"Приморье от А до Я". Шкотовский район. День 1

Как много вам известно о Приморском крае? Знаете ли вы, что за зверь такой – Приморский барс? А что за «Шаман» обитает на севере края и какой местный «Наездник» видел оленей больше, чем лошадей? Вы когда-нибудь слышали, где спелеологи ищут свою «Мечту», и где можно сфотографироваться верхом на драконе? А о том, что Мокруша – это вовсе не о воде и не что-то уменьшительно-ласкательное, а две самые знаменитые в крае «Сестры» никогда в жизни не встретятся?

Проект «Приморье от А до Я» призван открыть для читателей Приморский край со всех его сторон. За год мы планируем посетить все районы и городские округа Приморья (за исключением Владивостокского, т.к. ему следует уделить особое внимание) и рассказать об известных и не очень достопримечательностях края. Вернее, спортивно-туристических, ведь мы расскажем о местах и развлечениях, которые придутся по вкусу любителям активного отдыха, фотографам и видеографам, а также всем, кто влюблен в природу родного Приморья. И покажем красивые фотографии этих мест, чтобы вы непременно захотели их посетить!



ДЕНЬ 1. Я пообещала себе, что в рамках данного проекта не буду ходить слишком популярными маршрутами, ведь о них знает уже каждая местная собака. И первым из списка мест я, конечно, вычеркнула Пидан, на который сходил уже каждый, у кого были свободные выходные. Однако, оказалось, вычеркнула не окончательно. Сегодня я расскажу о маршруте для тех, кто устал от «матрасных» восхождений на одни и те же вершины и кому в походах не хватает настоящей жести. Итак, стартовав в Царевке, мы отправились в тридцатидвухкилометровый траверс г. Лысый дед — г. Пидан.

«Траверс» в туризме означает прохождение двух и более вершин практически без потери высоты, т.е. по хребту. Заранее изучив множество информации на этот счет, мы уже предполагали, что поход будет не из легких. Должна предупредить сразу: на этом маршруте нет никакой тропы, весной придётся тропить по обледенелому насту, периодически проваливаясь по пояс в снег, а летом – пробираться через густые заросли и буреломы.

Стартовая точка нашего траверса – г. Лысый дед в Шкотовском районе. Добраться без личного транспорта до нее немного проблематично, поэтому она не снискала популярности других гор Ливадийского хребта. Однако ее по праву можно назвать одним из самых мрачных мест во всём Приморье, ведь ее склоны буквально усеяны обломками военных самолетов, разбившихся здесь в середине прошлого столетия. Большую часть времени укутанный туманами, Лысый дед представлял немалую опасность для авиации, а после серии катастроф заслужил звание «горы-убийцы». Но об этом – позже.

Расстояние от Владивостока: 130 км

Как добраться: Ближайший населенный пункт – с. Моленый мыс. Добраться можно на личном автомобиле (если кто-то планирует привезти вас туда, а затем встретить в совершенно другом месте), а также на автобусе 506, следующем на Находку. Выходим у деревни Царевка, переходим дорогу, видим указатель «Моленый мыс» и следующие три-четыре часа топаем по грунтовке до места назначения.

Далее нужно пройти сквозь всю деревню, выйти на лесную дорогу. Чтобы не потеряться и не повернуть в ненужном направлении, открываем Гугл-карты и смотрим, в какой точке заканчивается дорога, по которой мы идем. К этой точке и двигаемся. В самом конце дороги прямо будет поляна лесорубов с кучей поваленных деревьев и несколько более узких дорожек в лес, а направо – дорога, пересекающая ручей. Вам – туда. После чего двигаемся всё время вдоль реки, вскоре появится тропинка, ведущая вверх к небольшим водопадам и выходящая на хребет.

Примерное время в пути до деревни: 6 часов.

Высота горы: 1120 м

Набор высоты: 920 м.

Время в пути от деревни до подножья: около 1,5 часов.

Время подъема от подножья: 3-3,5 часа

Итак, первый бесполезный совет: если хотите нашагать 32 километра траверса, потеряйтесь в самом начале и сделайте крюк длиной в 10 километров по кустам, пытаясь выбраться. А теперь совет полезный: поглядывайте на карту, даже если уверены, что маршрут знаете, как свои пять пальцев. Мы поверили в себя слишком сильно и в какой-то момент свернули на дорогу, ведущую к линии электропередачи. Так делать не нужно.

