Кипарисовый край в ноябре. Абхазия

Я возвращалась из очередного вояжа по Центральной Америке. Нет, чтобы сразу по прилёту в Москву ехать домой в Астрахань, так еще зарулила в Сочи. Более двух месяцев дома не была, а всё мне мало!
Осень уже вступила в свои права по-настоящему: раскрасила парки, укрыла листвой поляны в рощах, но осенние астры,хризантемы и рудбекии всё ещё радостно украшали городские клумбы и набережную Чёрного моря.



Вот уже несколько дней я провела в Сочи. Смотрела Айгурские водопады, гору Прометея, лыжные курорты и олимпийские спортивные сооружения. Сказать, что Сочи не интересно, я не могу, а ещё и красиво.

 

Хотя все рукотворные чудеса моя натура не воспринимает, и больше мне хотелось чего-то натурального, природного. А как было в Абхазию не съездить, если она рядом?
По этой причине встала рано утром и поехала в Абхазию на городском автобусе от сочинского автовокзала.Чудесное время тихая осень! Ни тебе толкающихся отдыхающих, ни тебе июльской жары, когда пот стекает до самых пят, ни тебе вечно мешающих солнечных атрибутов - очков, зонтов и шляп, а только приятная погода, комфортный автобус с мягким креслом и прекрасное настроение.
Автобус катил вдоль моря, а за окном мелькали курорты черноморского побережья, плавно сменяя друг друга. Доехали до границы и встали. Здесь мне предстояло выйти, пройти пограничный контроль, который существует между Россией и Абхазией, и оказаться на стороне соседней республики. Сразу обратила внимание на бойкую торговлю мандаринами в приграничной зоне. Они были повсюду. Продавцы выкладывали мандарины вдоль тротуаров, на прилавках магазинов, на выставленных витринах прямо мне под ноги. Абхазы везли на продажу горки мандаринов на вместительных деревянных тележках. Ну просто мандариновое столпотворение! У каждого свои дела, а мне предстоял переход границы.
Но прежде всех важных дел я попила утренний кофе в одном из многочисленных походных мест, купила понравившиеся мне местные приправы и, понятное дело, не устояла перед мандаринами. Они сияли, как маленькие солнца! Их оранжевый цвет не только хорош, а даже сладок! Мандарины походили на тяжёлые диски. Толстая сочная кожура упруго брызгала резким цитрусовым ароматом, а уж сладко-сочные мандариновые дольки напомнили мне пору моей юности, когда жила я в Центральной Америке и меньше ведра мандаринов в день не съедала. Правда, попугай Лора всегда был рядом и активно поглощал фрукты вместе со мной, но тем не менее. Эх, времена!



В общем, после частичного поедания мандаринов я быстро миновала границу. А на той стороне транспорта столько, что и искать не надо.
Я не знала, куда мне поехать, но как-то тайно вынашивала мысль о посещении озера Рица, хотя понимала, что не сезон и всё такое прочее. Действительно, не сезон! На озеро Рица никто ехать не собирался, поэтому села в первую попавшуюся маршрутку, которая уходила в Новый Афон.
Ехали долго и красоты сочинских курортов здесь не хватало, зато кипарисов было на каждом шагу.



Люблю я это дерево за его грациозность, элегантность, стройность и некую праздничность на фоне, может быть, даже обычного пейзажа.

Многострадальная обитель



Абхазия показалась скучной, пока не приехали в Новый Афон. Перво-наперво я вышла из маршрутки на остановке в виде ракушки и в окружении цветочных клумб. По единственной широкой дороге пошла по городу в стройных кипарисах.



Приятно было пройтись по Новому Афону в ноябре, когда к нам в Россию уже пришли холода, а тут, в Абхазии, изысканные кипарисы и глубокое синее небо, как летом. Субтропики, одним словом!
У озера с чёрными лебедями была очарована редкими птицами и какое-то время наслаждалась их присутствием. Парк осенних деревьев у водоёма уже ронял листву, и я была не в силах продлить прекрасное лето, а очень хотелось.



К Новоафонскому монастырю поднималась не спеша. Он был виден на вершине горы и никак не хотел приближаться, но я знала, что поднимусь обязательно. Я шла туда в надежде попросить мира и благополучия своей семье, хотя многострадальная обитель не принадлежит Православной церкви.
Не люблю пересказывать историю из Википедии, но, видимо, не обойдусь без этого. Хотя бы в двух своих словах.

