Случайные Гималаи

Наш мир прекрасен и жесток. И в этой броскости и фальши, все ищут путь, куда же дальше. Не находя его в толпе - бредут они оттуда прочь. К истокам. К миру. К вышине. К Себе, на глубину… И вдруг - находят... В вышине, там, где увидеть можно негу и звезд печальный хоровод. Увидят путь к себе, сквозь тернии и буйство жизненных невзгод.
Наш путь измерен и красив. Что своеобразностью своей, находит отклики во вне. Когда б, в моменты, с замираньем, вдруг сердце ловкое в груди, всё встрепенулось - и жизнь вся наша повернулась. В пол-оборота по оси. Но что же если? Ты спроси, спроси себя без промедленья. Куда ведет тебя тропа. К людским страданьям иль к любви. К любви без колкости гоненья. Вне демонов своих оков. К любви, где свет и тень мгновенья, замечен будет свозь волненья и бурю горьких берегов.
Вся жизнь была потоком, горьким, но с ложкой меда. И внутри, расправив плечи - ты вздохни. Поймай момент сейчас и здесь, и осмотрись.
Вокруг светло. Лишь тень от гор дает понять, что ты не он. Не тот, кто должен всем чего-то, кто будет первым, через всех свой горький праздновать успех. Не тот, кто в мраке не поможет, и руку не подаст в беде. Не тот, кто в дружбу занеможет и будет рад солгать везде.
Ты тот, кто с радостью отдаст всё в мире, за его спасенье. Кто будет душу очищать, за мелкий сор его мученья. Тот, кто сможет свой, пройдя маршрут, увидеть больше, чем мы тут.

Непал - начало

Мы в Непале. Без особых планов, без особой подготовки. Но с особым трепетом!
Это история не о том, как мы покорили горы, а о том, как мы покорили себя. Сейчас вокруг много историй успеха. Много “вкусной мишуры”, которая подчас манит своей идеальностью. И так хочется, чтобы всё получилось, всё сложилось и кубик рубика, и покорение вершины…

Для начала, мы думали пройти трек вокруг Анапурны. Но просчитав временные ресурсы, остановились на укороченной версии маршрута. А именно - покорение Торнг-Ла (5400 м). И вверив себя духу приключений, улетели из заснеженной пост-новогодней Москвы, на самолете авиакомпании Etihad. Москва-Абу-Даби-Катманду. В Аэропорту Абу-Даби, мы благополучно проспали 11 часов в футуристической комнате с 25 капсулами для сна.

Лайфхак! Рядом, с капсульной комнатой на вип регистрации можно взять бесплатные пледы, воду и талоны на ужин/завтрак.

Катманду

И вот, мы в Катманду! Туманно-серый, и в тоже время, неистово яркий. Это город контрастов. Город изумлений и впечатлений. Он неторопливо готовит тебя к горам, а потом отправляет в свободное плавание по неизведанным тропам эмоций.

Часть вещей для трека у нас была, а часть мы купили в районе Тамеля. И вот мы готовы покорять вершины! Ах да! Какие вершины без пермитов и ТИМСов! Пермиты - это пропуск в заповедную зону, коей является зона трека. А ТИМС это система, отслеживающая количество зашедших на трек туристов, и вышедших с него. В выданной карточке, надо указать маршрут и дни, за которые вы его планируете пройти. ТИМСЫ проверяют в начале и в конце маршрута. А ежели кто потерялся, не дошел - будут искать.

Маршрут

Итак, наш незамысловатый маршрут должен был охватить много чего интересного и возвышенного, но на практике состоялась лишь вот эта часть: Катманду 1400 m-(на автобусе)- Бесисахар 820 m - Чамче 1385 m (начало маршрута)- Дхарапани 1900 m(ночевка)- Тиманг 2750m (поели)- Чаме 2710 m(ночевка) - Братанг 2850 m(чаепитие) - Дхукур Покхари 3240 m(поели)- Верхний Писанг 3310 m(ночевка) – Нижний Писанг 3250 m(ночевка) - Хюмдэ 3330 m(ночевка)- пещера Миларепы 3400 m(прогулка) -Мананг 3540 m(ночевка)
И пешком в обратном направлении до Чамче, а оттуда на джипе до Бесисахара (ночевка) - Покхара- Читван – Катманду.

Катманду-Бесисахар

Получив пермиты, мы дружной компанией из 4-х человек, выдвинулись на поиски автобуса до Бесисахар. Обычно, от туда, туристы начинают свой пеший маршрут, но не в нашем случае. Подобрав подходящий автобус, мы уселись поудобнее. Но не тут то было, за каких-то 7 минут, в автобусе не осталось места даже для таракана. Все сидели в тесноте, но не в обиде. Так, весело и медленно,по истечении 7 часов, мы добрались до места назначения. По дороге поломались, чем очень развлекли проезжающих мимо водителей.

