Операция "Орлиные крылья". Ч - 1

Интересно, а что было бы, если бы Россия в своё время приняла ислам? А иудаизм? Из истории известно, что хазарские иудеи предлагали князю Владимиру свою веру, хотя выглядит это странно, ибо иудаизм не занимается миссионерством, так как является национальной религией еврейского народа.

Тем не менее, переходы других народов в иудаизм были, и здесь фигурирует не только исчезнувшая Хазария. Исторический конкурент Израиля народ идумеи в конце II века до н. э. был завоёван, и насильственно обращен в иудаизм царём Иудеи Иоанном Гирканом I из династии Хасмонеев . Причём это единственный в истории случай насильственного обращения в иудаизм. Исповедовала иудаизм и почившее в веках царство Адиабена (современный Ирак г.Эрбиль).

В наше время единственным сохранившимся народом принявшим иудаизм, являются йеменские евреи (теперь они проживают в Израиле, и выводить их в отдельную народность наверно не правильно). Находясь с античных времён практически в изоляции, йеменские иудеи сохранили свою религию - мир узнал о них лишь в середине прошлого века.

Я предлагаю читателям проследить историю йеменских евреев, вплоть до их переезда в Израиль.

Одним из первых иудеев на химйарском престоле был Йасир Йохнаам перешедший в 270 г. в иудаизм. За пять лет до своей смерти правитель двинул войска в Эфиопию, где на некоторое время сумел закрепиться. Позже, к 4 веку н.э. Химйарская держава стала объединённым государством всего Йемена, и переход в иудаизм для йеменских правителей был уже вполне обычным делом.

Приняв христианство, Абиссинское царство, заклятый враг Химьяра, превратилось в регионе в доминирующую силу. В середине 4 в. в Химьяре действовали многочисленные христианские миссии. Активность христиан была воспринята химьяритами как угроза их политической независимости от Абиссинии, и поспособствовала сближению с иудаизмом, который давно уже был своим, не представляя политической опасности.

Упоминающий об этом церковный автор Филосторгиос отмечает, что христианское миссионерство в Химьяре встретило резкую оппозицию со стороны местных евреев. Это сообщение — первое сохранившееся в литературе упоминание о евреях в Южной Аравии.

Однако, по всей видимости, евреи появились здесь на много столетий раньше. По одной из версий здесь осталась часть еврейского воинского контингента, посланного Иродом в римский поход Элия Галла 25 г. до н. э.
По другой версии часть евреев перебрались из Палестины в Южную Аравию, получив откровения за несколько десятилетий до разрушения Первого храма (586г.)

Третья версия не менее убедительна. Саба считается первым государством на территории Йемена. Оно процветало с 900 по 450 г. до н.э. Основным источником дохода Сабы были благовония. Описанный во всех священных писаниях визит царицы Савской к Соломону, скорее всего, имел торговые цели, соответственно часть торговых людей могло последовать за царицей из Палестины в Йемен.

По четвёртой версии евреи перебрались в Йемен из Вавилона после пленения вавилонского. Какие либо исторические события, так или иначе, связаны с войнами. Когда в государстве ничего не происходит, это «ничего» не находит отражения в летописях, и как правило не упоминается современниками, хотя скорее всего именно подобное «ничего» как раз и являлось временем благополучия и процветания.

Итак, известно, что в в 575 г. принявший иудаизм Сейф Зу Язан на 4 года захватил власть, освободив Йемен от христиан-эфиопов, и далее Йемен почти на 50 лет попал в состав империи Сасанидов. Но что было с иудаизмом в тот момент на территории Йемена? В царстве Сасанидов евреи обладали влиянием на власть! Рискну предположить - именно этот исторический отрезок является периодом расцвета иудаизма в Йемене - с христианством было покончено, а старая вера с обилием языческих богов уже не удовлетворяла мысленные потребности людей того времени. Впрочем, спокойствие продлилось не долго.

Если в Мекке Мухаммед проповедовал исключительно мир, то после переселения в Мдину (622 г.) из его уст всё больше и больше стала звучать война. Участились нападения на караваны, что соответственно повлекло снижение торговли. Захваченную добычу Мухаммед честно и справедливо делил между своими сторонниками, но людям старой веры его новые порядки не нравились. Соответственно он обрастал как приверженцами, так и противниками.

С распространением ислама положение евреев резко ухудшалось. По мнению авторов «Энциклопедии ислама», евреи были ответственны за осаду Медины в 627 году. И это логично, ибо торговым людям война была не нужна – они хотели покончить с пророком.

После осады города курайшитами, мусульмане решили расправиться с их союзниками иудеями, причём иудеев Мухаммед опасался больше чем мекканцев. Пророк осадил их поселение, и после того как евреи сдались на милость победителя, на базарной площади Мдины были вырыты рвы для казни, куда мужчин иудеев привели группами и обезглавливали.

Историки называют от 400 до 900 казнённых, но мне лично по ряду причин цифра кажется завышенной, ибо Мухаммед не ставил перед собой задачу уничтожение населения – его цель была приведение к исламу. В сражении у рва у мединцев погибло всего 3 человека, поэтому такая жестокость совершенно непропорциональна.

