Италия, Флоренция

В 2008 году я со своими друзьями впервые посетила Италию, и начали мы с того, что провели 4 дня в Риме.
Об этом можно почитать и посмотреть видео здесь:
Фильм о первой поездке в Рим в 2008 году, часть первая.
Фильм о первой поездке в Рим в 2008 году, часть вторая.
Фильм о первой поездке в Рим в 2008 году, часть третья. Ватикан
Фильм о первой поездке в Рим в 2008 году, часть четвертая. Древний Рим.
__________________________________________

Находясь под большим впечатлением от Вечного города, мы могли только предполагать, какой Флоренция предстанет перед нами. И, забегая немного вперёд, скажу, что эмоции, которые вызвал этот город, у всех нас оказались довольно разные, от абсолютного восторга и восхищения до неприятия.

Перед поездкой я только начала читать «Муки и радости» Ирвинга Стоуна, поэтому визит в город Микеланджело был наполнен для меня особым смыслом, но так жаль, что в тот момент я была только в начале книги, и когда, уже находясь во Флоренции, я любовалась его произведениями, за этими шедеврами я ещё не видела историю. Когда же книга была дочитана, у меня возникло острое желание увидеть это всё ещё раз, и уже другими глазами, пройти маршрутами, которыми ходил этот великий человек, и увидеть любимый город мастера его глазами. Осталось на потом, надеюсь однажды реализовать.

А пока, мы мчимся на поезде из Рима во Флоренцию и предвкушаем встречу с городом.



Во Флоренции мы поселились в довольно шумном месте - Piazza del Mercato Nuovo, где каждый день идёт бойкая торговля, но это только добавило колорита.



Городская жизнь здесь бьёт ключом, под сводами галереи 16 века каждый день располагается рынок со всеми его атрибутами. В старину здесь продавали шелка, парчу и шерстяные ткани, сейчас — кожаные изделия, сувениры и китайский ширпотреб.
Известной достопримечательностью этого места, вокруг которой всегда толпятся туристы, является фонтан Porcellino (поросёнок по-итальянски) работы Пьетро Такка, который по заказу Козимо Медичи сделал из бронзы копию античного мраморного изваяния.



Традиционно туристы натирают поросёнку пятачок и кладут монетку в пасть на удачу. Википедия говорит, что в 2008 году фонтан 17-го века был заменен на копию, а сам шедевр теперь находится в музее. Вот интересно, кому мы натирали нос — копии или оригиналу?-:)



Освободившись от багажа, мы отправились навстречу прекрасному. К сожалению, во многих музеях было запрещено фотографировать, поэтому собственно шедевров, которые удалось увидеть, на фотографиях и видео нет.

Посетили базилику Санта Мария Новелла (Basilica di Santa Maria Novella) с её очень графичным, инкрустированным мрамором фасадом.



Помимо прочих шедевров, мне было особенно интересно взглянуть на фрески, над которыми трудились работники мастерской Доменико Гирландайо, и среди них Микеланджело, когда он работал там в начале своего творческого пути.

Базилика Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) тоже крайне интересна.



Фасад этой церкви не был облицован мрамором, эту работу тоже должен был выполнить Микеланджело по заказу папы Льва Х, но по разным причинам так и не выполнил.
На этом сайте можно увидеть визуализацию, как бы выглядел фасад базилики, если бы Микеланджело выполнил работу.

Зато он построил новую Сакристию с усыпальницами. В Сан-Лоренцо покоятся самые известные члены семейства Медичи. В Капелле Медичи привлекают внимание туристов со всего мира саркофаги, украшенные аллегорическими скульптурами «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер» работы Микеланджело. Он начал работать над оформлением Капеллы в 45 лет, и работы затянулись на 15 лет. Здесь же покоятся и наиболее известные фигуры Флоренции эпохи Ренессанса Лоренцо Великолепный и его погибший во время заговора Пацци брат Джулиано. Жаль, тогда я не слишком интересовалась историей Флоренции, сейчас визит в эту Капеллу доставил бы мне куда большее удовольствие. Особенно после просмотра сериала «Демоны да Винчи», где эта история отлично изложена.



Полюбовались фонтанами Морские чудовища работы всё того же Пьетро Такка (Porcellino у нашего отеля) на Piazza della Santissima Annunziata,



восхитились работами Микеланджело и, конечно, его скульптурой «Давид» в Галерее Академии изящных искусств, и направились в сторону Piazza Duomo, чтобы успеть совершить подъём на кампанилу Джотто (Campanile di Giotto) до захода солнца.



Безумной красоты колокольня выполненная в том же ключе, что и главный городской собор, строилась великими мастерами тех времен Джотто ди Бондоне, Андреа Пизано и Франческо Таленти.