 

Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь был основан русскими православными монахами со Старого Афона в Греции 150 лет назад у подножия горы Афон. Не обошлось без участия российского императора Александра III. Во времена пропаганды атеизма и гонений на церковнослужителей он был закрыт, но в 1994 году снова приступил к богослужениям для верующих. А вот с 2011 года, после передачи храмового комплекса правительством Абхазии в лоно Абхазской церкви, начались в монастыре проблемы со сменой настоятелей и священнослужителей разных санов. Верующие Абхазии тоже сыграли не последнюю роль в этом. В общем, "бунт на корабле". В итоге с 2013 года монастырь возглавил иеродиакон Давид из монастыря со Святой Горы в Греции, и ему было поручено восстановить духовную жизнь обители.
В настоящее время монастырь принадлежит неканонической абхазской метрополии, а это значит раскольникам. Сложный политический и духовный вопросы между абхазскими и грузинскими священнослужителями остаются неразрешёнными.

В Абхазии Православная Церковь канонически должна принадлежать Грузинскому патриархату. Но из-за политики большая часть храмов ушла в раскол. Это беда Православия в Абхазии. Сейчас там витает идея, так называемой, "Абхазской Православной Церкви", но для этого их должны благословить грузинские архиереи и утвердить на Вселенском Соборе. Тупик.
Как-бы не складывались отношения у Грузинского патриархата с митрополией Абхазии, но паломники не забывают о монастыре и едут отовсюду, чтобы помолиться и посмотреть на храмовый комплекс, созданный силами России. Естественно, к Святому Апостолу Симону политика никакого отношения не имеет. Святыня есть святыня, но вот исповедоваться и причащаться в монастыре не благословляется. А люди приходят сюда разные и причины у каждого свои. Ведь Симон Канонит, в честь которого назван монастырь, является покровителем семейного очага. Этот Святой похоронен неподалеку под маленькой часовней с его именем.



Первое, чем меня поразил монастырь, это поистине золотые купола церквей. Они сияли на фоне глубокой небесной синевы, отстреливая слепящие солнечные лучи. Вторым поражением моей души и даже обидной неожиданностью стал сам облик построек с осыпавшейся крашеной штукатуркой и постепенно разрушающихся без заботливых человеческих рук. Прекрасная роспись внутри церквей, выполненная с участием палехских мастеров, всё ещё вызывает восторг, но реставрация тут крайне необходима и как можно скорее. Наверное потому, что с реставрацией монастырю не очень везёт, старина тут чувствуется больше, чем где-либо.

 

Бог мой! Какие там иконы! При виде расписных икон и намоленных куполов, я не могла не помолиться, даже если мне это не в зачёт. Слезы текли сами собой не только у меня. Рядом молились несколько женщин. Я не знаю, о чём были их мысли, наверное, как и мои - о благополучии и покое в наших семьях.
Из монастыря вышла со смешанным чувством. С одной стороны было жаль пришедшую в запущение монастырскую обитель некогда считавшуюся настоящим монастырским городом, а с другой стороны я испытывала чувство выполненного долга. Спускаться вниз по мощёной Царской дороге было много проще подъёма, и очень быстро оказалась внизу среди кипарисовых аллей.



Там тоже мандарины продавали в каждом дворе, а ведь это монахи завезли их ещё в старину из Греции и пошло-поехало по всему Кавказу, деревья прижились, расплодились, и мы теперь уверенно считаем этот фрукт своим родным.
А вот после монастыря была речка необычной красоты с названием Псырцха.

Река редкой красоты - Псырцха



Я видела много красивых рек по миру и с уверенностью могу сказать, что река со смешным названием Псырцха украсила мою коллекцию фотографий. Но это не столь важно, гораздо важнее то, что она доставила мне истинное наслаждение и радость своим скромным существованием. Абхазы вправе ею гордиться.

 

Течёт она себе потихоньку в окрестностях Нового Афона, что в 80-ти километрах от русско-абхазской границы. Цвет её совершенно необыкновенный, а бег извилистый. Каменистое русло в лёгких каскадах переходит на равнинную поверхность. Течение Псырцхи плавно замедляется у заброшенной железнодорожной станции с таким же названием и превращается в небольшое озеро.

