Казахская Авантюра. Начало пути

Зима – самое то время, когда пора садиться за написание отчётов. Активный мотосезон закрыт и приятно вспомнить те дальние уголки, куда успела завести извилистая дорога путешествий. В этот раз мой путь лежал в Казахстан. Я расскажу о трёх морях: Аральском, Каспийском и о море степи. О казахском гостеприимстве и новых знакомствах, причудливых достопримечательностях природы и следах былого величия Советского Союза.



Обычно самые интересные истории случаются внезапно, в тех случаях, когда господствует сплошная импровизация. Один мой друг говорит, что лучшая импровизация та, у которой есть чёткий план. Может и так, но у меня чаще наоборот. По правде сказать, неожиданная поездка в Казахстан была неплохо спланирована… Но не мной… Мне предложила прокатиться Ольга, подруга-мотоциклистка из Москвы. Это новое путешествие было всецело её задумкой, это она искала интересные места и обозначила примерный маршрут и график. Мне же предложила без особой надежды, зная мою склонность к поездкам в одиночку. Однако, идея меня зацепила, шанс побывать на исчезающем Аральском море будоражил воображение, к тому же я был совершенно свободен на первую половину мая.

Покорять бескрайние казахские степи мы собрались втроём:



- Ольга из Москвы на BMW F650GS Dakar – идейный вдохновитель и организатор путешествия. За плечами много интересных маршрутов, самый для меня впечатляющий – одиночная двухмесячная поездка по Сибири и Монголии (на фото слева).

- Света из Питера на Suzuki DR650 – подруга Оли, тоже не новичок в мотопутешествиях, исколесившая добрую половину дорог страны (на фото справа).

- Собственно, я – Артем из Екатеринбурга на BMW F800GS. Для меня эта авантюра стала третьим серьёзным путешествием на мотоцикле. Рассказы о первых двух я уже публиковал тут: «Путешествие на край географии» и «Записки мотоциклиста».

С Ольгой и Светой мы договорились встретиться 30 апреля в Саратове и уже вместе пересекать границу Казахстана. По старой доброй традиции собирался в ночь, накануне выезда. На сон удалось уделить часов пять от силы. Можно было бы и подольше поспать перед дорогой, но хотелось стартануть пораньше, чтобы не толкаться в пробках и побольше проехать засветло.



Я люблю открывать для себя новые дороги, которыми не ездил прежде, а если они при этом и короче, и экономят время, то вообще идеально! Из Екатеринбурга в сторону Саратова нужно ехать по М-5, но до самой трассы ещё надо добраться. Кратчайшее расстояние – загруженный челябинский тракт, но я решил разведать дорожку, по которой на М-5 выскакиваешь уже около города Сим, в трехстах километрах от Челябинска в сторону Уфы. Получается срезать почти сотню километров загруженной федералки. Этот вариант объезда не единственный, конечно, но я по нему ещё не ездил. Плюс дороги через Михайловск в том, что она вьётся среди красивейших хвойных лесов, перед глазами не мелькают чадящие трубы и депрессивные рабочие посёлки. Потока оживлённого, кстати, тоже нет, хотя асфальт ровный и сама дорога широкая. Причина отсутствия трафика обнаружилась километров через 150: сначала появились ямы, потом пропал асфальт и пара мостов вместе с ним. Грунтовка длиной 50-60 километров – это только радость для Гуся и тренировка для меня перед Казахстаном.

 

М-5 встретила многокилометровыми колоннами фур, как будто началась массовая миграция с востока на запад. Среди этих бесконечных дальнобоев ехал всю дорогу до Саратова. Потихоньку обгоняю их и заезжаю на заправку, пока заправляюсь, половина проходит вперёд и все по новой. Грузовики едут 80-90 км/ч, но зато по 1000 километров за раз, а мне, хочешь не хочешь, приходится каждые 250-270 километров посещать АЗС. «Ну да ладно – думал я про себя, – зато у меня начинается путешествие!»



Время для поездки не самое лучшее, мягко говоря. На приборной панели моего мотоцикла можно посмотреть температуру воздуха «за бортом», на выезде дисплей мигал жуткими «+2», а мои зубы отбивали барабанную дробь. К обеду погода разошлась до «+15», под Уфой начался дождь, и температура обвалилась к «+4», но ближе к вечеру, уже в Самарской области, распогодилось и засветились почти жаркие «+16». Утром же палатка хрустела замерзшим инеем, а вода в чайнике превратилась в лёд. После Самары стало заметно теплее: хоть и пасмурно, но стабильно выше «+15». Обочины зазеленели травой.

 

 

Остановился сфоткать эту самую зелёную травку, первую увиденную мной в этом году, тут же остановились пара байкеров, ехавших навстречу.

- Привет! Помощь нужна? – первые слова от совершенно незнакомого мне человека.

Очередной раз почувствовал себя причастным к огромному движению единомышленников. Все мы разного возраста, из разных городов и по-разному реализуем себя в жизни, но всё-таки есть то, что нас объединяет и стирает любые барьеры – выбор мотоцикла в качестве средства передвижения, а вместе с ним вольную дорогу странника, уводящую за горизонт.