Ещё ради справедливости стоит заметить - в то время всё было очень запутано. Так, например, взяв далее в одном из сражений пленницу иудейку по имени Сафия бинт ***й, Мухаммед позже на ней женился, добавим, одна из его наложниц также была иудейкой.

В любом случае, до прихода новой веры иудеи вполне спокойно жили на территории Аравии. После окончательной победы ислама в 630 г. они, были изгнаны из Медины и других городов, и всё их имущество досталось приверженцам новой веры.

На юге Аравии евреев из своих домов не выгоняли, однако, сохранившие верность иудаизму, получали статус зимми. С христианством уже было покончено, и евреи оказались единственным религиозным меньшинством страны - им запрещалось добывать средства существования занятиями, которыми зарабатывали на жизнь мусульмане (например, заниматься земледелием и скотоводством), а также ссужать деньги под проценты. Их свидетельские показания против мусульман не признавались судом. Они не могли состоять на государственной и военной службе, владеть землей, носить новую или яркую одежду, оружие, пользоваться седлами, ездить на лошадях и мулах (а позже вообще ездить верхом), изучать Тору вне стен синагоги, читать молитвы вслух, громко трубить в трубу шофар и т. д.

Превратившись в ремесленников и торговцев, евреи платили обычный для всех зимми подушный налог. Их существование стало полностью зависеть от мусульманского покровителя (сейида), принимавшего на себя (за плату) ответственность за их жизнь и имущество.

После первой волны исламизации гонение на евреев ослабло, однако на протяжении веков евреи Йемена так и не имели ни малейшего касательства к земледелию.

Кто и когда написал Коран? По официальной мусульманской версии, Абу Бекр и Омар поручили бывшему секретарю пророка Зейду ибн-Сабиту сформировать первоначальную сводку существующих записей слов пророка. Достаточно быстро Зейд завершил свою работу и представил начальный вариант Корана. Однако европейцы узнали о священном писании мусульман достаточно поздно. В 9 веке, когда арабы уже победоносно шествовали по Европе, христиане священное писание у мусульман не упоминают, даже в форме цитат?

Коран содержит послания мира, милосердия и прощения. Коран содержит слова Бога, включает в себя обязанности ислама, и преданность Аллаху. Коран содержит факты о Вселенной, о биологии и астрономии, генетики и медицине.

Блажен, кто уверовал! Однако как так получилось, что Бог, этот творец Вселенной, Солнца, Луны, ветра и звёзд, дал откровение только одному человеку на одном языке, возвысив, таким образом, именно определённый народ, и при этом Бог ошибся с тем, куда садится созданное им солнце, ибо, по словам Мухаммеда - «оно садится в мутный источник»?

Когда я первый раз был в Йемене, мы посещали долину Хадрамаут, и гид говорил мне, что в одном из здешних городков был упорядочен текст Корана. Конечно, это всё очень сомнительно, но специалисты, изучающие Коран отмечают, что многие суры написаны в разном стиле. Необходимо понимать - жизнь пророка в Мекке и в Медине была разной, от этого могут отличаться и суры. Однако, мне приходилось слышать версию о том, будто священное писание для мусульман помогли составить два раввина? Если это так, эти люди определённо жили в Аравии.

Пусть богословы спорят между собой. Вернёмся в Йемен.

Иудеи в окрестностях Саны проживали с давних пор. Первоначально они образовали поселения в горах в 10 км. от города. После выходцы из этой общины перебрались в Сану. В наше время первый еврейский квартал именуется как рынок медников.

Здесь проживал главный раввин Йемена и здесь же находился некий совет мудрецов, разбиравший дела всех иудеев Йемена.

В начале второго тысячелетия Сана была культурным центром, как для иудеев, так и для мусульман. Путешественники, посещавшие Сану в период 15-16 века, отмечают - в городе было большое количество мечетей и около 20 синагог.

Впрочем, жизнь йеменских евреев безмятежной не была. Так, например, после ухода турок из Йемена (1635 г) еврейская община Саны подверглись депортации. Арабы считали, что евреи сотрудничали с оккупантами, поэтому имам предложил им перейти в ислам. Иудеи менять веру не захотели, и были изгнаны в Мавза (в прибрежную зону, где свирепствовала влажная жара и малярия). Синагоги в Сане были разрушены.

Депортация продлилась 2 года. За это время погибло много евреев, пропали рукописи, книги и уникальные реликвии. Сана остались без ремесленников, отчего возникли трудности в экономике. Советники предложили имаму вернуть евреев, что и было сразу сделано, но селиться иудеям в черте города имам запретил.

Иудеи отстроили рядом с Саной новый городок, который также имел крепостную стену и закрывавшиеся на ночь ворота. Они выращивали здесь виноград, а район этот так и назывался «Еврейская долина». За последующие 300 лет Сана разрослась, вобрав в себя «Еврейскую долину» (некоторые старожилы утверждают, что еврейских кварталов в Сане было три, но правду теперь выявить тяжело).

