Правила торговли на арабском рынке, или марокканская сделка

Загадочная для многих россиян страна востока Марокко расположена на северо-западе Африканского континента. Она вобрала в себя все прелести арабской, берберской (коренного населения), африканской и европейской культур (в частности французской и испанской). За всю многовековую историю караванной торговли успели набить руку и заполнить свои мешки золотом не только городские арабы (торговцы и ремесленники), но и кочевые племена бедуинов. Не удивительно, что в стране особое значение придается искусству торговли. Поэтому путешественнику, посетившему арабскую страну, может пригодиться опыт ведения торговой сделки, который мне удалось приобрести за время пребывания в этой удивительной стране.

Сердце любого арабского города составляет его старый город – Медина. А в портовом городе Танжер, в который мы прибыли из Испании, он еще и совмещен с восточным базаром – рынком. Центральную ее площадь занимает продуктовый рынок, а в разных уголках города разбросаны рынки, посвященные тем или иным категориям товаров. Нас же больше интересовал рынок антиквариата, где можно было не только приобрести что-то на память, но и окунуться в историю и культуру этого самобытного народа.

В Боснии и Герцеговине я в свое время приобрела турецкую лампу, и со временем стала пополнять свою небольшую коллекцию лампами из других экзотических стран. Поэтому на рынке Танжера мы искали конкретную вещь – марокканскую лампу. Мы сообщили об этом нашему проводнику, и через узкие и витиеватые улицы Медины он привел нас к антикварной лавке своего знакомого.

Владелец лавки пригласил нас внутрь осмотреться, а проводник остался ждать нас на улице. Внутри нас ожидал некий сказочный мир. Глаза разбегались от обилия представленных вещей. Казалось, здесь можно было найти и лампу Алладина, и летающий ковер, и украшения Жасмин. Но самому разобраться во всем этом многообразии вещей было очень сложно.

Через 10 минут к нам подошел хозяин и отвел в другую комнату, где стал одевать каждого из нас в национальные костюмы и головные уборы. Наше облачение он сопровождал рассказом о каждой детали одежды. На суровый взгляд европейца это просто длинный халат-туника и кожаные тапочки.



В таких одеяниях он повел нас на второй этаж, представил своему продавцу-берберу (коренному жителю пустынь Марокко) и незаметно ушел. Лицо улыбчивого бербера оказалось более сухим и загоревшим, чем у хозяина лавки – араба. Старый бербер отказывался верить в то, что мы из России. Впрочем, в Марокко многие принимали мужа за испанца и здоровались соответствующим образом, а меня – за местную жительницу (ну или хотя бы арабку). Не исключением оказался и старик-бербер, нарекший меня Фатимой и утверждающий, что в этом наряде я неотличима от берберки.

Старик рассказал, что русские были у него аж в 1980х годах. С его участия происходил «культурный обмен» ковра на советский фотоаппарат Зенит, который исправно служит его брату и по сей день.

Комната, в которую нас привели, оказалась «шоурумом» ковров. Стены были завешаны коврами. По периметру комнаты были установлены скамейки. Мы хоть и не просили и не собирались покупать ковровые изделия, нам все равно устроили их демонстрацию. Усадили на скамейку и преподнесли классический марокканский чай (сладкий зеленый чай с мятой). Отказываться было неудобно, и нас так приветливо встретили, что мы невольно согласились.



Постепенно тканевые рулоны стали распахиваться перед нами на полу и превращаться в красивые ковры. Начинали с грубых берберских ковров из шерсти, продолжили мягкими персидскими из шелка и закончили шелковыми скатертями-покрывалами с витиеватыми узорами. Больше всего понравились последние, тем более нас убеждали в том, что такие продаются только в Марокко. Но взяли мы лишь ¼ от их натуральной величины – уменьшенный вариант для журнального столика.

Тут же продавец прибегнул к хорошему маркетинговому ходу: сообщил, как нам несказанно повезло, т.к. сегодня пятница – день торговли, и мы можем рассчитывать на скидки. После того, как выбрали себе ковер-скатерть, мы спустились на первый этаж. Там бербер вручил нам корзину из мешковины со словами, мол, осмотритесь, выбирайте и кладите сюда все, что хотите купить. Чем больше товаров, тем на большую скидку можно рассчитывать.

Мы стали искать лампу, которая бы не выбивалась из домашнего интерьера. Методом проб и ошибок нашли ту, что искали не без помощи старика. Взяли одну лампу среднего размера для себя и такую же миниатюрную в подарок.



В итоге, в нашей корзине оказалось три товара, но мы установили себе ранее лимит и не могли приобрести лампы свыше 6 000 рублей. Отдельную стоимость за каждый товар нам не озвучивали. Бербер суммировал товары и написал нам на блокноте общую цену в 1800 дирхам (порядка 11 000 рублей). Привыкший к тому, что европейцы приобретают по первой же озвученной цене, он не ожидал, что мы начнем колебаться.

