Неделя в Псковской области. Часть 1: Полистовский заповедник




Некоторое время назад мы решили, что хорошо бы побывать в Пскове. Город исторически известный, от Москвы всего-то 750 км. Один день на авто, да по хорошим дорогам – почему не съездить при случае. Как раз перед майскими праздниками у жены наметилась неделя отпуска. Значит – планируем! К Пскову решили подстыковать не менее известные города: Изборск и Печоры. Обычно погода в конце апреля стоит солнечная, время замечательное – природа просыпается. Да и массовый турист еще не поехал. С учетом сезонного фактора по пути решили заехать в Полистовский заповедник, куда тоже давно хотелось.

План поездки стал выглядел так. Два дня посвящаем экотуризму – знакомимся с местной природой, ездим на экскурсии по заповедным болотам, речкам и озерам, наблюдаем птиц и просто дышим весенним воздухом. Затем перемещаемся в Псков, где три ночи живем в отеле, смотрим сам город, а также близлежащие Изборск и Печоры. Наконец, изюминка: знакомство с Псковским озером через посещение Талабских островов. На всю поездку, включая дорогу туда-обратно – семь дней.

В общем, программа представлялась разнообразной, насыщенной и интересной. Все ночевки бронировали по телефону – никаких проблем не возникло. За день до выезда расстроились из-за прогноза погоды – на всю неделю обещали холода и ливневые дожди. Какие тут леса-болота-острова под дождем? Но все же! Взяли резиновые сапоги, зонты, зимние шапки, перчатки, горнолыжные куртки и термобельё. И поехали!

***



Первый день – 600 км пути. По Новорижскому шоссе, далее через Великие Луки мы должны попасть в деревню Цевло́ – это в Бежаницком районе Псковской области. Большую часть дня попеременно проезжали через солнце, дожди, снег и град. Ничего себе погодка в конце апреля! Но в машине тепло, есть термос с чаем и бутерброды, движемся по графику. К вечеру вроде начало проясняться.

За 16 км до цели навигатор повернул нас на какую-то глухую лесную дорогу с остатками асфальта. Всю в выбоинах, по обочинам густой кустарник, такую узкую, что двум легковушкам разъехаться с трудом. Впрочем, встречные будут здесь вряд ли! Начальный участок вполне проезжий, но углубившись на километр, решили не рисковать Развернулись и поехали через райцентр - Бежа́ницы. По карте это немного дальше, но лучше 20 км лишних за рулем, чем сидеть в колее и искать трактор по лесам.

Последние километры до Цевло́ - улучшенная грунтовка или «грейдер». Любая машина проедет. Вот и деревня.
- А где гостевой дом заповедника? - спрашиваю у встречной тети
- А вон, отсюда видно! Прямо и налево…
- Ага, спасибо!

Паркуем авто и заходим. Однако, никого! Наконец в тишине обнаруживаем двух молодых парней, которые о нашем приезде ничего не знают. И вообще, они здесь в командировке, настраивают связь и к таким как мы туристам не имеют отношения. Звоню в визит-центр заповедника в Бежаницах, хочу сообщить, что доехали, ведь нас комендант должен был встречать. В трубке гудки без ответа. Конечно, офис пуст - уже седьмой час вечера, к тому же воскресенье сегодня. Связисты заверили нас, что утром обязательно появится кто-то из сотрудников, ситуацию проясним. Решаем располагаться и ночевать. Душ, туалет, горячая вода – всё есть. Свободных комнат полно, правда отопление есть не во всех. Выбираем теплый двухместный номер, заносим вещи, еду и все, что надо для ужина после десятичасовой дороги.


Научно-техническая база заповедника



***



Вечером идем знакомиться с местностью. Деревня Цевло́ существует лет пятьсот, поэтому обладает историей. Расположена в окружении лесов и торфяных болот. В 70-х-80-х годах деревню решили сделать центром местной торфодобычи. Была построена узкоколейка, началась добыча торфа, брошен клич для вербовки рабочей силы, возведены две пятиэтажки, обещаны радужные перспективы. Народ потянулся, с энтузиазмом принялся за дело. Но времена изменились. Значение торфа как энергоресурса резко упало и прогресс сменился деградацией. В настоящее время деревенские панельки производят тягостное впечатление. Живут в них единицы. Есть электричество, канализация, холодная вода и отопление, но все равно зимой приходится дополнительно греть квартиры дровами. Оплачивать недешевую коммуналку многим не по силам. Большинство жильцов покинуло пятиэтажки, уехав в города. Окна пустующих квартир администрация заложила кирпичом, чтобы уменьшить общедомовой теплоотток в зимнее время.

Пятиэтажка в деревне Цевло


Из инфраструктуры есть магазин, почта. Когда-то школа была. Дорога хорошая – с транспортом проблем нет. Но работы в Цевло мало - практически никакой. Сейчас в деревне есть научно-техническая база заповедника и гостевой дом. Конечно, это капля в море и работают там единицы. Разумеется, жители промышляют грибами, ягодой, охотой, для чего до недавних пор активно использовали узкоколейку. Многие имели самодельные дрезины, на которых можно быстро углубиться в глухие леса на несколько километров. Летом катали туристов в заповедные места. Но – очередная трагедия! Осенью 2016-го узкоколейку разобрали по причине ее аварийного состояния. Цевляне сопротивлялись как могли, до губернатора дошли. Не помогло.

