О чем молчит Старик Светогор. Петербург нетуристический

История Сергиевки по пути к необъяснимому



Территория современного "дворцово-паркового ансамбля и памятника природы" официально входит в комплекс парков Петергофа.
История официально началась с начала (извините за тавтологию) XVIII века при Петре Первом, подарившем эту территорию на берегу Финского залива своему сподвижнику Александру Румянцеву, отцу прославленного фельдмаршала Петра Румянцева -Задунайского.В дальнейшем Сергиевка выкупалась российскими императорами у своих вельмож и продавалась им.



Несмотря, на то что здесь проводятся редкие экскурсии, парк хорошо обустроен дренажной системой вдоль дорожек. Лужи на дороге отсутствуют даже в дождливую погоду.



Здесь большое количество старинных мостиков через речку Кристательку, образующую несколько прудов в парке и впадающую в Финский залив.

 

Вообще природа здесь лесного характера, так как парк был создан в лесном массиве. С 1921 года Сергиевка стала своеобразной природной лабораторией биолого-почвенного факультета Ленинградского университета. Соответственно, парку уделялось внимание. Достаточно много хвойных деревьев - дышится легко!



Неудивительно, что здесь отдыхали все правители от Петра I до Николая II, и кому бы Сергиевка не принадлежала, эта мыза под Петергофом рассматривалась как летняя дача императорской семьи. В парке практически нет посадочных мест. Парк без скамеек. Правда где-то есть пара гранитных.



После частой смены хозяев, Сергиевка досталась в качестве приданного великой княжне Марии, дочери Николая I, после свадьбы с герцогом Лейхтенбергским. По проекту архитектора Штакеншнейдера, автора Мариинского дворца в Петербурге, в середине XIX века началось строительство загородного дворца.



Был выбран стиль древнеримских вилл. Как раз в это время, в Италии, археологами были частично откопаны печально знаменитые Помпеи - жертва вулкана Везувий. Людям открылась архитектура тех древних времен первого века, и она оказала влияние на творчество многих мастеров века девятнадцатого.
В данный момент усадебный дворец находится в полуреставрированном состоянии. То есть - северный (обращен к Ораниенбаумскому шоссе) и западный (на главную аллею) фасады выглядят свежо, а южный и особенно западный(обращен в сторону парка), пока что в плачевном состоянии.

Западный и южный фасады:

 

Последние реставрационные работы западного крыла велись в 1960-е годы. Дворец очень пострадал во время войны от обстрела. В данный момент глядя на половину реставрации, контрастность фасадов, создается впечатление не заброшенности, а незаконченности. Однако, надежда на завершение, мне кажется есть. Спасибо тем, кто как-либо принимает участие!

Восточный фасад:

 

Во всяком случае, все корпуса застеклены. Что там - остается лишь догадываться, так как окна изнутри затянуты светлыми гардинами.
Известно, что внутри дворца, в комнатах, находилось немалое количество скульптур и картин, мебель работы Гамбса. После 1917 года все бесследно исчезло. В общем пусто ныне там.
От северного фасада открывается живописный вид на Финский залив.



Все-таки чувствуется причастность Сергиевки к "русскому Версалю". Каскадный спуск к Ораниенбаумскому шоссе очень напоминает великолепный Петродворец..Также известно, что на этом каскадном холме раньше располагался двухметровый 3-х ярусный фонтан.
Гуляя по дорожкам парка видим сохранившиеся или разрушенные приусадебные постройки:



 

Также на территории парка находится действующий храм - восстановленная и реставрированная церковь Святой Троицы (постройка 1862 года).

 

Если от дворца Лейхтенбергских с западной части идти вниз к речке Кристательке, Вы сможете увидеть самую загадочную достопримечательность Петергофа, а возможно и всего Петербурга.Можно как угодно относиться к версиям ее происхождения, но равнодушными она мало кого оставляет. Правда, мало кто о ней знает или обращает внимание.


Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой



"Русич", "Воин", "Старец", "Старик", "Голова", "Витязь", "Светогор" - такие названия вольно дают этой скульптуре.
Необъяснимость этой скульптуры и ее непознанность вызывает споры ученых. Гипотезы - от глупостей до непостижимого. Очень четко не то чтобы вырублены, а как будто вырезаны в камне черты лица великана. Из-под него льется родник, переходящий в ручей.



Валун "Голова Адама" так официально именуется этот памятник и по официальной версии год создания - 1799. Материал - гранит. Скульптор неизвестен. Еще бы! Этот памятник не упоминается нигде в царское время. Лишь в книге "Дневник путешествия в Россию" Льюиса Кэррола (автора "Алисы в стране чудес и зазеркалье") эта скульптура очень ясно узнается по описанию:

"... огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли."

Запись датирована 1 августа 1867 года. Вот и все... Кроме версии, что Пушкин посещавший Сергиевку, и не раз видевший памятник, вдохновился на поэму "Руслан и Людмила". Откуда бы взяться такому образу как Голова Витязя в земле? Однако, версия считается недоказанной. Кстати, отверстие в носу скульптуры говорит о том, что крепился металлический шлем. Шлема нет давно, как и упоминаний о нем.
Первая фотография "Головы Адама" появилась в 1931 году в журнале "Спартак". На фото - скульптуру облепил пионерский отряд. После этого загадочный памятник стал набирать популярность, но лишь как объект для фотографирования, но не изучения. Ниже фото с сайта 47 news http://47news.ru/articles/76993/ , датированное 1939 годом:




В дальнейших описях "Голову" обозначили памятником архитектуры XVIII века, а ЮНЕСКО взяло под охрану. Однако всем понятно, что валун ничего общего со всеми архитектурными постройками Штакеншнейдера не имеет. Версия о том, что эта скульптура появилась раньше парка, кажется весьма убедительной. Также считается, что валун постепенно уходит в почву. Даже существует предание о том, что когда голова великана полностью уйдет под землю, уйдет под землю и воду и Санкт-Петербург.
Лицо скульптуры поделено пополам левая сторона - молодость, а правая - старость. Видно как одна половина отличается от другой - справа высечены многочисленные полосы морщин, регулярно обрастающие мхом.

 

Мне лично кажется, что это изваяние времен, так называемой "языческой Руси". Его истинное имя знали только те, кто его сделал и поклонялся многие века, пока времена не поменялись. Поэтому царская власть и не упоминала нигде о подобном идоле, а выкорчевать и вывезти такой гигантский валун - было просто невозможно. Кстати, неизвестна его подземная часть. Может это лишь "верхушка айсберга", а под землей древняя скульптура во весь рост? Это так называемый "ларец Пандоры" нашей истории и археологии, который никто не торопится открывать.
Есть над чем подумать, правда?
И для разгрузки головы от "Головы" ) , предлагаю посмотреть на окружающие Сергиевку достопримечательности.

Рядом с парком



Очень красивый особняк, построенный в XVIII веке, сейчас находящийся в реставрации, "Собственная дача".

 

А перейдя Ораниенбаумское шоссе, можно прогуляться к берегу Финского залива, посмотреть на маяк "Раскат".
Виден другой берег залива и форты Кронштадта.





Может и к лучшему, что мало кто знает про Сергиевку. Аутентичность парка подразумевает немноголюдность. Загадочные места и не должны вытаптываться отдыхающими. Ну, а для любителей пеших прогулок на свежем воздухе и туристов "по местам силы" это заветный уголок в Петродворцовом районе, в паре километров от блеска дворцов и фонтанов Петергофа.

6
Читайте также
Комментарии
Светлана Чанилова
Спасибо, Андрей!! Все, что о Питере, для меня супер интересно. Любимый город
Андрей Забоев
Светлана, спасибо за Вам за отзыв и добрые слова! Постараюсь еще неоднократно открыть нетривиальные стороны Петербурга.Идеи и материалы есть.
Светлана Чанилова
Замечательно! С удовольствием почитаю
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.