Три раза по пути или Как плохо жить в России

Автостопом я до сегодняшнего дня не путешествовал. Нет, конечно, ездил с пришлыми водителями, но это по договорённости — всё было по плану в чётко оговоренное время. А тут — чистая спонтанность, выставил руку в сторону и стоишь себе на обочине в ожидании доброго водителя. И на самом деле в этом есть свои прелести.

Начнём с того, что как такового желания путешествовать автостопом у меня не было. Не стану лукавить, не просыпался с первой же мыслью о том, как бы поймать попутку. Обстоятельства сильнее оказались, вот в чём соль. Хотел всего лишь на майские домой съездить из Москвы в Кострому с помощью известного сервиса BlaBlaCar, как обычно, без проблем. Забронировал свой сидячий квадратный метр в машине за день. Однако водитель (дай Бог ему здоровья и ума) за полчаса до назначенной встречи послал к чертям всю поездку. Просто так взял и отдал место другому.



Моему праведному гневу было не найти должного выхода, поскольку других предложений уже не было, а ждать полдня ради поезда в одиннадцать часов вечера мне не особо улыбалось. Поэтому пришлось на скорую руку активизировать извилины и вспоминать, что на пути нужной мне трассы по дороге в Кострому ещё города имеются. Искал через BlaBlaCar поездки в Ярославль, в Ростов, чтобы там поймать ещё кого-нибудь — впустую, поздно уже было. Мало-мальски подошёл один вариант — мелкий городишко Переславль-Залесский. И сравнительно недорого. Ну, думаю, чем чёрт не шутит.

Позвонил по указанному номеру. Узнал, что водителя зовут Олегом. И после этой донельзя важной информации звонок сбросился вместе с сообщением от горячо любимого «Мегафона» о появившейся задолженности — номер был иногородний. Кляня всех святых, бросился писать на BlaBlaCar в личку — получил ответ спустя кажущуюся вечность, что встречаться надо на станции метро, которая находится в часе езды. Самообладание было сохранить непросто, но получилось. После пресловутого часа езды, всех перипетий и пертурбаций я наконец сел в пыльный вишнёвый «Форд Фокус» и пожал руку моему спутнику на ближайшие три часа.



Объяснившись друг с другом, мы заняли свои места, и у меня было время осмотреть водителя. Чтобы его представить, мысленно нарисуйте образ типичного представителя дворовой интеллигенции лет тридцати в удобных тренировочных штанах и сопутствующей ветровке в двойную сплошную полоску. Как можно догадаться, лексикон и мировоззрение были соответствующие — спустя часа стояния в пробке на выезде из Москвы Олегу внезапно захотелось пожрать. Не поесть, не покушать, а именно пожрать. В связи с чем местом дислокации и был выбран стоящий рядом с трассой KFC. Заказаны были «баскет-**яскет», «картофан жареный» и «чо-нить попить». Я от заказа воздержался.



После изысканной трапезы ожидалась не самая приятная часть путешествия — продолжение участия в пробке. За эти увлекательные полтора часа я успел много чего путного уяснить от Олега касательно, выражаясь культурно, его негативного отношения к Москве, к правительству Москвы и к москвичам в частности. Я как-то посчитал лишним упоминать, что большую часть времени живу в столице — действительно, зачем портить человеку настроение?

Из пробки выехали. Начало в сон клонить. Перед отбытием в страну грёз и мечт успел мельком окинуть деревья и луга по бокам — как же красива междугородняя Россия!..



Проснулся перед самым въездом в Переславль через пару часов. К чести Олега, он сделал всё зависящее от себя — подбросил к максимально близкому от выезда из города пункту. Рассчитавшись с ним и поблагодарив за участие, я остался на обочине. Смотрев вслед уезжающему и поднимающему клубы пыли «Фокусу», я поймал себя на мысли, что не имею чёткого плана дальнейших действий. Очутился в незнакомом населённом пункте, наполовину городе, наполовину деревне, без дальнейших самоуказаний. Пришлось вспоминать, как делается в фильмах автостоп — неуверенно вытянул руку навстречу несущимся железным коням и стал ждать.



…Спустя сорок минут ожидания и затеканий обеих рук надежда на счастливый исход авантюры уже готовилась отдать концы. Я думал — неужели никто в положение не войдёт, неужели никто студентом не был? И тут около рефлексирующего меня сбавила ход внушительных габаритов машина — марку не запомнил, радовался моменту. Неуверенно подошёл ко двери со стороны водителя и увидел хмурое лицо средних лет в очках.

— Докуда надо?
— До Костромы довезёте?
— До Ярославля. За сколько?

Я немного опешил, так как к такому жизнь меня не готовила. В кармане была всего лишь помятая сотня, явно не рассчитанная на то, чтобы быть отданной водителю, ведь по моим представлениям, за спонтанный набор пассажиров по пути денег брать не должны.

— Сто рублей…
— Двести.
— У меня больше нет.

Водитель сердито взглянул на меня, словно прицениваясь, стою ли я этой сотки, и была видна его внутренняя борьба.

— Садись.

