Путешествие по Мьянме. Часть 2. Баган и Моуньюа

О Хпа-ане и его окрестностях со священными буддийскими пещерами и об озере Инле с домами на сваях, плавающими огородами и монастырем кошек можно прочитать в первой части путешествия по Мьянме: https://www.moya-planeta.ru/reports/view/puteshestvie_po_myanme_chast_1_hpaan_i_ozero_inle_35690/

Баган (Паган)


Поздней ночью мы приехали в Баган – древнюю столицу когда-то существовавшего Паганского королевства. Можно часто встретить идеалистические картинки его пагод и поднимающихся на рассвете в небо воздушных шаров. А ещё о Багане пишут, что, побывав здесь раз, захочется обязательно вернуться…





Размещение в гостиницу уже было не такое радушное, как в других местах Мьянмы, туристов тут уже хватает. Приехав в 3.30 ночи, в холле гостиницы нас встретил парень из персонала на раскладушке, заселил в 4-местный номер до утра, не выделив полотенца и не рассказав про полагающийся нам завтрак, а утром взял деньги за ночь. Ну да ладно. Главное, мы смогли поспать в комфорте.


Новый день и новый насущный вопрос. Старый Баган - это огромная территория, по которой передвигаются на различных видах транспорта. В основном, это мопеды. Если мопеды не подходят (а нам на тот момент они не подходили), то берут повозку с лошадью. Вот мы и отправились на ее поиски.




Вместо повозки с лошадью мы повстречали местного учителя английского языка. Будда, зачем ты это сделал! этот "учитель", показав вначале свой класс (?) и попросив ненароком деньги, повёз нас на стоянку лошадей. В местном фургоне. А на деле привёз на задний двор к своим знакомым, которые предложили какую-то праздничную повозку. Без крыши! Какой нам праздник под палящим солнцем! И с огого-стоимостью. Мы говорим: "нужна крыша". Они нам в ответ: "нет проблем, сейчас сплетём вон для той колымаги за 5 минут". В общем, уехали обратно в город. Не на лошади. А в том же фургоне.


Каким-то чудом в городе мы нашли машину. Вообще везде было написано, что на машине по территории Багана ездить нельзя. Нашей машине было можно. И ещё она была с кондиционером, который, правда, не справлялся с местной жарой. Ну да ладно... зато мы смогли осмотреть многие пагоды в первый день, выпить, наконец, найденного бамбукового сока, но уже с мухами, ну и как обычно, обжечь ноги о ступени одного из храмов.


Баган – это множество пагод, больших и маленьких, кирпичных и выбеленных, очень почитаемых и просто заброшенных, разнообразных по стилю и копирующих один другой. Большинство пагод было построено в 11- 13 веках в период рассвета Паганского царства.


В отеле можно взять карту с указанием главных пагод. Мы в первый день ездили по карте и старались посмотреть самые важные из пагод, а на следующий день уже просто катались по территории, подъезжали к пагодам, которые нравились, и заходили в приглянувшиеся


 

 


На территории Багана постройки можно разделить на священные храмы и на ступы с реликвиями. Внутри первых располагаются четыре статуи Будды, по одному на каждую сторону света, с алтарем у каждого из Будд; по периметру проходят прохладные коридоры; в оконных нишах храма спят люди, спасаясь от жары.


 

Вечером поднялись на Shwe San Daw Pagoda, чтобы встретить закат солнца.
P.S. Мест свободных оказалось уже мало, так что нужно приходить намного раньше, либо выбирать более заброшенное, не прописанное в путеводителях место.


 

Вечером солнце проводили, поужинали и стали решать снова насущный вопрос: как встречать рассвет и продолжить осматривать Баган на следующий день. Ответ был один: на мопеде. Эх, была - не была. Договорились об аренде мопеда на 5 утра. Неспокойные пошли спать.
Дело в том, что из нас двоих никто не сидел за рулем, пусть даже мопеда, и как управлять этой штуковиной было для нас темным лесом. Ну да ладно... сели-поехали...


На мопеде оказалось очень даже хорошо, ветерок обдувал спину, и мы смогли объехать почти всю территорию, понять на деле, какова же площадь Багана. А она впечатляет. И вывод один: мопед – это единственно верный способ передвижения здесь: ни лошадь, ни машина, стоящие в 5 и более раз дороже, ни велосипед не принесут столько комфорта, чем мопед, и не позволят ощутить весь размах территории Старого Багана.


 

Ну и, конечно, мы встретили на одной из площадок рассвет. Что-то в этом есть... некое таинство, когда наблюдаешь, как восходит солнце, и его лучи освещают огромное пространство, усыпанное древними, многовековыми постройками. И края им не видно.


 

P.S. Но вот шары, которые обычно на рассвете поднимаются в воздух, не появились в то утро. Эх, беден стал путешественник и жаден, не нашлось никого, кто в то утро заплатил 400$ и поднялся бы в воздух. Да и мы такие же...


Встретили на рассвете одинокого местного жителя, вспахивающего землю среди руин древнего города.




Вечером мы сели на автобус в Багане. Приехал минибас человек на 12-15, где чемоданы и рюкзаки вместе с остальными мешками привязывают веревками на крышу. Спасибо нашему любимому парню из отеля за помощь в приобретении билета на «комфортабельный автобус». Часть мест в такой маршрутке – приставные табуретки, а еще всем пассажирам выдают пакеты – на экстренный случай… Дальше нас ждал город Моуньюа.


