Проект Валдиса Пельша "Антарктида. 200 лет открытий"

31 января 2019 года прошла встреча с Валдисом Пельшем и его командой из РД-Студии на тему уже известного на всю страну первого автономного автопробега через Антарктиду.

Попасть на белый континент - это все равно, что слетать в космос, только это мероприятие чуть более реально. А попасть в Антарктиду в качестве участника первого автономного автопробега - это может оказаться событием всей жизни.

3 года подготовки и команда РД Студия во главе с Валдисом Пельшем прошли по Антарктиде 5519 км за 38 дней от станции «Новолазаревская» до станции «Прогресс». При этом побывав на трёх полюсах: полюсе относительной недоступности, Южном полюсе и полюсе холода (в районе станции «Восток»).

Пробег приурочен к важному событию в истории изучения континента. В 2020 году весь мир и особенно Россия отпразднуют 200 лет изучения Антарктиды. Континент был открыт русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева 16 января 1820 года. На шлюпках «Восток» и «Мирный» первооткрыватели подошли в точку 69°21′ ю. ш. 2°14′ з. д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена).



Почему тогда пробег начали аж 1-го декабря 2018 года? Ответ достаточно прост – чтобы быть первыми. Когда ближе к январю 2020 года мир только начнёт говорить о событии и делиться результатами недавно завершённых кино- и других проектов на эту тему, РД студия уже успеет смонтировать и провести премьерный показ нового фильма об уникальном событии на шестом континенте.



Вера в то, что экспедиция увенчается успехом, была не у всех. Команду просили не расстраиваться, ведь по прогнозам они должны были сломаться очень быстро. По словам Валдиса Пельша, ставки на неудачу были 20 к 1. Теперь мы знаем, что пессимистические прогнозы не оправдались, хоть было не без сложностей.
Так как в партнёрах был Первый Канал, то экспедиция по спутниковой связи регулярно, почти каждый день, отправляла видеоотчёты о прохождении маршрута. Спутниковая связь помогала в передаче материала, но каждый короткий 1-2 минутный ролик передавался в течение более 2-х часов!

Дальнейший текст это микс информации из журнала на сайте проекта, видеообзоров для Первого Канала, с пресс-конференции и другой информации, которую мне удавалось найти в разное время о шестом континенте, и которая оказалась уместной в данном случае.



1 декабря 2018 года. Кейптаун-«Новолазаревская».
Самолёт ИЛ-76 несёт команду, туристов и тяжёлый багаж из Кейптауна к берегам Антарктиды. Впереди шестичасовой перелёт.

Следующие два дня будут посвящены финальному этапу подготовки. Загружается более 4000 литров топлива (25 бочек топлива забрасывались сюда ещё год назад), провиант, оборудование. Обязательный пункт – отладка спутниковой связи, ведь есть договорённость с первым каналом страны о выходе в эфир с регулярными видеоотчётами, которые планировали транслировать на всю страну.

4 декабря 2018 года.
День старта и одновременно день рождения руководителя экспедиции Кристины Козловой.



Всё подаренное в тот день шампанское разбилось о борта «Емель» на удачу, которым предстояло нести первопроходцев по белой и враждебной для человека ледяной пустыне.
Удача особенно пригодится на первых 500 километрах: нужно подняться на более, чем 2000 метров по ледяному панцирю на перегруженных в 2 раза машинах и пройти участок спрятанных под снегом ледяных трещин. Скорость движения колонны ограничивается 10-15 км/ч.
На особо крутых подъёмах приходится рассоединять автопоезда и закатывать грузовые прицепы на возвышение уже двумя машинами.


Фото с сайта проекта

8 декабря 2018 года.
Пройдено 300 километров, а набранная высота – 3000 метров над уровнем моря. Кажется, миновали опасную зону трещин. Также позади остался враждебный циклон, который замедлил продвижение колонны.
Теперь новое препятствие – снежные болота. Здесь снег глубокий и очень мелкий. Машины вязнут, и скорость продвижения вглубь континента снижается. Спасает полный привод шестиколёсных «Емель» и баллоны низкого давления.

