Never stop!

«Фотографирую, пишу, не бреюсь» - так он скажет о себе на страничке в одной из популярных соцсетей. На обручальном кольце сделал гравировку - «Навстречу приключениям!». Он ломает стереотипы о путешествиях автостопом – десять лет колесит по миру с незнакомыми людьми за рулем, и кайфует от этого. Лишь однажды в путешествии ему встретился наркоман, но и тот оказался добрейшим человеком. Александр Мясников – талантливый фотограф из Владимира и ценитель свободы.



Родился в Нижнем Новгороде. Не любит рутинную работу, поэтому не боится менять ее. В школе мечтал стать капитаном дальнего плавания, а настольными книгами были - рассказы Джека Лондона, мифы Древней Греции и скандинавские сказания.



- Саша, привет!

- Привет, Наташа!

- Автостоп. Давно уже?



- Ездить на попутках начал около десяти лет назад, за это время намотал не очень много – чуть больше экватора. На самом деле мы не стоим с табличками, по крайней мере, я так точно не делаю. Это такое же клише, как и оттопыренный большой палец вверх. Отчасти, конечно, сами автостопщики эти шаблоны поддерживают, но это не от большого ума.



Автостоп – это, в первую очередь, дополнительная степень свободы. Можно рассматривать его как вид туризма. Тут хотелось бы долго рассказывать, что в автостопе есть стратегия, тактика и техника, построение маршрутов и вычисление автомобильного трафика, но это все нудно. Просто скажу, как та дочь крымского офицера, что все не так однозначно.

- Согласен, что путешествуют таким образом только отчаянные экстремалы?

- Само собой, нет. У страха глаза велики, поэтому многим мерещатся бесконечные ужасы, какие-то маньяки, ночлежки и тому подобное. Да, в автостопе есть доля экстрима, но не больше, чем, например, в сплаве по реке. Для того и другого нужны знания и навыки. Другое дело, что регулярно появляются какие-нибудь школьницы в коротких шортах, едущие на Кавказ – то же самое, что пойти в горы без подготовки.



- Слышала, что автостоп идеально подходит для проверки на прочность - будущим семейным парам, партнёрам по бизнесу и другим желающим...

- Не только автостоп – любая поездка или командировка проверяют отношения. Вы принимаете совместные решения, справляетесь с разногласиями, преодолеваете усталость и раздражение. Все это дает вам шанс быстро узнать друг друга поближе. Например, я много езжу со своей супругой,



и у нас слаженная команда. А были случаи, когда друзья просились в поездку, но по факту оказывались совершенно не готовы, хотя я и проводил инструктаж. Например, одевались во все темное, брали гитару или женскую сумочку, пили алкоголь перед выходом на трассу для веселья... То есть даже у них представления об автостопе оказывались очень далекие от реальности.

- За автостоп все-таки нужно платить?

- Если за автостоп платят – это не автостоп. Люди подвозят тебя не потому, что хотят денег, у них свои причины. Кому-то интересно с тобой пообщаться, кто-то хочет сделать доброе дело, кто-то боится заснуть и берет попутчика, для кого-то это вообще приключение, выбивающееся из повседневности событие. Есть, конечно, те, кто хочет подзаработать, но их не так много. Когда ты в яркой одежде и с рюкзаком за плечами, с тобой все понятно.



- Саша, справедливо ли, что этот вид туризма считают самым опасным? Хотя бы потому, что ежедневно приходится пересекаться с людьми – не всегда дружелюбными...

- Все строго наоборот: ты пересекаешься в основном именно с дружелюбными людьми. Если человек остановился, он уже к тебе расположен. Я бы даже сказал, что автостопщики ездят в розовых очках – когда несколько дней подряд ты общается только с такими людьми, начинает казаться, что других и не бывает.



На 50 тысяч километров я из-за возможной неадекватности волновался один раз, когда мне попался наркоман за рулем, да и то он был очень дружелюбный, а я быстро покинул машину.



Автостоп опасен. Только это мало связано с людьми. Аварии – вот реальная опасность на дороге.

- Рассказывай скорее о первом своем таком путешествии…

- Если говорить о первых опытах, то это были поездки на короткие расстояния, 100-200 км. Чисто посмотреть, останавливаются ли люди, можно ли в принципе ездить на попутках. После них уже захотелось понять, как вообще это работает, почему в одном месте простоял долго, а в другом уехал быстро. Нашел литературу, какие-то интервью…



Оказалось, что люди изучили эту тему уже давно, в автостопе есть закономерности, вплоть до расчета средней скорости и количества машин, которые тебя подвезут. Это гораздо сложнее, чем просто выйти на трассу и поднять руку.

- Пять мифов про автостоп?

- Никто тебя без денег не повезет.
Некоторые родственники по сей день приводят мне этот аргумент.
- Никто не остановится, простоишь целый день.
Рано или поздно уезжают все, даже бомжи. А вот как быстро и с кем ты уедешь – это во многом зависит от твоего мастерства.
- Будешь голодать, не спать, попрошайничать.