Баган остался позади. Понравился ли он?- архитектурно да, но как знакомство с самобытностью Мьянмы – нет. Старый Баган не просто красивый, главная его ценность - это возможность увидеть остатки древнего царства, будто просто спящего, в лучах заходящего или восходящего солнца. Но Баган уже сейчас очень туристический, многие приезжают в Мьянму сразу в Баган, встречают здесь рассветы и закаты и уезжают в следующие страны. Здесь большинство кафе рассчитаны на европейского / американского туриста: вместо традиционных лапшичных здесь бургерные (что иногда хорошо, когда лапшу и рис видеть уже не можешь). Здесь местные жители не будут удивляться, увидев Вас на улице, и скромно просить сфотографироваться с Вами. Здесь путешественник – это «большой кошелек», и на каждом шагу всё вам напоминает об этом.



Моуньюа (Monywa)



С Моуньюа ситуация такая: город находится на полпути между Баганом и Мандалаем, примерно по 4 часа в дороге от каждого города. Основные достопримечательности находятся не в самом городе, а как всегда, в его окрестностях: это самый высокий Будда (многоэтажный, без лифта, с картинками внутри) на холме Bodhi Tataung, неподалёку от него пагода "ёжик" (Thanboddhay Paya) с 500 тысячами Будд и очередной «лес Будд». Все эти достопримечательности новые. По дороге к ним было замечено еще строительство лежачего Будды и сидящего Будды, наверно, тоже самых высоких.





Вообще, эти бирманцы народ не богатый, но уж любят они своего Будду и не жалеют никаких средств: государство (или кто там?) строит храмы, а население покупает золотые листочки, чтобы обклеивать Будд, и кормит нескончаемое количество монахов. Нормальная картина видеть утром монаха с котелком, стоящего напротив кафе – он ждет, когда ему вынесут еду; или путешествующего монаха на мопеде, в автобусе, фотографирующегося на фоне главных достопримечательностей в Мьянме.





Кроме этих достопримечательностей, под Моуньюа (немного в другой стороне) есть древние пещеры со статуями Будд - Pho Win Taung caves. И вот они стояли заглавным пунктом в нашем списке дел в Моуньюа.





Итак, мы приехали, заселились в гостиницу (их тут очень мало, и складывалось впечатление, что мы единственные постояльцы нашего отеля) и стали думать, как бы нам посетить все эти достопримечательности, да лучше в машине с кондиционером (другие варианты мы просто уже не рассматривали), и вообще такую бы нам машину, чтобы и в Мандалай нас увезла. Надоели автобусы.
Спросили в гостинице - цена нас не устроила... поднялись на крышу отеля - на смотровую площадку, взглянули на серые унылые здания вокруг и решили с наступлением темноты (то есть с наступлением прохлады ~32 гр.С ) отправиться на автобусный вокзал искать машину.

Пока мы шли на вокзал ни одной машины замечено не было. В Моуньюа вся дорога принадлежит мопедам и тук-тукам. Вспоминается момент, когда наш минибас остановился на вокзале: к нему сразу подскочили какие -то люди и стали своими лицами тыкаться в стекло, сверкая красными от бетеля зубами. Было не по себе. Будто тебя опустили в клетку. Ну да ладно...

В общем, пришли мы на вокзал, подошли к группе молодых людей и говорим: нам нужна хорошая машина с кондиционером на завтра. Вокруг нас собрались люди, чтобы посмотреть, что за иностранки пришли в темноте на вокзал. Похоже мы всех повеселили. Но главное, машину мы нашли. С отличным кондиционером. За цену, которую назначили мы, и которая нас отвезёт в Мандалай.


Настало раннее утро. Мы отправились в пещеры Pho Win Taung
.
 

Там были 2 проблемы: первая - это мусор. Много мусора на земле и в пещерах рядом со статуями Будд. Вот есть здесь священные пещеры, есть женщины, занимающиеся торговлей и попрошайничеством, есть монахи, блуждающие по территории - и есть груды мусора. Как так?

Но есть и вторая проблема, куда более серьезная - это обезьяны. Их тут очень много! Они расположились во всех проходах и дорогах. И при малейшем шорохе нагло на тебя взирают, готовые все у тебя отнять. И ты будешь бессилен, потому что их тут тысячи. Обидишь одну - придут десять.


 

В общем, посмотрели мы на этих обезьян, взглянули на пещеры и отправились дальше...
К Thanboddhay Paya или к пагоде - "ёжик ". В ней больше 500 тысяч Будд. Мелкий рисунок на стенах - это тоже статуэтки Будды. И этот храм сплошное безумие, особенно снаружи!

Снаружи:

 

Внутри:

 

А ещё здесь продолжились фотографирования нас. Даже монахи фотографировали... Например, открываешь дверцу машины, собираешься в неё садиться, и тут замечаешь, что на тебя направлена камера телефона. Ну да ладно…


Потом был самый высокий Будда (внутрь заходить не стали) на раскаленной площади. Здесь решили охладиться и купили мороженное: оно очень странным оказалось, как пудинг.


 

Ну и по традиции, лес Будд. Снова :)

 

Вот такая она - Мьянма. А наш путь лежал в Мандалай…
(Продолжение следует)
8
Читайте также
Комментарии
Макс Большаков
1
Мьянма - моя мечта. Спасибо за рассказ и фотки!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.