Музыкальная экспедиция

Впервые встал на колеса в 2014-ом, а спустя четыре года оказался в тройке лучших проектов России по версии Russian Event Awards в номинации - «Лучшее туристическое событие в области культуры». Дорогие путешественники, вы когда-нибудь слушали музыку в исполнении мировых звезд классической сцены в небольшом русском городе или поселке под открытым небом? Нет? Значит, вы никогда не слышали о проекте «Музыкальная экспедиция», который реализуется во Владимирской области Центром классической музыки и знаменитым виолончелистом Борисом Андриановым. Прежде чем мы начнем рассказ, предлагаю посмотреть фильм о проекте.


Производство: ORBIS PICTUS (http://opictus.ru/)
Операторы - Олег Кондратьев и Игорь Ганьков, автор - Мария Ремыга-Ганькова.


«За свою еще совсем небольшую, но уже богатую историю, «Музыкальная экспедиция» успела побывать во многих живописных уголках Владимирской земли, среди которых: Усадьба Храповицкого, Свято-Введенский островной монастырь, Усадьба Танеевых, агрокультурный комплекс Джона Кописки, Дом-музей А. П. Бородина, Хрустальный завод им. Акима Мальцова и многие другие. Расширив свои границы, «Музыкальная экспедиция» побывала в Санкт-Петербурге, Рязани и Касимове», - рассказывают устроители фестиваля-путешественника на официальной страничке проекта (vk.com/musicexp)

Музыкантами-кочевниками на время фестиваля уже стали ведущие фигуры классической музыки современности: скрипачи Леонард Шрайбер (Бельгия), Игорь Малиновский, пианисты Кристиан иле Хадланд (Норвегия), Кэти Махан (США), Андрей Коробейников, виолончелист Клаудио Бохоркес (Германия), альтист Даниил Гришин, гитарист Дмитрий Илларионов, джазмены Леонид (клавишные) и Николай (саксофон) Винцкевичи, сопрано Мишель Брэдли (США) и баритон Сидни Аутлоу (США). Бессменный художественный руководитель проекта – виолончелист Борис Андрианов.



А вот о том, как зародилась идея фестиваля, о его планах на перспективу - о рисках, переживаниях… О том, что музыканты – тоже люди и какие они – за кулисами – звезды мировой классической сцены? Об этом и не только в эксклюзивном интервью Клубу путешественников телеканала «Моя Планета» рассказала заместитель директора департамента культуры администрации Владимирской области - Алиса Бирюкова.




Автор: Наталья Зобнина, журналист, член Клуба путешественников телеканала "Моя Планета"

[i]


- Алиса, здравствуйте!

- Здравствуйте, Наташа!

- Прежде, чем мы начнем разговор о фестивале, мне бы хотелось узнать: откуда у Вас лично такая тяга к музыке?

Мои родители – учителя-историки, археологи. Мама - довольно музыкальный человек. Я тоже училась в музыкальной школе, но по причине болезни была вынуждена уйти из нее. Впрочем, всегда в доме звучала классическая музыка.

Помню себя с трех лет: на холодных скамейках Георгиевского храма во Владимире (куда мы ходили всей семьей обязательно, и это не обсуждалось) слушали концерт Эдуарда Митрофановича Маркина [i](прим.: дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР)
и его хора, который в тот момент гремел по всей стране! Вечером, в субботу, слушали концерт взрослого хора, а в воскресение - в 12 часов дня - капеллы мальчиков. Плоды этого «молчаливого слушания» приходят через много лет. Сейчас очень благодарна за это родителям!

- А что же было потом?

Потом так получилось, что пошла совершенно по другой стезе. Получила экономическое образование во Владимирском филиале финансового университета при Правительстве Российской Федерации, затем продолжила обучение в аспирантуре. Но жизнь свое берет!

Был очень непростой период в семье в свое время. У нашей семьи был замечательный батюшка в Сновицком храме (Суздальский район Владимирской области), куда мы ездили с родителями регулярно. Потом его вдруг перевели в другое село – Давыдово Камешковского района Владимирской области. Однажды мы поехали к нему на службу. Он был очень рад нас видеть, после службы повел нас в Дом-музей композитора Александра Бородина, который расположен в этом селе. Когда вышла оттуда, подумала: надо же – какие есть замечательные места! Почему бы здесь не сделать концерт под открытым небом?!

- Вы хотите сказать, что предпосылки к созданию фестиваля-путешественника «Музыкальная экспедиция» появились еще в юности?


Можно и так сказать! Эта идея об организации таких открытых концертов в необычных местах тогда еще ко мне пришла, хотя, конечно, до «Музыкальной экспедиции», до серьезного проекта, было очень далеко. Долгий путь нужно было пройти. Но я всегда была уверена: если очень сильно чего-то захотеть – то это можно сделать!