12 декабря 2018 года.
Первая серьёзная поломка, вернее череда серьёзных поломок.
Утром обнаружили течь масла в коробке передач. Поломка быстро устраняемая. Самое важное здесь – не допустить попадания масла на снег. Мусорить в Антарктиде категорически запрещено.
Человек должен убирать за собой абсолютно весь мусор вплоть до твёрдых продуктов жизнедеятельности. Единственное, что допускается – сливать и закапывать жидкие продукты жизнедеятельности по пути следования.
В Антарктиде нет пыли, нет микробов. Снег абсолютно чистый. Всех приезжающих на континент просят убедиться даже в отсутствии грязи на ботинках.
В связи с этим у участников экспедиции появляется привычка есть с пола. Да, вы не ослышались. Любой заносимый с улицы снег чистый, при таянии он не оставляет даже разводов. Всё, что внутри автомобилей, также близко к стерильному состоянию. Во время прохождения маршрута внутри салона настоящая болтанка, и не редко в том числе продукты питания падают на пол…


Фото с сайта проекта

Потом обнаружили, что в топливную систему попала вода, что могло произойти из-за заправки в пургу. Исправили.
Потом на одной из машин стало барахлить сцепление. Исправили.
В конце концов ломается прицеп. Больше 10 часов уходит на ремонт. Этот факт оказалось тяжело перенести как физически, так и психологически.

15 декабря 2018 года.
Первая достигнутая точка маршрута – Плато или бывшая научная станция США в Восточной Антарктиде (1966 – 1969 гг). За 50 лет без людей станцию занесло снегом и теперь её присутствие выдают только вышки и астролюк. Здесь до сих пор хранится неприкосновенный запас продуктов, медикаментов и хирургические инструменты на случай экстренной ситуации. А постоянно холодная температура на станции – 60 градусов позволяет сохранить запасы. Вход можно найти по вешкам, которые поставили немецкие учёные несколько лет назад.
Чтобы добраться до Плато пришлось сделать крюк от основного маршрута. Теперь путь лежит к полюсу относительной недоступности, до которого ехать 400 км.


Фото с сайта проекта

17 декабря 2018 года.
Экспедиция по плану прибывает на полюс относительной недоступности через 2 дня. Интересно, что здесь за всю историю с 1958 года побывало около 75 человек, что в 66 раз меньше тех, кто забрался на вершину Эвереста.
В 1958 году здесь появляется советская научно-исследовательская станция, но теперь её занесло снегом. Единственным напоминанием теперь остаётся жёлтый бюст Ленина, который, на удивление, до сих пор не занесло снегом. Говорят, что из-за особенности конструкции это не произойдёт никогда.
Сделав несколько памятных фото и отсняв сюжет, автоколонна продолжает свой путь к следующему полюсу, Южному.

23 декабря 2018 года.
Экспедиция таки добралась до Южного полюса.


Фото с сайта проекта

Могли пройти расстояние от полюса недоступности быстрее, тем более, что высота над уровнем моря снижалась. Но сначала помешали снежные заструги – узкие и твёрдые снежные гребни, вытянутые на несколько метров в длину и несколько десятков сантиметров в высоту поперёк ветра.
Потом из-за неправильности расчётов колонна сделала лишний крюк в 40 км.
И в конце концов экспедиция искала специальный заезд к Южному полюсу, отмеченный флажками. Дело в том, что на 150 километров в северо-восточном направлении от американской станции Амундсен-Скот, что располагается в районе Южного географического полюса, простирается зона исследования чистого воздуха. Любое движение здесь запрещено: хоть пешехода, хоть автомобиля.
Экспедиция приехала на станцию уже к полуночи. Здесь есть нюанс. Каждая команда и станция живут в Антарктиде по выбранному времени. Экспедиция жила по Гринвичу, в то время, как американская станция живёт по новозеландскому времени. Это происходит попросту потому, что на станцию летают именно новозеландские авиарейсы. В связи с этим у американцев был день, и они смогли провести экскурсию, а заодно поприветствовать команду бутылкой крепкой водки отведать сала и воблы. Кстати, говорят, что вобла особенно понравилась!
Чтобы подробнее узнать о станции, можно посмотреть короткое видео с сайта проекта:



Или обширный обзор одной из американских полярниц:



Дальше экспедиция отправляется к станции «Восток». В планах успеть до Нового года.