Уже настороженный, я сел в машину и протянул купюру попутчику, который тут же убрал её в нагрудный карман. Как двинулись, он начал строго втирать, что за бесплатно никто никого уже не возит, и что беря пассажиров, он рассчитывает покрыть расходы на бензин, со мной же не получилось. Я делал вид, что внимаю его лекции, а сам рассматривал персону водителя. При ближайшем ознакомлении он оказался «крутым мужиком» пенсионного возраста с татуировкой на запястье и кожаной курткой. Моё внимание привлёк забинтованный средний палец его правой руки, но предысторию как-то не хотелось узнавать.

Водитель (я не спросил его имени) оказался повидавшим жизнь воякой, который несколько раз, с его слов, на подлодке горел и в больнице был. Ещё один час поездки скрасили разговоры о милиции, о коррупции, о финансовых пирамидах, о религии и об образовании, и сложно представить, чтобы всё это заслужило похвалу с его стороны. При упоминании чего-нибудь негативного его лицо перекашивалось от злобы. Довела человека жизнь в России, чувствовалось.

На самом-то деле стандартная история стандартного россиянина со стандартными проблемами. Маленькая пенсия для многократного ветерана труда. Засуживание талантливой дочери, выступавшей в шоу «Голос», продажным жюри. Прогоревший торговый бизнес. Попытка развеяться, отвлечься от повседневной суеты в Архангельске хотя бы на пару дней с друзьями за шашлычком, водочкой и картошечкой. При взгляде на его сосредоточенно-злобный взор, обращённый на дорогу, мне даже взгрустнулось.

Наконец подъехали к Ярославлю. Он предупредил, что в город не заедет и выкинет около окраины. Выбора особого не было, поэтому я кивком выразил согласие и попросил остановиться неподалёку от развилки на Ярославль и Кострому. Ворча «из-за этих двух сплошных ты меня посадишь», он свернул на обочину и остановил. Расстались с некоторым уважением друг к другу.



Смеркалось.

А между тем от Ярославля до Костромы оставалось ещё семьдесят километров. Пройдено было триста.

Уже привычным движением я выбросил в сторону руку в ожидании попутчиков. Однако моё положение осложнило время суток — в свете фар автомобилей, вечером работавших на все сто, одинокая фигура автостопера была слабо заметна. После четверти часа бесплодного ожидания мной было принято решение пройти эти семьдесят километров пешим ходом — ну не на месте же стоять, в самом деле. И тут мне снова улыбнулась удача. Проехав некоторый путь, впереди меня остановился массивный грузовик. Я подбежал к окну — за рулём сидел самый настоящий дальнобойщик лет тридцати пяти, образ которого был популяризирован небезызвестным сериалом нулевых.



…Дима оказался классным парнем, и был бы ещё лучше, не вставляй он через каждое слово нецензурную брань и похабщину. По образованию был инженером, в Кострому ехал с грузом клея на семнадцать тысяч евро, по его словам, самого дорогого груза за всю карьеру. «Не повезу больше — а ну как перевернётся?» — болтал он сам с собой. Дима не стал исключением — за оставшиеся полтора часа сумел огульно охаять всю систему образования, Рамзана Кадырова, проценты по ипотечному кредитованию и золотые часы патриарха Кирилла. Выражал желание свалить за рубеж и радовался, как ребёнок, когда я говорил ему, что учусь по специальности «международная журналистика». Хвалил и кричал: «Ну ты всем там покажешь!». Кому «всем» — не уточнял.

Подъехали к пункту назначения. Дима не взял за проезд ни копейки, только лишь улыбнулся и поблагодарил за составленную компанию. Я сделал то же самое.



Направляясь к своему дому, я думал — кому же на Руси жить хорошо стало со времён Некрасова? Простой люд всё так же перебирается между городами, злобно ругает власть и ничего с этим не делает. Приобретённый опыт автостопа оставил во мне смешанные чувства. Однако лишним он точно не был.
13
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Илья Tованчев
4
Душевно написано.
Список виноватых не оригинальный - сколько сам в такие разговоры вступал, всегда слышал одних и тех же "виновных" персонажей, а самое грустное это то, что себя и свое рас****яйство никто не считает жизненными ошибками, а зря.
Ягодка Волчья
2
Молодец, всех обкакал ))))
Александр Мыльников
Эх... Все реже и реже водители подбирают народ на трассах. Из-за участившихся случаев кидалова,мошенничества и просто беспредела водители просто боятся брать на трассе абы кого. Я  стараюсь останавливаться и брать попутчиков, но в последнее время далеко не всех. Зачастую на трассе проще и безопаснее взять забулдыг,которым нужно от города до города доехать,чем людей опрятного вида. Понятное дело,что стопщиков видно издалека и глаз уже наметан... Вот на Русском Севере-другое дело. Там всегда можно брать на трассе людей, так как там люди другого менталитета и работает взаимовыручка. В последний раз от Мезени до Архангельска дважды попутчиков брали... Хотелось бы верить, что быдла на дрогах станет меньше и времена,когда можно подобрать интересного попутчика вернуться...
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.