Скифский Алтай. Часть 2

Начало в 1 части






Курганы.

Если были скифы, то должны с большой вероятностью быть и курганы. Которых обнаружили и исследовали в 20 веке здесь очень много.
Статей и книг по этому вопросу много, хотя они часто ссылаются друг на друга. Возьмем для начала [2.]. Книга с цветными яркими вложениями, но информации дает немного. Хотя раскопок в районе Чамала и по Алтаю было немало, достаточно много было артефактов, но есть ощущение, что авторы старались тщательно затушевать скифский (а с ним и славянский) характер найденного. Возможно, что есть определенные в этом и политические мотивы. Всё стройно вроде разложено по эпохам, но вот есть вопросы: можно ли в бронзовым веке делать такие тонкие украшения из дерева, без железного инструмента. Попробовали ли сами археологи сделать что-то подобное бронзовым? В железную эпоху использовались медь-бронза ли, как оружие? Да и что такое бронзовый век на Алтае? Найдена ли руда в доступности, изучен ли химический состав руды, сохранились ли мастерские по отливке, можно ли там из конкретной руды получить медь, что не тривиально? Обычно археологи такими вопросами редко задаются. Отрыли, составили (дай Бог) полный список найденного, прилепили к своему временному эталону, и всё перепахали на месте. Изображения грифонов строго прилепили к Алтаю, хотя известно, что грифон и для европейских скифов характерен, как символ. А сплошное наличие бронзового оружия в курганах при захоронениях может говорить, что эпоха не обязательно бронзовая или что бронзовые орудия как-то иначе использовались в реальной жизни. Принято у скифов хоронить с вещами для того света, но железное оружие(и предметы быта), возможно, старались и не класть: ибо жалко, дорого, а бронзовое, как имитацию, пожалуйста: в реальной жизни бронзовое оружие-малоэффективно, особенно, по сравнению с железным. А покойникам подойдет, и соблюдены традиции при этом. В бронзовую эпоху археологи перенесли и ряд каменных гробов-ящиков, похожих на саркофаги греков. Может тоже только потому, что там не нашли железных предметов по вышеуказанным причинам? Нам постулируется всё, как абсолютно доказанное.


Пройдемся и по другим источникам.[i][/i]

Но сначала – Знаменитая легенда о катунском ущелье Ворота Сартакпая (Несомненно: какого-то царя-«сара»). Даю краткую версию.
Чемальский район вообще богат легендами. Одним из ярких представителей алтайского эпоса, является народный богатырь Сартакпай. О нем написано множество легенд, одна из которых связана с образованием «Катунских ворот» (или «Ворот Сартакпая»).
На Алтае жил богатырь Сартакпай (Скорее-Царь). Славен был он своей силой, а также - своим добрым сердцем, любил людей («царь-батюшка»- Авт.) Вот увидел он однажды, как трудно люди через бурную реку Катунь переправляются. Люди едва на другой берег выбирались.
Решил помочь людям и Катунь усмирить Сартакпай. Стал Сартакпай на реке в узком месте между скалами вместе с сыном Адучи мост строить. Огромные камни приносили, в русло реки складывали. Предложил Сартакпай сыну дать обет, что пока мост построен, не должны они с женщиной ложиться. Кивнул головой Адучи, согласился. К третьему дню почти совсем перекрыли Катунь. Устали, спать легли. А ночью вышла из воды прекрасная женщина. Попыталась разбудить и соблазнить сына, но не смогла разбудить! Тогда подошла красивая женщина к Сартакпаю, разбудила. Помутилось в голове у Сартакпая, обнял женщину и рядом с собой уложил. Утром проснулся Адучи, подошел к Катуни - нет моста, что они два дня строили! А на берегу Сартакпай сидит, в воду смотрит. Рассказал ему отец про ночную красавицу, а потом добавил: «Виноват. Это сама Катунь ночью приходила, женщиной обернулась. Не понравилось ей, что на пути у нее камни складывают, свободу отнимают, заставила она тебя обет нарушить». Так и ушли они, не справившись с хозяйкой Катунью. Сартакпай так и не простил себе, что слово не сдержал, обет нарушил, людям не помог. Задумчив сделался старый богатырь, молчалив. А потом и вовсе ушел куда-то, и след его пропал. С тех пор не стало на Алтайской земле богатырей. Место, где Сартакпай с сыном мост строили, стали называть Воротами Сартакпая.
Возможно, что легенда несёт в себе реальные воспоминания про события времен скифского покорения Сибири и Алтая, выстраивания «Шелкового пути», событий, связанных с жизнью царей Великой Татарии-Ордынской Империи. А интриги красивой женщины с отцом и сыном напоминают библейские события, связанные с Эсфирью или Юдифью. Или схожи с событиями, произошедшими при дворе Ивана Великого III. А «Царские ворота» это- намек на «Золотые ворота».