Мы знали, что уйти без торга на арабском рынке означает оскорбить продавца, поэтому были готовы торговаться. Как только он это понял, глаза его загорелись азартом, он потер ладони и сказал так: «Хорошо, поступим так, как принято по обычаю». Каждая из сторон пишет свою цену и идет на уступки до тех пор, пока не будет озвучена цена, устраивающая обе стороны.

Он вычеркнул первоначальную стоимость и предложил нам написать свою цену. Зная поговорку «услышал цену, дели на три», я написала 500 дирхам (ок.3 000 руб.). Бербер посмотрел на меня ошалевшими глазами и лукаво добавил, что, похоже, я настоящая берберка.

Он, конечно же, не согласился с нашей ценой, зачеркнул ее и написал свою – 1 500 дирхам (или 9 000 руб.). Нас эта цена естественно не устроила, и мы указали 700 дирхам (4 200 руб.). После чего он сказал: «Шутки в сторону, теперь серьезно». Зачеркнул все предыдущие стоимости и сказал, что самая минимальная цена для него – 1 200 дирхам (7 200 руб.) и ниже он не опустится. Ведь «скатерть ручной работы», «уникальный узор шелковыми нитями», «нигде кроме Марокко такого не купить» и еще много чего.

Тогда я решилась поменять одну большую лампу на маленькую. Таким образом, брали две маленькие лампы и скатерть. Он вернул большую лампу к нам в корзину и сказал, что готов отдать нам все за 1 000 дирхам (6 000 руб.) и на этом все.

В принципе нас такая цена устраивала, мы на нее и рассчитывали, но я уже вошла в раж и продолжила игру. Кроме того, мне действительно было жалко отдавать столько хоть и за редкие и красивые вещи. Я все еще сомневалась и предложила озвучить цену без скатерти, берем только лампы. Он спросил: «У вас что с собой нет такой суммы?».

На этом этапе в торг вмешался владелец лавки, который наблюдал за всем со стороны. Он спросил, какую максимальную цену мы готовы заплатить. Я ответила 700 дирхам (4 200 руб.), на что он предложил закончить торг на 800 дирхамах (4 800 руб.). Мы согласились.

В результате, продавцы спустись с 1 800 дирхам до 1 000, мы же поднялись от первоначально озвученной нами цены всего на 300 дирхам. Ну что ж, вполне разумная переплата за представление, которое нам устроили.

Чтобы вы не чувствовали себя обделенными, вам в качестве подарка могут преподнести какую-то безделушку. Мне подарили абсолютно бесполезную коробочку из настоящей кожи. Стоит отметить, что марокканская кожа считается одной из самых мягких и податливых. Многие именитые дизайнеры используют именно ее для создания своих коллекций. Но на рынках Марокко я не видела ни одного изделия из кожи, которое бы понравилось европейцу. Сильно выбивался стиль и фасон сумок. Кроме как в Марокко я не представляю, где их еще можно носить. Но есть один нюанс. Если вам все же понравилось изделие из марокканской кожи, то перед покупкой убедитесь, что она не пахнет плохо. Уже в номере я пыталась отмыть от специфического запаха подаренную коробочку, но в итоге он расклеился и полностью потерял свою форму. Теперь я представляю, какое зловоние стоит в известных красильнях Марракеша. А вам советую приобретать изделие, запах которого успел выветрится.

Итак, основные правила поведения на арабском рынке можно изложить следующим образом.

• В первую очередь, с вами попытаются наладить контакт. Найдут что-то общее, расскажут забавную историю, угостят чаем, - в общем, сделают все, чтобы расположить вас к себе. Соответственно на первых порах цен никто озвучивать не будет, сюрприз готовят напоследок.

• Если затрудняетесь в поисках, требуйте от продавца. Он быстро отыщет то, что нужно именно вам. Лишних вещей лучше не брать, только то, что вам по-настоящему нужно или запало в сердце. От этой вещи должны остаться приятные воспоминания о небольшом приключении, а не сожаление об упущенной возможности.

• После того, как вы определитесь с ассортиментом приобретаемых товаров, просите продавца озвучить цену и не поддавайтесь на уловки о несказанном счастье и скидках. Помните про правило «дели на 3». Продавец всячески будет пытаться сбыть товар, тем более такого хлама у него целый склад.

• На скидку идут охотнее, если берете несколько позиций. Поэтому лучше купить все и сразу у одного продавца. Но торгуйтесь до последнего. Продавец все равно не продаст товар с убытком для себя.

• На личности, угрозы, ругательства переходить ни в коем случае не стоит. Все должно происходить в приятной неспешной обстановке. Не можете договориться? Разворачивайтесь и уходите. В большинстве случаев вас догонят и пойдут на большую уступку. И помните: за любое представление приходится платить.

P.S. Впоследствии мы нашли точно такие же лампы на рынках других городов Марокко и прикинули, что реальная рыночная стоимость купленного – 500 дирхам (или 3 000 руб.) То есть предложенная мной изначально цена была не сумасшедшей, а вполне реальной. В любом случае переплата вышла небольшой, и мы остались довольны сделкой. Теперь у меня дома есть вещи с историей и воспоминанием о происшествии в путешествии.

Спасибо за внимание.

Продолжение следует.

8
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.