Википедия охарактеризовала образ кампанилы так: «Башня является одним из ярчайших примеров флорентийской готической архитектуры. Скульптурное убранство кампанилы — самое важное произведение Итальянского треченто, демонстрирующее изысканное смешение монументальности и готической трепетности."
О как!-:)

414 ступеней, которые нужно преодолеть до верха, дались мне непросто, не буду врать, я не дошла совсем чуть-чуть, оставшись на предпоследнем ярусе. То ли крайне узкое тёмное пространство со спертым воздухом и крутыми ступеньками, то ли я не рассчитала свои силы и очень спешила успеть до заката, но в какой-то момент я поняла, что дальше мне идти не стоит. И я осталась на этом уровне с колоколом.



А мой друг мужественно дошёл до конца и снял для меня эти чудесные кадры-:)



Пока я его ждала, тоже немного поснимала со своего уровня.



Спускались на трясущихся ногах, подгоняемые вежливым смотрителем — кампанила уже закрывалась.
Всё же, несмотря на сложность подъема, виды, открывающиеся сверху на город, стоят всех этих трудностей. НО, если есть ограничения по состоянию здоровья, сердечно-сосудистые заболевания или опорно-двигательного аппарата, надо хорошенько подумать, стоит ли рисковать.

Вернулись в свой Pocellino перевести дух. С улицы доносился низкий глухой колокольный звон от Санта-Мария-Дель-Фьоре, и этот разливающийся по пустеющим переулкам звук вызывал ощущение, что мы вернулись во времени в прошлые века. Такое не раз случалось со мной в Италии, когда звук колокола вдруг вызывал это чувство.

На другой день мы, как примерные туристы, отправились осматривать главные достопримечательности города. И начали, конечно, с главного собора Санта-Мария-Дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Восхищаться красотой этого собора можно бесконечно. Эта графичная облицовка разноцветным мрамором действительно создаёт ощущение, что здание «нарисовано».



Размеры собора впечатляют, его строили, чтобы вместить всё на тот момент население города.
Именно здесь произошло покушение на семью Лоренцо Медичи, в результате которого его брат Джулиано погиб, а сам он чудом спасся. Именно здесь совершал свои проповеди священник и диктатор Савонарола в 15 веке. Довольно сумрачное внутреннее пространство.

Интересные старинные часы, созданные в 15 веке Анджело ди Никколò, а циферблат был расписан Паоло Уччелло. Часы до сих пор исчисляют время по итальянскому времяисчислению, и единственная стрелка движется в противоположном направления, отсчитывая время от заката до заката.

Нельзя пройти мимо известной фрески Доменико ди Микелино, изображающей Данте с раскрытой книгой «Божественная комедия» в руках, указывающего на открытые врата ада. Позади него видна Флоренция и вдалеке гора «Чистилище».

Но главным шедевром собора является его купол, который известен, как купол Брунеллески — настоящее архитектурное чудо.



Прошло 40 лет с момента окончания строительства стен собора, прежде чем куполом вновь занялись. Размер отверстия под купол было слишком большим, чтобы возводить его теми способами и с теми технологиями, которые были приняты в то время. В конце концов на конкурсе победил проект Филиппо Брунеллески, на идею строительства нового купола его вдохновили технологии древнеримских построек. Он решил сделать двойной купол. Внутренний — кирпичный, хитрый рисунок кладки и то, что толщина этой кладки с высотой уменьшалась, позволяли сооружению не осыпаться. Внешний купол соединялся с внутренним системой деревянных балок. Форму обоим куполам архитектор придал восьмигранную, чтобы распределить вес на 24 ребра и 6 горизонтальных колец, и для стабилизации всей конструкции он установил над куполом мраморный фонарь. Работы продолжались 15 лет, и купол был, наконец, освящен папой Евгением IV.



Брунеллески похоронен здесь же, на территории собора, так же, как и Джотто.

Изнутри купол расписан фресками на тему «Страшного суда» Джорджо Вазари.



Когда смотришь из лёгкого полумрака собора на светящийся изнутри купол, действительно кажется, что он парит в воздухе. Хотелось, конечно, подняться на купол и рассмотреть фрески поближе, но, после неудачного для меня подъема накануне, решили отложить это до другого раза.

Одно из самых старых сооружений города находится здесь же на площади Дуомо — Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni). Здесь крестили всех флорентийцев, в том числе и Медичи, и Данте. Очень интересен его купол, украшенный византийскими мозаиками.



Но наибольший интерес у всех туристов вызывают двери баптистерия, декорированные барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и картины из Нового завета, выполненные Андреа Пизано и Лоренцо Гиберти. Самые известные — восточные двери с золочёными панелям с библейскими сюжетами работы Гиберти. Впечатленный Микеланджело назвал их «Вратами Рая».