Но, Наташа, я работала тогда в институте бизнеса, у меня был первый курс студентов, училась в аспирантуре. Другая жизнь, понимаете… Однако, позвонила тогдашнему руководителю департамента культуры региона и рассказала о своей идее. После этого пришла на прием к заместителю руководителя департамента, она посоветовала пообщаться с Артемом Эдуардовичем Маркиным (ныне – директор Центра классической музыки в городе Владимир). И продолжила, мол, если ему эта идея понравится, то, может быть, у вас все получится! Мы познакомились, сделали вместе несколько грантовых проектов. С этого момента судьба переменилась – я вернулась к музыке, уйдя от преподавания экономики, стала работать в Центре классической музыки.

- Алиса, фестиваль «Музыкальная экспедиция» существует четыре года. Плеяда великих музыкантов проекта достойна восхищения! А есть ли конкуренция среди именитых участников за право выступать на такой музыкальной площадке?

На самом деле, года два назад, мы с руководителем проекта - Борисом Андриановым – поняли, что, действительно, появился некий кастинг! Когда стартовал фестиваль, не скрою, что имя ему сделали проверенные друзья Бориса, которые оказались готовы к разного рода неожиданностям и экспериментам, которые на тот момент сулил новый фестиваль – наша «Музыкальная экспедиция».



Музыкальный мир тесен, в нем хорошо работает «сарафанное» радио. Так и рассказы о «Музыкальной экспедиции», передаваясь из уст в уста, сформировали для нас довольно приличный пул желающих попасть в проект-путешественник, или желающих на него вернуться еще раз! Сейчас мы с Борисом вынуждены выбирать. Хотя надо понимать, что для нас все наши музыканты – очень дорогие люди! И не брать кого-то на фестиваль … Ох, по этому поводу я каждый раз очень сильно переживаю! Начинался фестиваль с исполнения только серьезной классики. Позже мы пришли к выводу, что должен быть и экспериментальный концерт: так традиционным финалом фестиваля стал ежегодный симфоджазовый концерт. Так что, к нам теперь присоединяются и известные джазовые музыканты.

- А есть ли незаменимые участники?


Это - Владимирский Губернаторский симфонический оркестр под управлением маэстро Артема Маркина...



... художественный руководитель фестиваля, виолончелист Борис Андрианов.

- Алиса, почему возникла необходимость такого фестиваля в регионе-33?

Давно в сердцах томилась идея об организации хорошего, качественного и нетипового музыкального фестиваля во Владимирской области. Чтобы проект отличался от всего разнообразия тех фестивалей, которые уже есть в стране. И «Музыкальная экспедиция», действительно, уникальный проект. Уже даже не проект, а целое народное движение, вышедшее за пределы нашего региона: концерты состоялись в Санкт-Петербурге, Рязанской и Вологодской областях.



А придумался этот фестиваль спонтанно. Так, наверное, часто и рождаются все хорошие вещи (улыбается). Однажды к нам в регион со своим проектом «Поколение звезд» приехал Борис Андрианов. Мы успешно провели концерты, а по пути на один из них – в Муром – решили показать Борису удивительную усадьбу Храповицкого в Муромцево. Была зима. Очень холодно. На тот момент величественные руины усадебного замка еще не были переданы в управление Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Были в очень заброшенном виде, но производили неизменно яркое впечатление – псевдоготический замок в густых Судогодских лесах! Выглядело все это очень величественно: снег, развалины замка… Редкая для средней полосы России по архитектурному решению дворянская усадьба, выстроенная в конце XIX века архитектором Петром Бойцовым по заказу полковника лейб-гвардии Владимира Храповицкого.



Мы долго бродили внутри усадьбы, и Борис вдруг сказал, мол, вот бы здесь сесть и сыграть! И все вспомнили, что есть знаменитый Джованни Соллима (прим.: итальянский композитор и виолончелист), который любит подобного рода эксперименты. Например, босиком, сидя где-нибудь на краю обрыва или на краю скалы, играть на виолончели. Борис с ним дружит…

А дальше мы сели, и поехали в Муром. К вечеру, уже после муромского концерта, переписываясь в сообщениях с Борисом, и появилась идея музыкального фестиваля-путешественника, который бы открывал для людей необычные места Владимирской области, а людям, живущим в этих местах, давал возможность услышать классическую музыку в исполнении мировых звезд.

В конце 2013-го года мы пришли с этой идеей к вице-губернатору Владимирской области Михаилу Колкову. Нас сразу же поддержал Губернатор - Светлана Юрьевна Орлова.