Пока мы пробирались по зарослям и болотам, стерли ноги до болезненных мозолей. И когда выбрались, наконец, на дорогу, я поняла, что следующим советом будет: всегда берите с собой легкую (!) запасную обувь. Кеды, кроссовки, что угодно, в чем можно чувствовать себя более комфортно, чем в жестких ботинках. Этот совет очень пригодится нам и позже.

И скорее не совет, а замечание номер три – клещи. Очень много клещей. Первый день похода выдался теплым, и мы снимали их с себя горстями на каждом привале. Не забывайте проверяться и устраивать обезьяньи копания в головах друг друга как можно чаще.

В общем, если учесть все вышеупомянутые факторы, наша скорость движения по маршруту весьма замедлилась. У своеобразной видовой площадки с видом на Петровское водохранилище мы решили устроить привал, но в этот же момент нас подхватил пикап Mitsubishi и с ветерком под «Я свободен» Кипелова домчал нас до развилки на деревню. Вторая попытка пообедать была более удачной, однако и здесь нам снова повезло. Проезжающий мимо хозяин грузовичка любезно намекнул, что деревня вытянута на 2 км, а живет он в последнем доме – мол, глупо, ребята, от помощи отказываться. Так мы радостно забрались уже в другой кузов.



На Моленый мыс без слез не взглянешь. В деревне совсем нет электричества, вдоль дороги можно увидеть несколько солнечных панелей и телефонную будку. После того, как в 70-х годах рядом с деревней закрыли военный аэродром (тот самый с печальной историей), люди стали разъезжаться, а совхозы – пустовать. Ранее обеспечивающее фронт хозяйство сейчас представляет собой только небольшие огороды во дворах, множество разрушенных деревянных домов и затопленные луга. А от некогда находящейся здесь церкви, которая и дала название этому месту, не осталось и следа. Сейчас здесь, в отдалении от цивилизации, живут только самые стойкие.

Мужчина, что довез нас до конца деревни, упомянул про родник в седловине между Лысым дедом и Пиданом, а также похвалил за смелость. Мы уже было обрадовались, что не нужно тащить на себе много воды, но радость была недолгой: никакого родника мы на следующий день не нашли, поэтому рассчитывать на него не приходится. Это совет номер четыре.

Подъемов на гору несколько. Тот, что у реки, показался мне более длинным: в прошлый раз я ходила на гору с какой-то другой стороны. Однако плюс большой и существенный: наличие воды продолжительное время, чем другие тропы похвастаться не могут.

Реки весной – потрясающее зрелище! Утекающая вода образует глубокий желобок в снежном покрове, а вокруг такие канавки обрамляют заросли мха. Отвлекшись от тяжести рюкзака, можно увидеть, что на каждой ветке вокруг набухают почки, а под ногами из-под опавшей листвы выглядывают зеленые листочки. Но самое удивительное – полянки с адонисами, приморскими подснежниками! Посреди еще серого и угрюмого леса словно яркие огоньки разбросаны маленькие желтые цветочки, которые прямо кричат, что весна уже близко. Да, в горах весна наступает намного позже.

Разноцветные ленточки, оставленные туристами, вывели нас на хребет, откуда оставалось подниматься около 2,5 км. Но т.к. без транспорта добирались мы довольно долго, уже смеркалось. Разбивать лагерь у вершины никому не хотелось – слишком ветрено. Поэтому мы поставили лагерь прямо здесь, над рекой (что, кстати, тоже примите к сведению, в случае чего можно сходить за водой, хотя и не очень захочется).

В тот вечер было удивительно тепло. И в тот вечер мы впервые приготовили на костре хлебные (!) лепешки. И да, совет номер пять: остерегайтесь животных. Всю ночь мы слышали вокруг нашей палатки шаги. А назойливые мыши постоянно норовили залезть в рюкзаки.

Что было для меня самым удивительным — вокруг куча сухих деревьев, которые можно пустить на дрова. Я и не помню, когда в последний раз разведение костра было таким быстрым. С хребта сквозь стволы видно, как мерцает огнями Большой камень, а на поляне слышно, как трещит костер. В тот вечер ничего не предвещало беды.
1
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.