А наша дорога лежала к другой известной площади города - площади Синьории, где располагалось правительство Флоренции во дворце Синьории, носящей имя Palazzo Vecchio.



Здесь творилась история и законы Флоренции 24 приорами, избираемыми на 2 месяца. Весь свой срок они должны были находиться там, заседать и принимать решения. После прихода к власти семьи Медичи, это здание стало их резиденцией.
В этом году я посмотрела сериал "Медичи", а весной побывала в Монтепульчано (почитать об этом можно здесь), где отчасти снимался этот сериал, и была поражена сходством Palazzo Comunale с Синьорией Флоренции.



На площади Синьории был организован первый общественный фонтан, для его реализации была построена хитрая система водопровода, поставляющая воду из-за города. Тематика фонтана была выбрана морская, и автор проекта Бартоломео Амманнати разместил беломраморную фигуру морского божества Нептуна на колеснице, запряжённой четверкой морских коней, в центре фонтана, и эта скульптура вызвала критику со стороны коллег по цеху.



У входа в Синьорию притягивает взгляды копия скульптуры Микеланджело "Давид", оригиналом который мы любовались накануне в Академии изящных искусств. Даже и копия удивляет и восхищает. Столь совершенная фигура человека была высечена мастером из единого куска мрамора, до этого заброшенного другими скульпторами. Нам, правда, немного не повезло: Давид частично был закрыт лесами.



Я тогда задумалась, как же он переместил этого 5-метрового гиганта к Палаццо Веккьо? Чуть позже прочитала, что придумал Микеланджело, чтобы безопасно доставить скульптуру на место её назначения. Мастеру было на тот момент 29 лет.

Здесь же рядом находится Лоджия Ланци, которая сейчас является экспозицией под открытым небом со скульптурами из коллекции Галереи Уффици, таких, как "Персей с головой медузы"



и "Похищение сабинянок".



Ну, а взгляд петербуржца сразу выделит для себя фигуры каменных львов, так напоминающие о доме-:)

Мы прошлись вдоль Галереи Уффици мимо многочисленных уличных художников и "живых" и не очень-:) скульптур,



вышли к Арно.




Оказавшись на другом берегу, сели на автобус, идущий в сторону площади Микеланджело (Piazzale Michelangelo).
Панорама Флоренции, открывающаяся оттуда, снилась мне потом не один год. Мы подоспели как раз к заходу солнца, правда в тот день на небе была облачность,



но вдруг, когда мы уже собирались уходить, из-за облаков выглянул последний лучик солнца, осветив отдельные участки панорамы.



В этом году, оказавшись во Флоренции, я, конечно, тоже приехала сюда. Правда, с целью взглянуть на панораму Флоренции немного с другого ракурса от церкви San Miniato al Monte, и из Фьезоле (почитать об этом можно здесь).



Ну и, конечно, несколько раз мы приходили к мосту Ponte Vecchio, его необычный облик не изменился с прежних времен, а ведь это самый старый мост в городе (первые упоминания о нем появились в 996 году, хотя в том виде, каким мы его видим, он был отстроен в 1345 году).



Сейчас здесь расположены ювелирные лавочки, здесь часто можно встретить уличных музыкантов, сюда приезжают молодожены, словом, место удивительно романтичное, несмотря на толпы туристов, наводняющих это место-:)



Но особенно магически это место выглядит вечером, когда включается подсветка, и её огни и пролеты моста с притулившимися домиками отражаются в тёмных водах Арно.



Таким мы увезли образ Флоренции в своём сердце, и вместе с образом непревзойденные итальянские сладости, особенно флорентийский мармелад. По всему маршруту я "залипала" у витрин кондитерских магазинов -:)



Много лет мне потом снился этот город, и я мечтала сюда вновь вернуться. В этом году мне удалось это реализовать, правда проездом, когда направлялась в долину Валь Д'Орча. Очень многое осталось не увиденным, а маршруты - не пройденными. Вновь надеюсь на встречу с этим городом и с тем прекрасным, что хранит это место.



___________________________
Возвращаясь же к нашей первой поездке в 2008-м, добавлю, что на этом, конечно, путешествие не закончилось. Из Флоренции мы предприняли 2 вылазки - в Сиену и Пизу. После чего отправились дальше по маршруту, и, проехав через музей Феррари в Маранелло, добрались до прекрасной Венеции.
0
Читайте также
Комментарии
Valery Kaliningrad
0
Толпы народа просо везде...
Елена Баранова
Ну, что ж... Толпы, они везде в таких местах. Это уже позже я научилась выбирать время для прогулок. Теперь снимаю в основном, как и полагается, в режимное время. И все же иногда неплохо побыть среди людей:) Строго ИМХО:)
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.