И, так получилось, что в этот же период в область приехал министр культуры Владимир Мединский, которому мы рассказали о проекте, и он тут же подписал письмо с поручением нас поддержать финансово в его реализации. И уже в конце мая 2014-го года стартовала первая экспедиция.

- Я верно понимаю, что попасть на фестиваль может абсолютно каждый желающий, причем, бесплатно?!

Верно! Изначально идея «Музыкальной экспедиции» – общедоступность. Однако мы сейчас немного страдаем от этого. В 2017-ом у нас были серьезные проблемы: аудитория, желающая попасть на концерт, приблизительно втрое превысила вместимость площадок. И погодные условия не всегда складываются в нашу пользу – трудно бывает выступать на открытых площадках.



Вообще, фестиваль - это большая авантюра для всех музыкантов. Потому что изначально было совершенно непонятно, как проводить концерты на открытых площадках, в тех местах, куда вообще неизвестно – придет ли публика. Когда начинали, и мне, и Борису Андрианову, и Артему Маркину говорили, что никто не пойдет в деревне на концерт классической музыки.

Но мы верили в другое – в то, что это нужно, важно, что так должно быть. И оказались правы. Вот уже четыре года фестиваль подтверждает это любовью слушателей.

- Алиса, кто же из звездных музыкантов первым выступил в рамках проекта?

Первый концерт был в Александровой слободе, в Палатах Ивана Грозного. Был чудесный концерт, о нем солисты вспоминают до сих пор. И Даниил Гриши (прим.: русский альтист и дирижер, выпускник Нижегородской государственной консерватории), который неоднократно бывал гостем фестиваля, он с гордостью говорит журналистам, что первый звук «Музыкальной экспедиции» был издан его альтом. Это действительно так!



- Поделитесь самыми яркими воспоминаниями от первых концертов …

Были две ключевые точки в первом фестивале, которые всем очень запомнились: концерт в усадьбе Храповицкого, который и дал, по сути, настоящую жизнь фестивалю «Музыкальная экспедиция». История этого концерта стоит особняком. Да, именно там придумали саму идею фестиваля. Но отношение к месту было особенным, осложненным многими объективными факторами: как к нему приближаться, там же - руины?!



И надо сказать, что нам тогда очень помогла Судогодская администрация, которая поверила в эту идею. Была проделана фантастическая работа вместе с нами, с Общественной Палатой. На протяжении двух месяцев были проведены субботники с привлечением тяжелой техники. Территория вокруг усадьбы преобразилась кардинально. Оттуда было вывезено невероятное количество мусора, расчищено пространство перед замком. Невероятно сложно было и завозить сцену, и организовывать пребывание публики в таком месте. Помогали все: и местные жители, и студенты местного техникума… Все! Но, как мне кажется, никто до конца не верил, что это состоится.



Помню свое состояние во время этого концерта: когда утром все же поставили сцену, была уже ровная, чистая лужайка перед ней. До этого шагнуть было невозможно. Привезли рояль, его устанавливали под пристальными взглядами местных жителей, а мальчишки пытались пробраться к настроийщикам и понажимать на клавиши (смеется). Это было очень трогательно!

Но с ужасом ждала вечера. Думала, будет одинокая сцена перед заброшенным замком и отсутствие публики. Мы организовали автобусы из Владимира до места концерта, старались подключить все ресурсы, которые возможны. А за полтора часа до концерта вдруг пошел огромный поток людей! И он был настолько огромен, что мы растерялись… Не ожидали.

По канонам классической музыки, это была - стадионная аудитория. По подсчетам полиции: около 4300-4500 тысяч человек.

- Алиса, это был серьезный классический концерт для жителей небольшого поселка?


Именно. Это был концерт серьезной классики. Игрался квартет Брамса, например. То есть полноценная классическая программа, которая могла бы исполняться на сцене зала консерватории. Совершенно без скидок на неподготовленных слушателей.

- Какой риск!

Но никто никуда не ушел, что было удивительно. И вот этот объем публики сохранился до конца концерта. И, мне кажется, что концерт всем запомнился. Наверное, еще и потому что он был примером преодоления домыслов и обстоятельств.



Была и вторая памятная точка после Усадьбы Храповицкого. Очень трогательный для нас концерт – в Гусь-Хрустальном. Мы не могли пройти мимо печальной судьбы градообразующего предприятия города – знаменитого Хрустального завода им. Акима Мальцова. На тот момент завод долгое время простаивал, и владимирские промышленники взялись за его восстановление. Он возрождался с одного цеха, с первых вновь заработавших плавильных печей. Нам очень хотелось поддержать это историческое производство, давшее имя целому городу, известное на всю страну; очень хотелось поддержать людей, которые взялись за его восстановление.Сначала мы хотели пойти простым путем, и сыграть концерт в Музее хрусталя, но посвятить его возрождению завода. Однако, Артем Эдуардович Маркин предложил сделать концерт прямо в цехе завода. Всем это показалось отличной идеей, но не лишенной риска. Тогда мы его до конца не осознавали.