 

На объездной Самары первый раз за поездку пообщался с ДПС. Многие бывали на этой дороге и знают о её превосходном качестве. Я ехал 130 км/ч, и это в потоке! То есть все впереди и позади меня ехали с такой же скоростью! Моё наслаждение быстрой ездой прекратилось взмахом полосатого жезла сотрудника ГИБДД на посту. Думал, что попал в поле зрения бдительного ока видеокамеры, оказалось нет, тормознули просто так, документы проверить… Как обычно охали и ахали над маршрутом и, пожелав счастливого пути, отпустили.



Дорога от Самары до Саратова проходит вдоль Волги, у каждой деревни стоят машины с огромными табличками «Рыба». Всю дорогу ехал с предвкушением того, как вечером встретимся с девчонками и у костерка будем есть вяленую рыбу и запивать местным пивом. Купил здоровенного жереха, выехал на левый берег Волги недалеко от Энгельса, поставил палатку, скинул Ольге координаты и стал ждать. В общем, пришлось пиво мне пить в одиночестве, спутницы мои вынужденно задержались, в пути и ни сил, ни желания ночевать в палатке у них не осталось, остановились они в гостинице.

 

Договорились встретиться с Ольгой и Светой утром в Энгельсе на первой, после моста, заправке. Мне было ближе, поэтому я приехал первый, заправился и встал на въезде, чтоб меня было хорошо видно. Через пятнадцать минут девчонки бодренько пролетели мимо, не заметив меня! Я прыгнул на мот и помчался догонять, но не тут-то было. Они ехали по указателям, а я по навигатору! В итоге встретились только на заправке у выезда из города.



Не знаю, как сейчас, но в 2016 году на дороге от Саратова до границы Казахстана можно было смело снимать фильм «50 оттенков серого». Все дорожное полотно представляло из себя лоскутное одеяло, где заплата на заплате посреди заплаты! И это кроме шуток! Ехать медленно – это значит прыгать на каждой кочке и проваливаться на каждой ямке. Нужно было ехать быстро, и мы «дубасили» 110-120 км/ч. Подвеска, конечно, страдала, но выбор стоял серьёзный – либо мы, либо она.



От Саратова до границы с Казахстаном примерно триста километров, очень зря я не стал ещё раз доливать бензин вместе с девчонками на выезде из Энгельса. Проблема возникла внезапно: та заправка, на которую мы очень рассчитывали, оказалась без бензина… Нет, спутницы-то мои без проблем доехали бы, а вот я, зная аппетит своего Белого, испытывал некоторую тревогу. В итоге мы просто слили у Светы с Жёлтого немного горючего, чтобы я гарантировано дотянул до колонки.

Российскую сторону границы прошли быстро. Нас просто попросили открыть кофры, но ничего не досматривали толком. Преодолев «ничью землю», мы упёрлись в шлагбаум казахстанской границы. Потомки кочевников уже, наверное, познали смысл жизни, оттого их движения сделались плавными и неторопливыми. Очередь из десяти человек словно замерла. Был шанс реально зависнуть на границе, если бы не один молодой и очень любопытный погранец. Он вначале смотрел на мотоциклы как на летающие тарелки в степях Казахстана, потом засыпал вопросами.

- Прямо вот так и едете? Откуда-откуда? Москва, Питер? На Арал? Вы что, сумасшедшие???

Парень впечатлился и проникся к нам, принёс талончики, помог заполнить миграционные карты, придал ускорения процессу в общем, за что ему отдельный рахмет!

На выезде с погранпоста оформили страховку, оказалось, что раз у меня мотоцикл поновее, то и полис подешевле на сто рублей.



Мы считали дорогу до границы плохой, но то, что открылось нам после границы, изменило наше представление о плохих дорогах! Увиденное больше напоминало результат ковровых бомбардировок, чем дорогу к границе сопредельного государства. Асфальт присутствовал лишь местами, всё больше рытвины с водой, в которых можно с удовольствием принимать грязевые ванны! В этом «счастье» мы себе отказали, решив оставить все самое приятное на потом. Местные не шибко терялись и объезжали дорогу по полям, накатывая там свою собственную. Как выяснилось, это нормально для Казахстана. Фотоаппарат доставать просто не хотелось, красноречивая иллюстрация получилась у Светы.



Первый раз мне в голову пришла мысль: «Не хочу быть мототуристом…»

План был доехать до Уральска, там поменять деньги, найти шиномонтажку и перекинуть девчонкам резину. На въезде в город я заметил блюстителя порядка. Он тоже меня заметил и, по-видимому, решил нас тормознуть. «Бывалые» рассказывали, что в общении с казахскими гаишниками лучшая защита – это нападение. Не то, что бы я собирался кидаться на беднягу, но решил сам обратиться с вопросом, поэтому направил мотоцикл прямо к нему.

- Стой! – только и успел сказать растерявшийся от неожиданности манёвра гаишник.

- Добрый день, уважаемый, подскажите, где ближайший шиномонтаж? – начал «атаку» я.