Из природных достопримечательной Цевло́ отмечу одноименное озеро. Довольно большое, с болотистыми берегами, но мелкое – ила в нем больше чем воды. Во время торфодобычи из осушаемых болот в него нанесло много торфа и озеро еще больше заилилось. Рыба есть: окунь, щука, плотва – без проблем. Посередине водоема есть гигантский камень, скала загадочного происхождения, который еле торчит на поверхности воды. Говорят, что около него самое глубокое место.

***


- А мы вас вчера до пол-одиннадцатого ждали! Думали, случилось что в дороге, - такими словами утром встретила нас Надежда, гид по работе с туристами.

После удивления стало понятно отсутствие коменданта вчера. Тете, указывающей дорогу, невдомек было, что нам нужен гостевой дом и она отправила нас на научно-техническую базу. Оказалось, гостевой дом на соседней улице! Недоразумение вышло!

На десять у нас намечена экскурсия «Плавницкое болото». Утро солнечное, но холодное. Мы в полной экипировке: куртки, термобелье и сапоги. Нас сопровождают: Надежда – гид, Михаил – водитель, Оскар – научный сотрудник заповедника. До Плавницкого болота километров восемь по лесному бездорожью. Проехать туда можно только на спецтехнике. Езды минут сорок. Заповедник использует транспорт на шинах низкого давления – у него хорошая проходимость и дороги он не сильно уродует. Из гаража, обитого гофролистом, Михаил выкатывает некий «пепелац» под названием «Кержак». Грузимся в него и пристегиваемся, ибо ожидается нехилая качка. Путешествие на таком автомобиле отдельный аттракцион. Ура! Мы едем в заповедник!

Грузимся в спецавтомобиль «Кержак»


Едем на Плавницкое болото. За рулем Михаил


Дорога на Плавницкое болото


Качка неслабая


Доехали. Отсюда начинается экотропа


Экотропа


Граница заповедника




Специализация заповедника – сохранение крупнейшей в Европе Полистовско-Ловатской верховой болотной системы. Представьте огромную территорию пятьдесят на тридцать километров нетронутых болот. Она является местом обитания редких плиц, уникальных растений. Для ученых-экологов - широкое поле для наблюдения. Для любителей природы – возможность отдохнуть, увидеть что-то новое для себя, насладиться созерцанием заповедных мест.

Режим посещения как и положено строгий. Но с экскурсиями нет проблем. Здесь стараются активно развивать экотуризм и рады всем, кто приехал с добрыми намерениями. Для туристов создано несколько маршрутов. Один из них - в Плавницкое болото, где оборудована экотропа. Настил из досок обновлен и наши сапоги оказались лишними – можно комфортно ходить не замочив ног. Болото названо по имени ближайшей речки Плавница, оно входит в состав заповедника и является малой частью обширной болотной системы. Описать увиденные природные красоты мне не по силам. Нужно все видеть своими глазами.



Пушица цветет


Ветреница дубравная


Селезёночник


Прошлогодняя клюква


Полистовско-Ловатская система это бескрайние болота


Привал с чаепитием


Погода дня была противоречивой. Небо то жарило солнцем, то хмурилось тучами. Ветер то стихал, то дул порывисто. Где-то за горизонтом лето боролось с зимой: град и снег против солнечного тепла. В результате мы наблюдали замечательные фотографические облака, но ни одной капли дождя на наши головы не упало.

Красоты болот
 

Созерцание


Черноольшанник, затопленный весенними водами


Река Плавница
 

Пора возвращаться на базу


Еды для завтраков и ужинов мы запасли из Москвы, а на обед поехали в гостевой дом – наконец-то увидим его. Обеды здесь готовятся по предварительному заказу силами жителей деревни. Спасибо Зинаиде Петровне, местному повару экстра-класса! Блюда вкусные, приготовлены в русской печи, а порции такие, что нам оказалось не под силу съесть все.

Обед в гостевом доме


После обеда у нас был выбор – перебраться в гостевой дом или остаться на базе. Мы выбрали второе – как-то лень было переезжать. К тому же, на базе тоже есть кухня, холодильник, микроволновка и прочие удобства.

***


Вторую половину дня решили посвятить знакомству с озером Цевло́, да и деревню получше рассмотреть. Хотя в ней ничего особенного нет, дома как дома. Крепкие хозяйственники из местных имеют транспорт на шинах низкого давления, что объяснимо, и держат на берегах лодки.
Деревенские картинки
 

С пригорка хорошо смотреть на озеро


Для выхода к воде проделаны специальные каналы в зарослях тростника. Представляю, какие джунгли будут здесь летом и сколько будет комаров.