Нам не хотелось начинать трек с Бесисахар, так как по времени, мы могли бы не успеть покорить перевал Торонг Ла(5416 м). Световой день подошел к своему логическому завершению, как и наши разъезды на этот день.Заселившись в отель, мы наконец-то отведали знаменитый Далбат-король местной кухни. Блюдо представляет из себя рис и микс из топингов (чечевичная похлебка, овощное кари, чили паста, тушеные овощи, местный йогурт и лепешка). Блюдо это- аналог горшочка из сказки братьев Гримм. «Стоит тебе только сказать: – Раз, два, три, горшочек, вари! и он начнет варить вкусную, сладкую кашу». Так и тут. Стоит только попросить добавки-тут же версия блюда обновляется бесконечное число раз.

Бесисахар - Чамче - Дхарапани

Поутру, отправившись на поиски брутального джипа, способного домчать нас до стартовой точки, набрели на похоронную процессию. «К удачи!» - сказали местные, и мы радостно-задумчивые погрузились в джип. Джип рассчитан на пятерых, не считая водителя. Нас погрузили семеро. Последующие четыре часа, по ухабистой горной дороге, сблизили наши локти, колени, щеки, да и вообще, сблизили. И вот, за последним обрывом, манящей красотой показался Чамче.

Двое из нашей команды-это опытные трекеры, двое-менее подготовленные. Еще в Москве, мы условились держаться вместе. Но, горы решили всё по-своему. Наши шустрые сотоварищи взяли быстрый старт. Мы же, шли по мере своих возможностей. Медленно и верно. На определенных точках, встречались с нашими ребятами (во время их привалов).Они ждали нас и отправлялись дальше. Так, мы, наслаждаясь красотами, пребывая в полном восхищении, и кряхтя от физической составляющей, через 15 км, в сумерках(не дойдя 1 км до Дхармапани) вновь воссоединившись, остановились в гестхаусе.

Нас встретила чудесная хозяйка, с самым вкусным далбатом во всём Непале. Вкусен он был, отчасти потому, что этому поспособствовала теплая атмосфера. Ночь, в деревне отключили свет. Хозяйка принесла жаровницу, тепло от которой, растопило наши сердца и согрело тела. Прекрасное завершение длинного дня. Мы сидели, болтали обо всём, и ни о чём, делясь впечатлениями от первого дня протоптанного в Гималаях.

Дхарапани-Тиманг-Чаме

Утро порадовало бодростью и живым настроем. Команда вновь разделилась. Наши товарищи быстро набрали скорость и высоту. И мы вновь брели вдвоем, в уже заснеженных Гималаях. Нас бодрила свежесть и снег хрустел, под радостными ногами. Глаза, сговорившись с памятью, жадно фотографировали каждую мелочь, записывая на подкорку и убирая в архивы, до будущих времен. Тоже самое делали и руки. Как же хорошо! Как спокойно, что хочется слиться с природой в единое целое и прибывать в непреклонной гармонии и ясности. Вот мы и в Чаме.

Чаме - Братанг -Дхипур - Верхний Писанг

С утра нас заворожил горный рассвет. Одна за другой вспыхивали вершины гор, ярким пламенем, сошедшим с картин Рериха.

Подкрепившись вкусной кашей, вновь, пошли навстречу красотам. Провожая взглядом деревушку, услышали голос. За нами следовала девочка и неуклонно повторяла загадочное «Айским». Долго недоумевая, что это могло бы значить, мы угостили её мюсли-батончиком. Она повеселела и перестала нас преследовать. Чуть позже, нам открылся тайный смысл её послания. Она просила «Айскрим»-мороженое!

Дойдя до Братанга, мы повстречали велосипедистов из Австралии. К сожалению, или к счастью, их велосипеды, частично поломались, и они вынуждены были совершить привал. Как выяснилось, за веселым чаепитием, это их первый выезд за пределы Австралии, а это их первый в жизни снег! И то, что в Австралии не страшно. Вся флора и фауна, благополучно сочетается с человеком, и никто никого не обижает. Нашу беседу разбавляли смешные выкрутасы новорожденных щенят, хозяйской собаки.

Выпив чаю и переведя дух, наш путь продолжился равниной, косогором, затем обрывом, накрытым облаком, как торт зефиром. Мосты тревожные, проход прямо под скалой. Мы шли, как в сказке. И чем дальше нас пускали горы, тем больше мы видели. Погрузившись в эту негу и преодолевая шаг за шагом резкий подъем, нашим взорам открылось дерево. Всем известное дерево! Оно, как будто бы возникло из «Сонной Лощины». И только ворон знал всю правду этого дерева. Мороз пробежал по коже, унося душу в пятки.

