В Праге у Франца Кафки



В 2014 году я побывал в Праге и посетил музей Франца Кафки. Часть экспозиции — «Экзистенциальное пространство» — знакомит с жизнью писателя. Но особенно меня впечатлила музыкальная видеоинсталляция, отражающая мироощущение Франца Кафки.
В знак благодарности я подарил музею свой роман-быль «Странник»(мистерия). Одна из глав написана под впечатлением романа Кафки «Процесс» – про абсурд нашего судопроизводства и кошмар уголовного беспредела. Всегда и везде «правосудие защищается от наказания», а «виновность всегда несомненна».

У нас с Кафкой много схожих личностных черт. Я тоже по Зодиаку «рак», и тоже по образованию юрист. Для меня также на первом месте всегда была не работа, а литература. Как и я, Кафка в своей семье был чужой странный непонятный необыкновенный чужак. Мой отец тоже не понимал меня. Отец хотел, чтобы я поступил на юридический факультет, но я всегда любил философию и литературу.

Одни называют Кафку «любителем ужаса», другие – «великим художником сомнений». Кафка жил в своём стеклянном замке, куда посторонним был вход запрещён, но из которого он и сам не мог выйти. Родным Франц казался чужим, странным, непонятным.
«Я жил отверженным, и хотя я боролся за другую жизнь, мои усилия оказывались тщетными, поскольку я пытался сделать невозможное», – написал Кафка в дневнике.

Франца Кафку отличало неприятие окружающего мира. Он не мог жить даже с самим собой. Днём Кафка вёл скучную жизнь страхового клерка. На службе он был занят до 14 часов, после обеда спал, а ночью начиналась его подлинная жизнь. Оставшись наедине с собой, он давал волю своим фантазиям и страхам, перенося их на бумагу. Иногда он писал сразу несколько произведений.
«Я крайне переутомлён своей службой, но я не дам опустить себе руки, и впрыгну в свою новеллу, даже если она разрежет мне лицо».

Кафка описывал абсурд происходящего, глядя из идеального мира. Франц всегда был склонен к автобиографичности, причём не только в дневниках. Его рассказы – иллюстрация классических неврозов. Он придумывал различные истории, помогающие ему преодолеть страх.
«Когда я не пишу, я чувствую только усталость, печаль и тяжесть на душе. А когда пишу, меня терзает беспокойство и страх».

Однажды Кафка сказал своему другу Максу Броду: «Дорогой мой Макс! Я – совершенно бесполезная личность, но с этим ничего нельзя поделать». «Каждый день я мечтаю оторваться от земли». «Со мной всё в порядке, кроме самого меня».

Макс Брод вспоминал о Кафке: «В его творчестве нет ничего «сюрреалистического», а есть правдивость, протокольно точное и правдоподобное восприятие».

Гениальные писатели обладают даром предвидения. Раньше многих других на основе личного опыта Кафка сумел понять, что в человеке есть не только склонность к добру, красоте и гармонии, но есть в нём склонность к злу и насилию.

В своих произведениях Франц Кафка предвосхитил наступление тоталитарного общества. То, что он описал в рассказе «В исправительной колонии» и в романе «Процесс» через несколько лет стало реальностью в фашистской Германии.

«Проклятье висит над человеческим родом», – писал Кафка. – «Меня мучат боль и сумасшествие». «Во взволнованном сердце тикают часы». «Мне постоянно хочется умереть, и единственное, что удерживает меня в живых, – это только любовь».

Почему Кафка написал «Превращение»?
«Превращение» – апофеоз отверженности. Очевидно, что это не просто фантазия, а вытесненные в подсознание неуверенность и страх.
Проснувшись насекомым, Грегор Замза начинает понимать, что в мире царит отнюдь не любовь, но абсурд и страх. Как в сказке, превращение в чудовище есть, однако избавления благодаря чуду любви не происходит.

Глядя на происходящий абсурд, кажется, будто ожили герои Кафки. Кошмар окружающего мира, куда человек «выброшен жить», – главная тема произведений Франца Кафки.
В «перестройку» часто повторяли: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». – И сделали! Многие ныне увидели себя в героях чешского писателя, бесславно гибнущих в абсурдной действительности. Кафка до сих пор «обжигающе актуален».
30 января я побывал на премьере нового фильма Константина Селиверстова по новелле Франца Кафки «Превращение». Новелла, на мой взгляд, является своего рода «селфи» Франца Кафки. Я задал режиссёру несколько вопросов: насколько фильм является экранизацией новеллы Франца Кафки? и был бы доволен Кафка данным экспериментом?



© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
0
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.