- Колёса? – он уже забыл, чего хотел от нас и принялся усиленно жестикулировать, объясняя, как доехать по прямой пару километров и на первом перекрёстке повернуть направо.

В Казахстане принято здороваться за руку. Любой, к кому ты обращаешься или кто обращается к тебе, протягивает ладонь для рукопожатия. В целом это обычно в общении с простыми людьми, но от представителя власти я такого жеста не ожидал. Казахстан начинал удивлять! Кстати, до проверки документов дело так и не дошло.

Пока в шиномонтаже бортовали колёса, я съездил до обменника, а вернувшись как-то неловко поставил подножку, и мой груженый мотоцикл стал заваливаться набок, а я вместе с ним. Все бы ничего, но падая, я сбил ещё и Ольгиного Дакара, стоявшего без заднего колёса… Если мой Гусь пережил падение без потерь, то у Дакара отлетела пластмассовая защёлка на фальшбаке, из-за чего пластик выгнулся, выскочил из крепления и появилась здоровая щель. Оля, конечно, расстроилась, мне же хотелось провалиться сквозь землю от стыда и обиды… Света выручила, увела Олю в кафе ужинать, я пока разобрал пластик, поправил все по возможности и собрал так, что почти ничего не было заметно.

Впереди у нас были тысячи километров казахских степей. Чтобы наши мотоциклы меньше напоминали навьюченных мулов, девчонки договорились оставить резину в шиномонтажке, а на обратном пути забрать. Ещё Ольга скинула свой походный стульчик, посчитав его излишним грузом.



Пока мы решали вопросы с колёсами и ремонтом пластика, уже стемнело. Ехать куда-то и искать место для лагеря по темноте – неудобно, а заселяться в хостел не хотелось. За неделю до нашего приезда в этих краях должна была отметиться банда эндуро-туристов «Offroad People». Оля скинула мне их маршрутные точки, а я уже перенёс всё в навигатор. Точка сбора у этой бригады обозначена как раз в Уральске, на берегу реки Урал. Логика была проста, раз они тут были, значит, есть поляна, если есть поляна, то ей можем воспользоваться и мы.

Как говорится «Штирлиц ещё никогда не был так близок к провалу». Продвигаясь к точке, мы заехали в какие-то сады, перебудили там всех грохотом глушителей, потеряли Свету и упёрлись в глинистую горку на узкой тропке у самого берега реки в каких-то паре десятков метров до точки. Я поставил мот и прошёл те самые двадцать метров, ожидая увидеть там удобную полянку. Полянку я нашёл, но удобной назвать её было нельзя…

Мы стояли с Олей и думали уже плюнуть на все и заночевать прямо здесь, но тут произошли два события: сначала где-то вдалеке раздался зычный бас нескольких прямотоков, а затем, значительно ближе, звук падения чего-то металлического и тяжёлого. Я бросился к оставленному мотоциклу, рокот работающих двигателей приближались и вот все сошлось в одном месте. С одной стороны узкой тропки я, с другой стороны какой-то парень на мотоцикле, а посередине между нами, на самом краю обрывистого берега реки мой Гусь, лёжа на боку…

Значит, дело было так: сырая земля не выдержала веса мотоцикла и «поплыла», оттого мот завалился, Оффроадпиплы перенесли старт на неделю, а точки они раскидывали по карте как бог на душу положит, поэтому мы и встретились с этой бандой в такой вот интересной ситуации. Ехали-то на одну точку.

- Мужики, а вы кто? Не Offroad People? Мы на их точку едем…

- Это мы, а вы сами-то кто? Но судя по тому, что координаты есть, значит, люди не левые! Давай байк поднимем и поехали с нами, лагерь искать!


Дальше, несколькими группами по 5-6 человек мы рыскали по садам и лугам и искали ту самую поляну, на которой уже расположилась часть народа.



Спустя час, с чувством выполненного долга и все ещё не веря, что пережили этот день, мы втроём улеглись на пенки вокруг маленького костерка. Постепенно вокруг огня собрались все, кто был на поляне, и понеслось! Костёр разгорался все выше, алкоголь становился все крепче, смех громче, а истории увлекательней. В кругу незнакомых мне людей я чувствовал себя совершенно в своей тарелке. Конечно, у большинства опыта было не в пример больше моего и все старше меня, но это вовсе не было преградой, нас объединял образ мысли и дух авантюризма. Я вновь ощутил то чувство сопричастности. Возможно есть какой-то ген вольного кочевника, который ещё не обнаружен наукой, а вот носители этого гена видят друг друга и контакт возникает сразу же. Мы не должны были пересечься, но цепочка случайностей привела всех нас в тот вечер на одну поляну. Случайности неслучайны!

Во второй главе я расскажу о первых ночевках в степи и чудесных актюбинских гаишниках, о «Дороге смерти» и опустевшем Аральске.


Маршрут: Екатеринбург – Уфа – Самара – Саратов – Уральск
В пути: 3 дня
Пройдено: 1916 км

#мотопутешествие #путешествие #travel #moto #biketravel #Kazakhstan #Казахстан #ХрабрыйЧайник
8
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.