А там, вдали, нас ждал Верхний Писанг и наши походные сотоварищи. Верхний Писанг - это древний и атмосферный город. Все дома, улицы, ступени - из камня. Пройдя за этот день уже немало, наши ноги, с большим трудом преодолевали препятствия. Это были тяжелые 100 метров подъема, почти по отвесной, обледенелой брусчатке. Но мы дошли. Сначала до гестхауса, а потом и до монастыря.

В монастыре, монах напоил чудесным лимонным чаем! В этом чае, в отличие от других мест, где мы его пробовали, был настоящий лимон, а не растворимая эссенция. После вечерней медитации на 3310 м., по планам был ужин. В дружной компании мы отведали непальские яства.

За душевной беседой, вдруг нам (девушкам) стало дурно. Нет, не от беседы. Нашла нас горная болезнь. Благо люди мы сведущие, и имели в наличии таблетки от этого недуга. Чтобы хоть как-то облегчить ночь, а на утро спуститься ниже.
Одной из нас, таблетки не помогли. И последующий утренний спуск в Нижний Писанг, тоже не улучшил ситуацию. Из чего следует, что у меня было отравление…

Нижний Писанг

Тут то и началось самое интересное.
Пока я еле жила от отравления (местами, мысль вызвать вертолет, стала казаться не такой уж и глупой затеей), двое наших сопутешественников, решали свою дальнейшую судьбу. Девушке полегчало (она просто выпила еще одну таблетку). Парень был готов покорять всё новые и новые рельефы гор. Следующей целью на карте стоял Чамче. До него было два варианта дороги: одна-по высокогорью красивая и труднопроходимая, другая - ниже, не так красиво, но идти полегче. В итоге, по непонятным никому причинам, дороги их разошлись. А мы вдвоем, остались в Нижнем Писанге, в попытках привести меня в здравое расположение тела и духа.

Хозяйка дома, оказалась чудесной, с ее легкой руки, я начала постепенно выходить на прогулку. Она же, подсказала великолепный способ, как согреться в эти морозные (особенно в моем состоянии) дни и ночи.
Лайфхак! Для дополнительного тепла ночью, в зимнее время. Попросите налить кипяток в пластиковые бутыли, оставшиеся у вас после выпитой воды. Как ни странно, пластик местных бутылок не деформируется, и такая нехитрая грелка поможет согреться морозной(-15°С) ночью.

На следующий день мне стало лучше, и мы выдвинулись в путь. Наши ребята, были на связи. Девушку, вновь настигла горная болезнь. Но она, гордо идя к своей цели, вновь погасила признаки таблеткой, и, не отставая от парня, направилась с ним в Мананг.

Чамче

Мы же, тем временем, очень медленно (из-за слабости после отравления) шли в Чамче.
И этот путь был прекрасен. С нами его прошла местная собачка. Мы назвали ее Чампи.

По началу, она усердно выискивала себе еду. В каждом, сугробе, в каждой ямке. Нашла… Чью-то кость. И каждый раз обгоняла нас, чтобы погрызть ее, и не потеряться из виду. Когда трапеза была закончена, Чампи, наслаждалась нашей компанией и видами. Сидя мирно на краю обрыва, смотрела на долину, на горы, на реку и думала о чём-то сакральном…

В Чамче, вызвали удивление, многочисленные черепа яков на домах. Как выяснилось - они повешены, с целью, служить туристам объектом для фотографирования. Нашим интересом завладел местный аэродром. Еще до прихода сюда, мы решили полетать в экстремальных условиях самолётного такси. К сожалению, аэропорт, на том момент, уже 2 года как, не работал. И нам осталось только степенно прогуливаться по окрестностям.

Чамче-Пещера Миларепы-Мананг

Недалеко от Мананга, мы встретили нашу попутчицу - она была одна, так как парень ушел вперед и оставил её одну с горной болезнью, признаки которой уже было не скрыть таблетками. Спускаясь с Як Харка (4050м), она успела посетить озеро, что чуточку подняло её настроение.
И всё же, раздосадованная тем, что не смогла покорить Торонг Ла, она стремилась поскорее покинуть горы. Мы предложили ей не спешить и побыть еще денёк в Мананге, с нами (на этой высоте она чувствовала себя хорошо). Но наша путешественница захотела побыть в Чамче, на том и договорились.

Мы продолжили свой путь в Маннанг. На перекрестке, заприметив табличку «Пещера Миларепы» (великого йога Тибета) решили подняться к святыне. Дорога была самой сложной из-всего нашего маршрута. Постоянный подъем, скользкий лёд, под снегом, все эти препятствия, воспринимались нами, как возможность работы над собой.