26 декабря 2018 года.
Ещё одна серьёзная поломка – оторвался прицеп. Это вовремя заметили, поэтому далеко возвращаться не потребовалось. Поломка связана с всё более высокими снежными застругами.


Фото с сайта проекта

30 декабря 2018 года.
Экспедиция достигла станции «Восток», бывшего геомагнитного полюса и нынешнего полюса холода. Здесь же под километрами льда находится знаменитое древнее озеро Восток, которое сейчас круглогодично изучают учёные.



На станции есть шанс в антарктическую зиму попасть в клуб 200. На станции имеется баня, которую топят до 120 градусов. Распарившись нужно выбежать на улицу, где -80, и продержаться там 200 секунд.
Долгожданная баня ждала и эту экспедицию. Полярники встретили гостей с большим радушием и даже организовали салат оливье, правда, имелись только некоторые ингредиенты. Но это не помешала этому новому году стать одним из самых запоминающихся как для экспедиции, так и для полярников.


Фото с сайта проекта

Достаточно спокойно в конце своего видео репортажа о станции Валдис Пельш говорит о том, что русские ребята мечтают о новом здании, так как старую давно занесло снегом:



Но положа руку на сердце, причина далеко не в этом или не только в этом. Благодаря следующему видео обзору одного из российских полярников и видео об американской станции, которое было по тексту ранее, можно сравнить условия жизни полярников обеих стран:




Есть очень интересное видео об истории станции «Восток»:


В ролике рассказан уникальный случай в истории полярной авиации. Официально авиа перелёты к самой удалённой от цивилизации российской станции в Антарктиде не проводятся 8 месяцев в году во время зимы. Полярники в буквальном смысле предоставлены сами себе. Единственный полёт в этот период произошёл весной 1982 года, когда температура на «Востоке» перевалила отметку -70 градусов. Тогда у одного из новых полярников случился приступ горной болезни. Спасти его можно было, только положив в барокамеру, которой не было на станции. Выхода было два: получить труп или попробовать спасти человека не смотря ни на что. Этот удивительный случай в видео рассказывает сам капитан самолёта Евгений Кравченко.

3 января 2019 года.
Теперь впереди только финальный прогон до станции «Прогресс». Дорога уже проложена, но проще она от этого не стала, ведь впереди сброс высоты, очередной участок трещин, куда способен провалиться целый автопоезд, и новые нестандартные ситуации. Но в целом автомобилям легче ещё и потому, что часть предметов оставили на станции «Восток»: несколько пустых бочек, волокуши и даже одежду.

6 января 2019 года.
Уже третья серьёзная поломка. Только она серьёзнее, чем все предыдущие. За 45 км до финиша вышел из строя редуктор среднего моста. Но в итоге поломку удалось ликвидировать и завершить экспедицию.
А ведь в случае необходимости (поломки или нехватки топлива) участники даже разработали план. Топливо слили бы в одну машину, которая доехала бы с частью команды до «Прогресса», а затем, пополнив запасы и заручившись поддержкой со стороны станции, вернулась бы за оставшейся частью команды.

7 января 2019 года.
Экспедиция прибывает на станцию «Прогресс» в полном составе и даже с небольшим запасом топлива “на донышке” (около 300 литров).

Теперь остаётся только ждать фильм!



***

Немного об автомобилях «Емеля».