Автостоп – это не от безденежности, а ради интереса. Вы тратите деньги в обычных поездках, питаетесь в кафе, ночуете в гостиницах или палатке. Здесь ровна такая же ситуация.
- Это у них там, в Москве/Европе так ездят, а у нас тут во Владимире/России не подвозят.
В каждом городе так говорят, проверено.
- Убьют, изнасилуют, продадут в рабство.
Запрись и не выходи из дома. Никогда. А то маньяки напокупали машин и рыскают по дорогам в поисках жертв.

- Самое яркое и, может быть, авантюрное путешествие в твоей жизни?

- В каждой поездке много приключений, сложно пересказать вкратце какое-то одно. Мне больше нравится формат коротких историй, которые случаются в путешествиях постоянно. Если говорить именно об автостопе, то было очень забавно ездить по Таиланду. С водителями общались на смеси языков. Чаще всего там ездят на пикапах. Причем, они сначала останавливаются, жестом показывают, чтобы запрыгивали назад, а потом спрашивают, куда нам надо. Как спрашивают? Из кабины передают телефон и звонят на него. Свист ветра и гром подвески, а также наш кривой английский и их «мяукающий» в сочетании с отвратительной связью - это для взаимопонимания как полоса препятствий для морских котиков. Но мы не хотели уехать неизвестно куда. Я говорил с разными акцентами, жестикулировал в заднее стекло, туда же показывал на карте, куда нам надо. Как ни странно, нас поняли и не увезли в дремучие джунгли, а высадили там, где мы хотели. Еще как-то раз мы стояли с палаткой под крепостью в Судаке, или ночевали под Череповцом в -37 °С… В какой-то момент таких историй накопилось много, и теперь я веду блог в инстаграме @myasnikov.alex и публикую их там.



- Какую страну обожаешь, а куда не поедешь за любые деньги?

- Хочется объехать Балканы, супруга зовет в Ирландию, а вот в Индию совсем не тянет. Вообще все знакомые к этой стране испытывают либо искреннюю любовь, либо тошнотворную брезгливость, без полумер.



- Саша, говорят, что якобы автостоп известен и популярен только в западных странах, а вот в Азии, Африке и Южной Америке другой менталитет, в этих странах нет понимания даже самой сути этого явления. Более того, в языке нет аналога слову "автостоп"? Так ли это?

- Кто говорит? Этот человек американскую классику не читал, кино не смотрел. У них есть нормальное слово «хичхайкинг», которое многие используют и в России. В Латинской Америке тоже, судя по отзывам автостопщиков, хорошо подвозят. В Азии есть некоторые проблемы, особенно в Китае, но все решаемо. Но Азия – это вообще другая планета, там все не так, как у нас.



- Автостоп - это образ жизни?

- Это всего лишь способ путешествовать. Я с удовольствием езжу на машине, летаю на самолетах и пользуюсь поездами. Только на рейсовом транспорте ты привязан к маршруту и графику, а автостоп позволяет не мотаться по вокзалам и не зависеть от расписания. Само собой, появляются другие ограничения, но тут уж кому - что важнее. Путешествовать в компании, конечно, весело, но тогда приходится считаться с возможностями попутчика.



Готов он ехать двое суток без перерыва, или идти пешком 20 километров по лесу до водопада? Были товарищи, которые не рассчитали своих сил. Потом отказывались искать со мной приключения. К тому же с возрастом люди становятся тяжелыми на подъем, раскачать кого-то на поездку все сложнее. Поэтому чаще езжу либо один, либо с супругой.

- Саш, кем ты мечтал стать в детстве?

- В младших классах хотел быть капитаном дальнего плавания. В роду было много речников, сейчас младший брат продолжает традицию, тоже по рекам ходит. А у меня с карьерой капитана с детства не заладилось, хотя в студенчестве и довелось поработать вожатым в детском лагере на туристическом катере. Мне рассказы Джека Лондона, мифы Древней Греции и скандинавские сказания были интереснее школьных предметов.



- Автотуризм. Когда решил заняться?


- Нет, автотуризм – это когда ты путешествуешь на машине. В моем случае это логичное дополнение к автостопным поездкам. Обычно беру машину, если хочу поехать в труднодоступное место. Для таких вещей машина незаменима.



- В какой стране мечтаешь побывать, но пока не доехал?

- Наверное, в Перу и Албании. Хочется посмотреть на Мачу Пикчу в первой и на бункеры сумасшедшего диктатора Ходжи во второй.



- Саша, твоя жизнь подчиняется какой-нибудь философии?



- Мне не очень нравится, когда взгляды на жизнь называют философией. В 2008 году вышла статья про современный класс людей, которые не привязываются к одному месту, живут и работают там, где им удобно. Их назвали городскими кочевниками, или техно-бедуинами. Технологии позволяют вести такую жизнь представителям разных профессий. С этими людьми я себя и ассоциирую. Если мне не нравится город, переезжаю в другой, легко берусь за интересные дела, не боюсь менять профессию и не свожу жизненные цели к покупке квартиры, машины и что там еще сейчас модно хотеть. То есть неплохо, когда все это есть, но если нет, то не страшно.

- Принципы, которым никогда не изменишь?


- Я не могу сформулировать даже принципы, которым следую, что уж говорить про те, которым изменю!



Автор: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала «Моя Планета»

В материале использованы фото Александра Мясникова vk.com/alex.myasnikov

4
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.