Когда ты уже не можешь идти, а подняться наверх быстрее, чем спуститься. Когда с каждым шагом, преодолеваешь себя. И находишься в настоящем моменте ежесекундно, шаг за шагом, познаёшь свои слабости и свою силу. Конечная цель представляется чем-то недостижимым. Сначала, кажется, что ты не дойдешь, что нужно сдаться, а потом видишь бессмысленность попытки выбирать слабость. И спрашиваешь себя: «Ты можешь сделать вот здесь и сейчас один шаг?» - Да! Один могу. И так далее. А потом процесс увлекает тебя настолько, что усталость исчезает, и ты начинаешь видишь красоту вокруг. И тут появляются Они. Духи гор. Два ворона сопровождали нас. Отдав им дань орешками, мы поднялись наконец-то к пещере. И это был наш персональный Торонг Ла!

Дело не в том, какую высоту преодолел человек, дело в том, каким человеком он это преодолел!
Смеркалось, мы спустились, и в ночи дошли до Мананга. У него был свой шарм, уловить который у нас не хватило времени - мы спускались в Чамче, к нашей спутнице, и все вместе, уехали из Чамче в Бесисахар на джипе. Побег с гор был мучительно-молниеностным.

Покхара

И вот перед нами Покхара. Тут радостно и уютно. За два дня, мы прогулялись по лавочкам, посидели в кафе с живой музыкой и живым голосом (о, как божественно пел музыкант) поплавали на лодке по озеру Пхева. И даже поднялись к Ступе Мира. Благодаря тому, что эту авантюру мы затеяли в сумерках, 45-минутный подъем по ступеням, в лесу- не увенчался успехом. Ступа была закрыта. Зато, по окончанию спуска, в кромешной темноте, замерло сердце... Тишина, огни Покхары, и темный, спокойный глянец озера. Ночь поглотила нас, обволакивая таинством волшебства. Мы плыли по бархатной водяной глади, в загадочно - черном небе, совсем одни, и только шум с берега напоминал о том, что романтика, романтикой, а лодку пора бы сдать.

На утро, уже собираясь в дорогу, нас затянула индийская свадьба, погружая в мир болливудских кинофильмов. Мы предались танцам тела и души, и вновь остановившись, продолжили свой путь.

Лайфхак! По нашему, личному наблюдению. В Покхаре, вещи дешевле, чем в Катманду. Покупайте сразу, то, что понравилось. В Катманду, вероятнее всего, такого не найдете. Бананы в Покхаре - фантастически вкусные (местные, растут рядом). В Катманду таких вкусных бананов нет. И самое важное если любите фисташки - покупайте сразу много. В Катманду их нет.

Покхара –Читван –Катманду

Из Покхары, мы намеревались попасть в Катманду. Через хозяина отеля, заказали билеты на автобус. Сели, уточнили - едим в Катманду. Через 7 часов мы приехали. Осмотрелись. Не Катманду! Спросили где мы. В ответ услышали, что это Читван (национальный парк). До Катманду еще 5 часов езды. Из нас троих - двое предпочли уехать в Катманду сразу, в результате, мы все вместе, с помощью добрых водителей добрались до автостанции и пересели на автобус до Катманду. Весь день в дороге. В ночи, уставшие от испытания - заселились в дорогой отель. Порадовали себя душем и голодные легли спать (в ночи еды не раздобыть)

Катманду

Первым делом, ужаснувшись пыли, и, следуя примеру местных жителей - купили маски.
За три дня, что у нас были, мы:

Доехали до ступы Боднатх.

Случайно посетили Храмовый комплекс Пашупатинатх, думая, что это храм обезьян. Вход для местных бесплатен, для иностранцев 500 рупий.

Пройдя сквозь парк, густо населенный обезьянами, мы вышли к берегу реки Багмати. Там расположены основные храмы, и можно наблюдать погребальные церемонии. Место - священное, но душе здесь неспокойно. То ли от запаха костров, то ли от большого скопления провожающих в последний путь и туристов на них смотрящих.

Нашли отличный, вегетарианский ресторан «Or2K», с кухней израильского направления. В ресторане, почти нет свободных мест. Еда превосходна. Особенно фалафель.

Дважды посетили буддистскую ступу Сваямбху, в храмовом комплексе Сваямбунатх. Комплекс находится недалеко от Тамеля. К ступе ведут 365 ступеней - по количеству дней в году. Не доходя несколько ступеней - взымается плата за вход - 200 рупий.

Лайфхак! К ступе, можно взойти с обратной стороны, по этой дороге, поднимаются таксисты, и местные жители. Вход там бесплатный.

Очень сильное место! Здесь хочется побыть подольше, не смотря на большое количество обезьян и туристов.

В Патан, отправились за дешевой статуей Белой Тары. Долго искали-нашли! Рядом, со знаменитой площадью Дурбар, на которой расположено большинство храмов и дворцов, расширяющих границы познания прекрасного.

Спасибо священные Гималаи за открытия! Спасибо священные места за уроки! Спасибо тебе, дорогой читатель, за твоё внимание! Случайности не случайны!