Перепись населения по религиозному признаку в стране не проводили, поэтому нельзя установить точную численность еврейского населения Саны даже в середине 20 века. Предполагается, что в 1948 году, перед выездом в Израиль, в городе проживали около 6 тысяч евреев. За исключением десятка богатых семей, большинство было бедными ремесленниками и торговцами вразнос.

В начале 20 века по положению еврее сильно ударила индустриализация. Турки в период своего правления завезли в Йемен станки и оборудование, отчего разорилось множество евреев-ремесленников. Имам Яхья после ухода турок на какое-то время даже запретил ввоз импортного оборудования, запретив вместе с этим и эмиграцию. Впрочем, 20 век с его телеграфами и телефонами наступал. Идея о переселении на историческую родину будоражила ума многих иудеев.

В исторической части Саны на некоторых высоких каменных домах можно видеть шестиконечные звёзды. Араб на свой дом звезду Давида не повесит, соответственно здесь жила богатая еврейская семья.

Хотя теоретически евреи должны были жить в гетто отдельными поселениями. Так, например, недалеко от йеменской столицы на горе возвышается живописная деревушка Bate Bose, куда мы хотели заехать, но не смогли этого сделать.

Жизнь вносит свои парадоксы - в Bate Bose теперь проживает какой-то шиитский БОСС, и во время нашего визита шииты проводили здесь антиизраильский митинг.

Зато нам с женой удалось посетить еврейский квартал уже в самой Сане. Могу точно сказать, там царит некая своя аура.

Зайдя в каменное нутро квартала мы сразу обросли хвостом из детей,

отчего невольно вспоминается весёлая песня А.Новикова – «Я вышел родом из еврейского квартала».

Фасады домов за прошедшие годы многократно отштукатурены,

и каких-либо шестиконечных звёзд здесь наблюдать не приходится.

Мусор, грязь, висящие гирляндами провода, торчащие вдоль стен трубы, и вдруг, среди всего этого из одного дома выходит прилично одетый мальчишка.

Причём он выводит на прогулку свою ухоженную белую собаку. Тот, кому доводилось бывать в арабских трущобах, поймёт наше удивление.

Кстати, если у арабов грязно на улице, это вовсе не означает, что подобное творится у них дома. Арабы традиционно не считают улицу своей территорией, от этого и появляется мусор. Впрочем, я не думаю, что во времена евреев здесь было чище.

Дома еврейского квартала имеют внутренние дворики - когда-то местные иудеи выращивали во дворах виноград, теперь зелени почти не осталось.

Гид утверждает, в былые годы двери во всей Сане закрывались лишь условно. Неспокойно теперь живёт йеменская столица, отчего везде и всюду можно видеть железные двери и даже решётки на окнах второго и даже третьего этажа.

Имам Яхья каждую пятницу на пути в мечеть посещал еврейский квартал, где собственноручно на главной его площади принимал от евреев жалобы.

Теперь именно на этом месте обосновался рынок, где продают наркотические листья ката.

У главного входа в квартал друг за другом идут торговые лавки, где целыми днями, неделями и годами ожидают покупателя торговцы,

а когда-то евреи чеканили здесь всевозможные железные, медные и серебряные изделия, ремонтировали джамбии, точили ножи….

Каждый мастер имел свою клиентуру, которую его предки нарабатывали веками. Каким же переломным для всех стран и народов оказался прошедший 20 век!!!

В любом случае я полагаю, что правило раздельного проживания мусульман и иудеев в Йемене выполнялось не всегда. Так например, в городке Тула, который находится в 60 км. от йеменской столицы, местный паренёк показал мне бывшее здание синагоги.

Здание ничем не отличается от других каменных домов, и я бы сам при беглом взгляде его иудейское прошлое не установил. Далее я стал спрашивать парня про еврейский квартал? Он ответил, что в их городке такового никогда не было, и люди жили смешано.

Но можно ли в это верить? В Йемене арабы редко когда могут что-либо стоящее рассказать о своей истории.

В любом случае, городу Тула 1200 лет, и здесь на горе есть крепость, время создания которой относится к царству Сабы.

Тула обнесён крепостной стеной, в которой имелось 9 ворот.

В прежние годы на ночь ворота закрывались. Судя по архитектуре город, был единым целым, из чего можно заключить - мусульмане и иудеи жили здесь вполне дружно.
3
Читайте также
Комментарии
Sergey Soloplayer
1
Спасибо за исследование. Одно замечание: "Араб на свой дом звезду Давида не повесит", - на самом деле гексаграмма использовалась (гораздо раньше иудеев) и христианами, и мусульманами, и индуистами. Во множестве встречал я шестиконечные звезды в Сирии, Индии на объектах, не имеющих никакого отношения к евреям.
Максим Ершов
1
Спасибо за внимательное прочтение. Тут с одной стороны действительно так, гексаграмма  появилась давным-давно, но дело в том, что в настоящем они не жалуют Израиль и не любят всё что с ним связано. Как-то так...)))
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.