внедорожников — безотказные яки, экологически чистый транспорт 4х4, способный передвигаться по скалистой местности, форсируя ледяные горные реки и не зная усталости.

 

Младенческая смертность здесь самая высокая в мире. Около 60% детей умирают, не достигнув пятилетнего возраста. Если они выживут, будут работать, как все в семье, скотоводами. В Вахане есть несколько школ, но пойдут дети туда или нет, зависит от родителей. Чаще всего учиться отправляют мальчиков — еще и потому, что школы труднодоступны, утренний переезд может занять несколько часов из-за отсутствия дорог и больших расстояний между поселениями. (О том, с какими сложностями приходится сталкиваться школьникам разных стран мира, добираясь к месту учебы, можно почитать в материале «Трудная дорога в школу»).

 

Киргизский народ Афганистана — полукочевой, переходит из долины в долину, меняя пастбища. Живут киргизы в юртах из овечьего войлока, которые быстро разбираются и собираются. Каждое поселение состоит из двух-трех семей.

 

Вахский и киргизский народы пьют большое количество соленого молочного чая. Он подается на завтрак, обед и ужин. Это смесь молока яка и козы, его готовят путем добавления кипящей воды, чая из брикетов и каменной соли. Соль противодействует обезвоживанию организма в высокогорном и сухом климате. (О том, правда ли, что горячий чай лучше всего утоляет жажду, мы рассказывали здесь).

 

По дороге путешественнику наверняка будут попадаться камни с загадочными рисунками. Этим петроглифам несколько тысяч лет. Рисунки изображают сцены охоты, людей, вооруженных чем-то, похожим на луки, животных. Считается, что камни с петроглифами обозначали границы между разными племенами.

 

Это все тот Афганистан, который не показывают в новостях.

19
Читайте также
Загрузка...
Комментарии
Эгамберды Кабулов
Автор кое-где не совсем прав. Во-первых, жители Бадахшана, как афганского, так и таджикского, в основном исмаилиты, а не сунниты. Как доказательство, в Ишкашиме нет мечети, так как у исмаилитов их вообще нет, а есть общинные дома - жамоат хона, где читаются молитвы, проходят собрания, где наиболее образованные члены общины обучают детей основам религии.
Во-вторых, никто ни за какими дровами в долину не спускается. У киргизов есть топливо - навоз. Они его заготавливают на зиму, благо животных полным полно.
В-третьих,  киргизы и ваханцы не живут по соседству. От Сархада, где живут ваханцы, последнего села, до которого есть дорога, как минимум два дня пути до киргизов. И отни не кочуют. Каждая семья, каждый клан имеют свои территории, небольшие по площади. Нет смысла кочевать. Да и некуда - вся трава в главной долине, боковых ответвлений нет.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.