"Приморье от А до Я". Хасанский район. День 2

ДЕНЬ 2.

С утра нас накрыло облаком густого тумана, и уже через час я почувствовала на своем лице неприятную морось. Оперативно собрав лагерь, мы довольно быстро преодолели первые два километра вверх. Четкой тропы на вершину не существует, однако любой турист, поднимающийся по южному склону, непременно заметит среди листвы огромные обломки фюзеляжа. Это некогда торпедоносец ИЛ-28Т, совершивший свою последнюю посадку практически у самой вершины восточного тысячника.

Склоны Лысого деда схоронили в общей сложности три самолета и всех членов экипажа, кроме одного – пилота истребителя МИГ-17Ф, которому удалось катапультироваться. Останки самолета по сей день лежат на северной стороне горы, а добраться до него не так-то просто. Наш вчерашний водитель маршрут к самолету показывать отказался – «делать вам там нечего». Последний печальный памятник расположен в предгорье Ливадийского хребта — торпедоносец ТУ-14Т, которому время от времени наносят визит любопытные прохожие.



Если опустить все скорбные подробности, то самолет на вашем пути говорит только об одном – до вершины осталось около получаса. Растительности будет становиться все меньше, и вскоре вы окажетесь на открытой части хребта, где, вероятно, будут сбивать с ног порывы резкого ветра. На вершине под тригопунктом раньше лежала тетрадка, в которой оставляли памятные записи посетители горы. Чуть ниже – несколько табличек в память погибшим летчикам и черная голова Ленина. Видимо, название «Лысый дед» натолкнуло кого-то на интересную аналогию.

Но искать тетрадку мы не стали, как и задерживаться наверху. Дул сильнейший ветер, а в лицо нещадно прилетали крупные замерзшие капли, поэтому мы поспешили поскорее спуститься в седловину.

Спустившись в узкую седловину, следует снова идти на подъем. Самый простой способ – заранее скачать навигатор и ориентироваться по изолиниям на карте. Вообще без навигатора там делать нечего, особенно если застать туман. Высота первой обозначенной вершины – 1139 м, далее следует двигаться вдоль Ливадийского хребта около 6 километров (по прямой), всего между Лысым дедом и Пиданом будут три небольшие вершины, последняя из которых – очень протяженная и с нее сразу начинается подъем, спускаться не нужно. Северо-восточнее будет обозначена вершина г. Лысая баба. На нее идти не нужно (если только очень хочется).

Примерное время в пути до Пидана: 8 часов.

Я плелась в конце, выносливо и довольно бодро, но всё же не успевая за быстрым темпом парней. Снег под ногами казался твердым только на первый взгляд, на деле же всё напоминало хождение по минному полю. Будучи замыкающей, я всё время проваливалась там, где спокойно проходили другие. Однако лидеру доставалось больше всего: каждые пару минут раздавались истошные возгласы, которые для меня, смотрящей из-под капюшона исключительно под ноги, означали только одно – он в очередной раз утонул в снегу по пояс.



Остановки длительностью больше пяти минут превращались в настоящее мучение: холодный снег то и дело сыпался с ветвей за шиворот, тепло выходило через мокрую куртку чрезвычайно быстро, и все тело начинало буквально трясти. А если учесть, что каждые пять минут мы то и дело ныряли в сугробы по самые локти, казалось, как сказал мой товарищ, «стоишь ногами в озере». Поэтому весь маршрут мы прошли практически без остановок. О чем еще следует знать, отправляясь в траверс Лысый дед-Пидан, так это о непролазных зарослях. Боюсь представить, что творится здесь летом, если и сейчас моим спутникам приходилось собственным телом выламывать проходы в густом кустарнике.

Несмотря ни на что, в лесу было невероятно красиво. Деревья в белоснежных покрывалах, облака тумана, пробирающиеся сквозь стволы, и тихий шум падающего снега периодически заставляли меня останавливаться и озираться с восхищением. Удивительно, но сам подъем на Пидан после жесткого траверса дался довольно легко. Ты радостно ликуешь, услышав, что до вершины осталось четыреста метров. Вы приближаетесь к мощному курумнику – это и есть последний рывок. Последний тяжелый подъем и вот он – заснеженный, окутанный непроглядной дымкой до боли знакомый Пидан. Фотоаппарат доставать становится уже несколько опасным, поэтому – пара снимков, и мы уже бежим (нет, тащимся из последних сил) по склону вниз. Думаешь: «Всё, еще немного». Но вот тут-то начинается самое интересное.

При нормальных условиях спуск зимой с Пидана занимает около часа. Затем еще около четырех часов от подножья до деревни.



Спуск в случае траверса практически наверняка будет выполняться ночью. И без того крутой склон стал практически вертикальным катком после прошедшего дождя. Каждое падение было неимоверно болезненным, ведь падаешь ты уже не в мягкий сугроб, а на торчащие из-под льда камни. У подножья снег окончательно превратился в дождь и все оставшиеся несколько часов мы брели по мокрой и скользкой земле с одним только желанием – поскорее найти место для лагеря. И вот здесь хочется вспомнить совет, который я давала в предыдущем репортаже: всегда брать с собой запасную обувь. И обязательно несколько комплектов одежды.

Можно подумать, что после такого опыта я никуда больше ходить не захочу, но это не так. Я получила массу неподдельного удовольствия! Большую роль сыграли неблагоприятные погодные условия, уверена, что в теплую погоду поход прошел бы намного легче. Это не легкая прогулка, а испытание на прочность перед более серьезными и длительными поездками. И я считаю, что мы с ним неплохо справились. И я очень советую пройти этот маршрут (а, может, даже и продлить траверс до Фалазы, если позволяет время) тем, кто хочет понять, что такое настоящий лес, а не протоптанные сотнями ботинок туристические тропы. А также тем, кому наскучили традиционные маршруты.
2
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.