Создатель автомобилей Владимир Елагин стал руководителем автомобильного перехода экспедиции.
В 2009 году под руководством Владимира Елагина автомобили «Емеля» достигли Северного полюса, впервые в истории колёсной техники.
А в 2013 году пересекли Северный Ледовитый океан до Канады, затем до Аляски, дальше через Берингов пролив и вернулись в порт Дудинка. Так свершилась полярная кругосветная экспедиция.
И, конечно, какой серьёзный “автомобиль” может быть без механиков. В этой экспедиции ими стали Владимир Обиход и Алексей Макаров. Ещё перед поездкой автомобили буквально пересобрали под нужды полярной экспедиции.

Только некоторые дополнительные интересные факты об Антарктиде:

1. Антарктиду можно назвать настоящей пустыней, несмотря на то, что здесь находится 70% мировых запасов пресной воды. Воздух здесь примерно такой же, как в Сахаре (хотя есть утверждения, что он в 10 раз суше), где среднегодовое количество осадков 25 мм. Но при этом около 2% территории относятся к, так называемым, Сухим долинам, которые почти полностью свободны ото льда и снега. Последние осадки здесь, если и были, то в древние времена. Из-за такой сухости участники экспедиции обязаны были постоянно пить воду. Её, конечно, никто не брал с собой. Ведь вокруг машин тонны чистейшего снега. Его набирали в специальные контейнеры, которые помещали рядом с работающим двигателем. Правда, снег это по сути дистиллированная вода. Поэтому к такой воде полагаются витамины и минералы, которые и употребляли участники экспедиции. Но самым любимым источником соли стала вобла…
Проблемой, которая возникала из-за сухости – пересушивание слизистых, что периодически вызывало кровотечение из носа.


[i] Сухие долины.
Фото с сайта national-travel.ru

2. Многим Антарктида может представляться почти плоским материком без сильных колебаний рельефа, что, конечно, не так. Участники экспедиции поднимались на более чем 3400 метров над уровнем моря, но в Восточной Антарктиде есть места, которые подняты на 4800 метров над уровнем моря. Из-за близости к магнитному полюсу высота на 3500 метров ощущается, как 4000 метров, так как частицы, из которых состоит воздух находятся ещё дальше друг от друга.
Об это Валдис Пельш также упоминает в видео отчётах. Например, на станции «Восток» он сообщил о давлении в 460 мм ртутного столба при фактическом расположении станции на 3488 метров над уровнем моря. Если посмотреть по специальной таблице, то это давление соответствует высоте 4000 метров, парциальному давлению кислорода 96 мм ртутного столба (против 159 мм на нулевом уровне) и проценту кислорода газовой смеси 12,7 (против 20,93% на нулевом уровне).



Что отсюда вытекает? Такие страшные слова, как гипоксия и горная болезнь и её последствия.

3. Воздух в Антарктиде лишён запахов. Здесь нет и не должно быть мусора, неуместных продуктов жизнедеятельности человека, только станции, оборудование и сами полярники.

4. Тем не мене, не всё так радужно. Природоохранные организации по всему миру бьют тревогу и предпринимают не мало действий, чтобы сделать Антарктиду природным заповедником. Но пока тщетно. Против такого решения выступают Китай, Норвегия и Россия, у которых есть свои планы на данный континент.
Подробнее об этом можно почитать, например, на сайте Гринпис.

Этот такой дальний континент очень важен для этого мира. Навредить или продолжать вредить ему дальше (несмотря на все меры предосторожности) – это возможно лишить будущие поколения еды, пресной воды, земель для проживания в случае повышения уровня мирового океана. В этом мире много связано прочными взаимосвязями. Волнение на одном конце цепи всегда дойдёт до другого конца даже за тысячи километров.

Экспедиция состоялась при поддержке ряда партнёров (ЛУКОЙЛ, Сбербанк, Русское Географическое Сообщество, Первый Канал, Redfox, Canon, Гала-Гала, Кагоцел и Jog Dog)
4
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.