Ворота Сартакпая (Катунские ворота) — участок р. Катуни за устьем р. Чемал, на котором река как бы прорывается между гор в Чемальскую долину.
Непосредственного подхода к Катунским воротам нет. Спуск к воде сложен.



Фото Катунские ворота (Ворота Сартакпая). Вид с козьей тропы.


Ещё легенда про ворота Сартакпая. Имя Сартакпая появилось в связи с рядом алтайских легенд, изложенных классиком алтайской литературы П.В.Кучияком.

Ещё одна легенда связывает возникновение Катунских ворот со сватовством красавца Бия с красивейшей дочерью старика Алтая Катунью. По легенде Алтай отказал в сватовстве Бию, не захотел передать ему все богатства. Красавица Катунь, сев на лучшего коня из табунов отца, безуспешно не могла пробиться через гору к Бию. И только вмешательство доброго богатыря Чемала, пробившего мечом дорогу через хребет преграждавшей горы, помогло им вместе соединиться в спокойную и многоводную Обь. Так при помощи могучего царя-богатыря, возможно, и соединялись многочисленные народы от Европы до Дальнего Востока в одну могучую несправедливо забытую ныне Империю.


 

Фото: : Алтай


Рассмотрим ряд работ по археологии Горного Алтая. Рассмотрим [3.]. [9.]
Алтайская принцесса. [5.]


Читаем в подтверждения ранее приведённым предположениям: «Именно на средней Катуни находилась граница между кочевым и оседлым населением Горного и Предгорного Алтая. А удачное географическое положение этого района делало его транзитным пунктом обмена между Степью и Высокогорьем». Граница проходит в районе Чемала. Здесь, в кочевой зоне, находятся многочисленные погребения кочевников, но мало поселений. Интересно, что археологи пока даже не определились окончательно здесь с хронологической классификацией памятников. Раскопки курганов начались с начала 18 века, но наиболее активно велись с 60-ых годов 20 века. Курганы по размерам насыпи делятся на малые и средние. Захоронения отличаются по виду погребения: в срубах, каменных ящиках, каменно-деревянных конструкциях, в грунтовых могилах(в основном в позднее время). Срубы чаще всего прямоугольные, но срубы-рамы имеют в основном трапециевидную форму, сужающуюся к ногам погребенного. (Аналогичные захоронения по форме встречаются в «Древнем» Египте и в доРомановской России-Авт.). Другой вид захоронений (менее многочисленный)- каменные ящики, чем-то похожие на греческие саркофаги.

Различаются захоронения и по составу погребений: наличию коня (что характерно и для причерноморских скифских курганов, например), по количеству погребенных, по полу-возрасту, по положению и ориентации останков. Ориентация коней, как и людей в основном: восточная (что характерно и для причерноморских скифских курганов юга России) или юго-восточная. Кони представляли собой особую ценность, но при захоронениях иногда «хитрили»: значительная часть захороненных коней на Алтае имела дефекты в ногах. Курганы в основном-одиночные. Интересно, что в шести курганах не нашли останков, прямо, как в пирамиде Хеопса.