- Интересно …

Был пиковый момент, когда мы переехали из Усадьбы Храповицкого – уставшие, измученные – и с четырех часов утра пытались поднять в цех завода рояль!

- Поднять рояль? …

Да! Мы пытались поднять его на специальном подъемном устройстве. Это не удалось. Чуть не потеряли рояль! Потом долго и мучительно с работниками завода тащили его по лестницам. Потом устраивали в цехе завода импровизированный концертный зал: убирались, вычищали пространство, расставляли стулья… Причем, это все дружно делала и заводская команда, и наша. Все успели подружиться, и, к слову, дружим до сих пор! Эти люди приезжают на «Музыкальную экспедицию» в другие точки ее проведения. На тот памятный концерт пришли очень много горожан, когда-то работавших на этом заводе, те, чьи семейные истории на протяжении долгих лет были связаны с этим производством. Концерт был символом его возрождения, символом новой жизни. И это очень чувствовалось.



Были опасения. Конечно! В том числе и за рояль. Мы пытались отодвинуть его от печей, причем, мы намеренно не останавливали производство, чтобы люди видели, как рождается хрусталь на этом заводе. Были организованы даже экскурсии для посетителей концерта!

- Алиса, невероятно! Следующий фестиваль – юбилейный, правильно?

Следующий фестиваль юбилейный. Я всегда говорю, что «Музыкальная Экспедиция» - это не набор концертов в разных местах, это - концерты с «болевой» точкой, с особой идеей и миссией всегда, как бы громко это ни звучало. Например, сформировалась тема поддержки усадеб. Мы не играем в вылощенных, общедоступных местах. Берем на себя риск – сыграть на территории усадьбы с трудной судьбой. Например, как в прошлом году. У нас был завершающий концерт в усадьбе Андреевское Петушинского района Владимирской области, знаменитой усадьбе рода Воронцовых. Это - очень проблемный и дорогой объект для восстановления, регион пока не может найти инвестора для него. Мы не боялись обратить на это внимание, коснуться этой темы.



Во Владимирской области есть две композиторские усадьбы, места, связанные с именами всемирно известных композиторов. И, если с усадьбой Танеевых в Ковровском районе области все, в общем-то, хорошо ...



То, например, в Доме-музее А.П. Бородина (напомню, это село Давыдово, Кмешковский район области) был ряд проблем. Не хватало благоустроенной площадки рядом с музеем для проведения концертов, музейных акций. И, когда мы приехали группой организаторов туда, выяснилось, что продается соседний участок земли.



Очень быстро обзвонив всех музыкантов, которые принимали участие в фестивале, и, рассказав о проблеме, мы пришли к решению, что просто сбросимся деньгами - купим этот участок для музея. Это мы и сделали. Сейчас музей, получив областной грант, уже обустраивает эту территорию, строит открытую сцену.

Когда люди в поселке несли цветы Сергею Накарякову (прим.: трубач, концертный исполнитель), который живет в Париже, и, вдруг, приехал, и вышел на деревенскую сцену…



Солисты долго это обсуждали и говорили, что это – самые дорогие букеты в их жизни вообще!

- Алиса, Вы заметили: музыканты проекта – очень известные люди. Поделитесь, какие они "за кулисами" фестиваля?

Очень демократичные, открытые. Помимо этого - все музыканты - люди футбольные!

- Что Вы! (удивленно)

- Да! Например, график одного из фестивалей выстраивался таким образом: в официальном плане было прописано, что во столько-то - репетиция, во столько-то - просмотр футбольного матча, потом концерт, потом ужин.

- (смеемся)

Кстати говоря, в прошлом году, когда у нас был концерт в усадьбе Жуковского, тоже был Чемпионат, и мы снова смотрели футбол! (смеемся) И это снова усложняло мне график! Но нас с радостью согласилась принять школа искусств в Ставрово, которая поставила для солистов большой телевизор, и вместе с педагогами Школы искусств мировые музыканты смотрели футбол!И Леонард Шрайбер (прим.: бельгийский музыкант, один из самых известных и перспективных скрипачей мира) сказал, что никогда в жизни не смотрел так увлекательно футбол! В «Музыкальной экспедиции» много таких вот» не концертных» моментов, которые делают эту историю очень живой.

Алиса, благодарим Вас за интервью Клубу путешественников телеканала "Моя Планета"!
1
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.