 

Эта чудо-река меня околдовала. Даже осенью её зеленоватые воды среди засыпающей по берегам природы имеют редкий шарм.

 

По двум берегам есть два тоннеля и в этом месте через речку перекинут мостик. Один из тоннелей некогда служил железной дороге, о чём свидетельствовал старый рельсовый путь, уходивший в чёрную глубину горы. Дорога эта давно не служит людям. Станционное здание осиротело и обветшало. Но несмотря ни на что сюда едут люди, чтобы просто походить по берегу и вдохнуть очарование этого места.

 

Вытекает маленькое чудо из-под скалы и течёт к морю. Я прошла вдоль реки всего лишь километр, а сколько удовольствия получила!

 

Но есть здесь одно место, которое мешало мне воспринимать настоящую природу, это созданный монахами в старые времена искусственный водопад при выходе Псырцхи в город.



Я всё понимаю, что является водопад достопримечательностью Нового Афона, и сооружён он монахами в конце девятнадцатого века, как необходимость для маленькой ГЭС, которая давала свет монастырскому комплексу, но сейчас уже нет той самой ГЭС, а водопад остался и совсем не гармонирует с естественной красотой места, а вот озеро, образовавшееся по типу водохранилища, прекрасно вписалось в окружающую природу.

Грот-келья Симона Кананита в историческом заповеднике Анакопия



К этому святому месту ведёт мощёная камнем дорожка. Вдоль берега речки Псырцха, по каменистым склонам она выходит к вырубленным в горе ступеням.

 

Лестница, в свою очередь, поднимается в келью проповедника Симона Кананита, где некогда этот святой проводил свои дни в молитве. На гладком потолке кельи вырублен старинный крест, ему 2000 лет.



Именно столько времени прошло с тех пор, когда Симон Кананит вёл свои проповеди в нынешней Абхазии. Уже позже люди поставили здесь икону святого старца.

 

Спускался он из своего грота на верёвке, а ступени были вырублены монахами Новоафонского монастыря только в 19-ом веке.
За свои православные проповеди Симон Кананит был обезглавлен римскими легионерами. Тому свидетельством является лобное место недалеко от кельи. Похоронен он был единоверцами, а в десятом веке на том месте был установлен Храм с его именем.
Сам парк постоянно посещают люди и он никогда не пустует. За вход в него берётся небольшая плата, а потом уже хоть целый день гуляй по красивой природе. Среди посетителей много молодых пар, которые создают семьи и приходят к гроту Симона Кананита за благословением. Перед подъёмом по каменной лестнице вас обязательно встретит верующий прихожанин. Он расплывается в улыбке для всех и с неутомимой энергией рассказывает истории из жизни Святого, истории паломников, которые здесь побывали и вы даже не заметите, как купите у него свечи и иконки. Свечи поставите у места убиения Симона Кананита, а иконки заберёте с собой на семейную удачу.
На обратном пути снова восторгалась речкой-невеличкой и осенним лесом, а выйдя в город, из любопытства зашла в магазинчик у остановки маршруток. И что вы думаете? Козий сыр и полтора литровая бутылка домашнего виноградного вина стали приятной покупкой.
Обратно на границу ехала в полупустой маршрутке. События прошедшего дня оказались столь насыщенными, что даже не могла понять, как я всё успела сделать за один день? Приграничный рынок со стороны России заметно поредел, пустые тележки катили обратно в Абхазию, а завтра с началом дня всё начнётся сызнова.
Закат уже загорался и я вернулась в Сочи до темноты. Последние солнечные лучи ярко освещали город, пробегая по склонам гор в цветных домиках, по деревьям в осеннем цвету и по ярким клумбам, делая их ещё наряднее.



Завтра домой, к себе, в Астрахань. У нас тоже ещё не зима и застану тёплую осень в степи, а она, поверьте, в любое время прекрасна, потому что это моя родина!
6
Читайте также
Комментарии
Андрей Забоев
1
Тамара, спасибо за осеннюю, ноябрьскую Абхазию!
Владимир Заруйкин
Спасибо! Отличный репортаж! В этом году были в Абхазии, очень понравилось! https://www.youtube.com/watch?v=fFlovykb3MI
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.