Инвентарь. Шесть категорий: конская упряжь, посуда, орудия труда, оружие, предметы быта и украшения. Что интересно: орудия труда в основном- бронзовые. Что, по моему мнению, нисколько не говорит о бронзовом веке для могил без железа. Как ранее уже писал: бронзовые изделия в захоронениях, скорее всего, имитация (покойникам и такое сойдет), так как железо было жалко отдавать на могилы. И традицию поддержали: орудия и оружие хоть и бронзовые (имитацию настоящих в уже железном веке), но положили, и необходимое дорогое железо сохранили для дел земных. А где-то и каменные орудия доложили рядом с бронзовыми. Причина – та же! Что касается оружия: кинжалы все вообще – бронзовые(обнаруженные до 1991 по крайней мере). Кинжалы бронзовые были, как полноразмерные, так и вотивные - специально для погребения (уменьшенные, то есть, тут – полная имитация настоящих). В этом случае, учитывая, что все такое оружие-бронзовое, нельзя с полной уверенностью относить данные захоронения исключительно к бронзовому веку. Нужны и иные обоснования данной хронологии. Тем более, найдены бронзовые кинжалы в курганах, которые после отливки не доработаны! Это явно – не настоящее оружие, а имитация настоящего, вообще «неудобная для употребления». Другое найденное оружие- чеканы- тоже все бронзовые.

Предметы быта и культа. Что тут есть интересного? Зеркала бронзовые, среди которых есть китайское. Есть и другие следы «китайского» присутствия.

Уникальной находкой из курганов скифского времени в Павловском районе является позолоченное зеркало - погремушка с изображениями лотосов, жриц и слона. «Манера передачи изображений, да и сами образы, возможно, свидетельствуют об индийском происхождении данного предмета». (Уманский А.П., Шульга П.И., 1999, с.63; Шульга П.И., 1999, с.82-86; Уманский А.П., 1999, с. 210-211). Подобные предметы состоят из двух тонких бронзовых дисков, между которыми имеется свободное пространство, внутрь которого иногда были помещены кусочки металла. Таким образом, зеркало представляло собой своеобразную погремушку - музыкальный инструмент. Находки подобных вещей на Алтае свидетельствуют о широких связях населения населявшего край.
Хронология курганов. Хронологические рамки пазырыкской культуры подвергались многочисленным изменениям и пересмотрам. Споры идут до сих пор. А вот для определения датировки курганов рядовых кочевников используют сравнительный метод сопоставлений с другими курганами Алтая, чей возраст, как считают: «достоверно определен»! Это на каком же основании?! Хороша фраза: «Этот старый и испытанный метод, часто критикуемый исследователями и не менее часто применяемый ими, остается единственно верным (На каком основании?!- Авт.) ввиду отсутствия среди находок привозных вещей (монет, зеркал с надписями и т. д.), время появления которых в других регионах Евразии устанавливается с точностью до нескольких лет(что тоже-спорно.-Авт.)». Вывод напрашивается следующий: на Алтае и в сопредельных территориях есть явные нерешенные большие проблемы с датировками артефактов! Если профессор Клёсов для датировки будет использовать такие эталоны, то – «слов нет»: просто даст врагам повод загубить его собственные исследования в ДНК-генеалогии!
Численность населения. Нет согласия у исследователей и в данном вопросе: «численность населения остепненной зоны долины Средней Катуни определяется в пределах 400 человек». По другой формуле: 1250-1300 человек(не более). Немного для самодостаточного государства.
Социальная структура. Воинских захоронений среди мужчин – около 90%. Можно выделить «воинов-профессионалов», которые составляли 63% от всех мужчин-воинов в захоронениях. Так и хочется сказать - «ордынцы-КАЗАКИ»! В более ранних могилах скифов число мужчин-воинов приближалось к 100%. «В среднекатунских погребениях не зафиксирована существенная имущественная, а следовательно, и социальная дифференциация. Почти все курганы принадлежали рядовым кочевникам-общинникам, в среде которых можно выделить и отдельные ступени воинской иерархии: воины-дружинники и ополченцы».
Все головы у трупов, что найдены в скифских курганах, в большей или меньшей степени бритые, что характерно и для казаков-скифов Европы.


«Летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН в скифском захоронении на высокогорном плато Укок начались раскопки, как предполагалось рядового каменного кургана, расположенного в бассейне реки Ак-Алаха. Первое, что обнаружили ученые в вечной мерзлоте, оказалось захоронение скифского мужчины. Как было принято в древности, в мир иной уважаемого и очевидно богатого скифа сопровождали «предметы первой необходимости»: три лошади, железные ножи и глиняная утварь … неожиданно под первым захоронением показалось второе, … под настилом находились останки 6 лошадей в богатейшей сбруе(конь-символ высокого статуса скифской принцессы), а под ними в саркофаге лежала женщина европейской внешности, не свойственной местным жителям. Но не это поразило исследователей, перед ними была самая настоящая мумия, причем прекрасно сохранившаяся. Удивлению не было предела, ведь раскопки велись не в Египте, Индии или Тибете, а на трудно доступном плато горного Алтая. На теле принцессы «Кадын», как ее окрестили ученые, была изображена татуировки грифона, выполненная в скифском зверином стиле…». Принцесса Алтая внешне очень сильно отличалась от местных жителей, в том числе и высоким ростом. Отставим приведенные в данной и других статья версии инопланетного присутствия, часто люди готовы поверить в любое, кроме самого очевидного. Особенно, если это-очевидное говорит что-то хорошее о великой русской-ордынской культуре. Трудно пока судить, кто была эта скифская амазонка. Существует древняя местная легенда, рассказывающая о принцессе Кадын, про горний мир, «второй слой небес», населяемый сынами неба. Легенда рассказывает, что по информации скифов пришедших на эти земли, до них здесь жили существа, пришедшие со звезд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своей «командой» («Иван», а если по сути – Зевс с командой). Как рассказывают скифские предания, после нескольких лет проживания на Земле, Хуанди и часть его команды вошли в огнедышащий дракон, отлитый из меди, и улетели домой к звездам. Или, что логичнее: либо они жили в другом месте- в Риме, либо по Алтаю прошло ордынское войско с огнедышащими пушками. На основании этих легенд и своей трактовке летописей Геродота про «алтайских» скифов и грифонов, стерегущих золото, делается вывод, что мифологическая владычица скифов и принцесса Алтая- одно лицо. А что же пишет Геродот: у скифов были свои «цари», во главе которых стояла «праматерь», «владычица скифов». В алтайских могилах найдено множество изображений ушастых грифонов – мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок - тоже. Один из них, причем самый крупный, был нанесен на тело принцессы Алтая. Делается странный вывод, что принцесса с грифом на плече и была той самой Великой жрицей. При этом забывается, что грифоны типичны и для европейских скифов-славян(об этом ниже), а поэтому Геродот, скорее всего, писал именно о них. А «Владычица скифов», «Праматерь», Царица-мать, Царица славян – это Богородица. И поэтому Русь, и называлась страной Царской (Великой) Матери, в частности - СарМатия. А пришедшие на Алтай скифы принесли туда и историю Руси, и её предания. Алтай стал частью Империи, значит, история Империи – общая для всех её частей. Со временем это стало забываться. Хотя подсказки остались: предметы, обнаруженные в южнорусских скифских курганах схожи с предметами, обнаруженными в Южной Сибири, в том числе - на Алтае.



Татуировки и украшения Алтайской принцессы и других скифов.[6.]-[8.] Здесь же найдете много картинок.

Татуировки могли стать и прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. Главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены похожие символы у алтайцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Вспомним, что крестоносцы наносили «Крест» на плече на плаще. Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. Считается, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения. Характерный символ у пазырыкцев – «олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами. На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые. Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки».


 


Источники.

1.http://pereformat.ru/2013/06/kto-takie-skify/

2.Тайны древних курганов Алтая. В. Э Кыдыев. Издатель Ак Чечек, 1998.

3.Миронов В.С. Культура населения долины средней Катуни в скифское время. http://zaimka.ru/mironov-scythian/

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F

5.https://znaxar.com/articles/19274-zagadki-plato-ukok-tainstvennoe-mesto-gornogo-altaya.html

6.http://world-jewellery.livejournal.com/31716.html

7.Татуировки. Н.Полосьмак "Всадники Укока". Н.Полосьмак работы: "Татуировки у пазырыкцев", "Пурпур и золото тысячелетий", "Птицы в татуировках пазарыкцев" .

8.Л.Л. Баркова, С.В. Панкова.Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов.(новые материалы).// АЭАЕ. 2005. №2 (22). С. 48-59. http://kronk.spb.ru/library/barkova-pankova-2005.htm.

9.Ю.Ф. Кирюшин, Я.В. Фролов. Памятники скифского времени (VI-III вв. до н.э.) на территории Павловского района. http://new.hist.asu.ru/skif/pub/stat/frolov8.html

10.Алтайцы. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B
0
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.