Озеро Цевло́
 

По мере того как солнце садилось, где-то рядом в камышах активизировалась выпь. Если кто не знает, как звучит ее голос – рекомендую поинтересоваться. Правда, это не для слабонервных! Сверхнизкие частоты! Кровь в жилах холодеет и сердце сбивается с ритма! Я пытался залезть в камыши с камерой, но куда там! По аналогии с известным шотландским озером Лох-Несс, несведующим туристам вполне можно говорить, что в озере живет Цевельское Чудовище.

Выпь-места


Слушаю выпь


***


Назавтра природа снова нас пощадила. Дождем не мочила, а только старалась сдуть ветром. Но это после обеда, а с утра как обычно: все безмятежно и яркое солнышко в синих небесах. Правда, прохладно, но это мелочи. На этот раз сапоги нам понадобятся. В наших планах прогулка на моторке. Путь наш будет лежать через озеро Цевло́, далее по речке Це́вла до озера Полисто́, от которого и происходит название заповедника. В один конец километров двадцать.

На этот раз был не «Кержак», а другой болотоход, на котором к озеру доставили катер и нас заодно. Сегодня кроме гида Надежды с нами едет по своим служебным делам Елена, замдиректора по экопросвещению. За штурвалом капитан катера Дмитрий.

Выгрузка катера в озеро Цевло
 

Деревня остается слева по борту


Утренняя безмятежность озера Цевло


Где-то посередине озера. Камень-скала


Канал между озером Цевло́ и речкой Це́вла


«От болот до океана» - таково название экскурсии. По замыслу авторов, туристу предлагается проследить путь воды. Капля дождя, упавшая в верховое болото, пройдя через фильтр сфагновых мхов, оказывается в реке Цевла. Далее попадает в озеро Полисто, затем в реку Полисть, течет в Ильмень-озеро и так далее до морей-океанов. Так работает обширная система болот и речек, расположенная между реками Полисть и Ловать. А экскурсия - по сути просто прогулка по живописным местам с возможностью увидеть редких водно-болотных птиц. Правда, ни в речке Цевле, ни в Полисто-озере каких-то особо редких птиц мы не видели, только фифи, чибисов, да уток разных пород. Моторка в этом смысле не лучший вид транспорта.

Птица фифи


Просто чибис






Местным плавать разрешено


Если Вам еще не надоели фото болот и тростника, то «welcome»! Озеро Полисто памятник природы местного значения. По его берегам сохранились остатки деревень. Кое-где и сейчас живут по несколько человек. Озеро коварное и штормовое. Как-то раз сотрудники заповедника, три дня ждали погоды, чтобы переплыть Полисто и вернуться на базу. Передвигаться берегом проблематично - на многие километры одни леса, дорог фактически нет.

Берега озера Полисто
 

Озеро Полисто. Привал перед возвращением на базу


После привала с чаепитием возвращались на базу. Ветер усилился, гнул деревья и норовил сдуть нас. К счастью, на волнении озера его сила не сказалась и мы без проблем добрались до устья Цевлы и вернулись домой.


***


После обеда ветер так и не стих. Но обещанного прогнозом дождя пока, слава богу, нет. Вдохновляемся на прогулку по трассе разобранной узкоколейки, уходящей далеко в леса. Идти не очень комфортно - кое-где под слоем грунта оставлены шпалы - но пока еще можно. Реально даже проехать на «буханке» или на ЗИЛ-131. Но через пару лет все зарастет и передвигаться пешком будет тяжело. Береза, ива да ольха поселятся здесь с удовольствием.

Прошагали по насыпи километров пять. По обочинам сплошные леса, болота, густой кустарник да каналы торфоразработок. Вся дичь попряталась от ветра в чаще, так что ни лосей, ни зайцев увидеть не удалось. Лишь вездесущие утки где-то крякали в канавах. Жаль все же, что не удалось промчаться на дрезине.

Напоминание о рельсовом пути


Каналы для осушения болот


Здесь была узкоколейка


Раньше местные ездили здесь на дрезинах, а теперь ходят пешком


Дождь добрался до Цевло к девяти вечера. Сильный, как обещали. Ветер перешел в ураганный – кровлю норовил сорвать. К счастью, мы были уже в номере – лежали на койках после ужина. Кроме нас на базе никого – ребята-связисты куда-то исчезли. Вечер вышел романтичным: было, что вспомнить за эти яркие два дня. Непогода способствует крепкому сну, поэтому спать легли пораньше - завтра нас ждет дорога в Псков. А на улице ветер с дождем до утра…

Часть 2 (Псков, фоторепортаж) здесь: https://www.moya-planeta.ru/reports/view/nedelya_v_pskovskoj_oblasti_chast_2_pskov_31131/

Часть 3 (Изборск и Печоры, фоторепортаж) здесь: https://www.moya-planeta.ru/reports/view/nedelya_v_pskovskoj_oblasti_chast_3_izborsk_i_pechory_31141/

Часть 4 (Талабские острова, фотоочерк) здесь: https://www.moya-planeta.ru/reports/view/nedelya_v_pskovskoj_oblasti_chast_4_talabskie_ostrova_31145/
3
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.