Грузинские приключения в ритме танца







История историй или Грузинское кино



В своём путешествии без границ я, конечно, много снимала. И хотела, чтобы в итоговом видео была сквозная история. Где-то в горах Сванетии я придумала, что это будут танцы. Представила, что подучу еще несколько движений из грузинских танцев и сама буду их исполнять на разных горных вершинах или среди виноградников. Штатив у меня был с собой, потому технических сложностей я не видела. Дело было за малым - выучить движения. Из детства я помнила не так много.
В деревне Ушгули я озвучила своё желание водителю, который в тот день нас возил. Почему-то мне показалось, что либо он сам может знать танцевальные движения, либо может показать тех, кто знает. При том, что на танцора он не был похож ни разу. Конечно, он пообещал, что вечером всё будет. И вот я уже нарисовала себе картинку, как в кадре начинаю танцевать, а ко мне присоединяются случайные прохожие или водители на центральной площади Местии. И получается большой грузинский флэшмоб, который затем перерастает в международный! Да, фантазия у меня тоже без границ.
Вечером ничего подобного не случилось. Площадь была пуста. Танцев нигде не было. На следующий день была поездка к озерам Курулди на другой машине и с другим водителем. Каково же было моё удивление, когда на промежуточной стоянке я увидела своего вчерашнего "учителя танцев". Раньше бы я промолчала, а в этот раз границ никаких не было, потому я еще раз сказала ему о своём желании выучить несколько движений.
В тот день он возил по горам батумских старшеклассников - ребята из нескольких классов путешествовали по Грузии со своей учительницей. Водитель обратился к ним и попросил показать мне какие-то танцевальные движения. Обычно любой грузинский школьник хоть как-то, но умеет танцевать.
И что вы думаете?! Движения мне так и не показали, но зато ребята пели и танцевали прямо там на горе для меня. Можете себе представить, что в этот момент творилось в моей душе?!
Оказалось, что у них с собой есть инструмент. Девочка по имени Даяна играла на нем и пела. Остальные ребята довольно быстро меж собой договорились, выстроились в круг и начали танцевать. Это была абсолютная импровизация. На склоне, в окружении гор и людей из разных стран (там еще были китайцы) танцевальная импровизация. Конечно, я всё снимала. И потом всю дорогу меня распирало от произошедшего. Для меня это было абсолютным волшебством! Именно эти танцы и вошли в тот короткий видеорассказ, что сейчас вы смотрите.

Описание самого путешествия состоит из нескольких коротких рассказов – они были написаны во время путешествия и хорошо передают те чувства, что наполняли меня во время него.


День первый, 18 сентября 2017 года, Тбилиси



Нынешнее мое путешествие по Грузии – первый опыт долгой поездки без компании. В его первый день, поднимаясь по лестнице в Ботаническом саду Тбилиси, я думала, как хочу провести эти 10 дней в пути. На этой мысли лестница закончилась и уперлась в стену. Сразу пришел ответ на запрос. Я хочу, чтобы моё путешествие было без границ. Ведь часто мы создаем их сами. Так и в тот момент я могла развернуться и пойти искать новую проторенную дорогу, но я увидела тропинку, ведущую вверх. Опираясь на свою мысль про границы и на все четыре конечности, я полезла в гору, которая сыпалась из-под ног.
На этом пути мне встретились заросли кактусов, которые я успела запечатлеть. А еще я поймала себя на мысли, что жду окрика какого-нибудь служителя сада, который по моим представлениям должен в этот момент появиться и сказать, что сюда лезть нельзя и вообще для прогулки по саду нужно купить билет. Окрика не последовало, и я благополучно добралась до верха. Оказалось, что я пошла не по той дороге, но вышла все равно к намеченной цели. А таааааам… Там был храм Святого Николая и остатки крепости Нарикала. Храм был построен в XIII веке, но лет через 600 стал разрушаться, поскольку перестал использоваться по назначению. Потом его превратили в пороховой склад, а после удара молнии уже в 20 веке его пришлось почти полностью отстраивать заново, потому сейчас он выглядит как новый.
Опираясь на свой посыл про путешествие без границ, я решила, что мне интереснее общаться с людьми, а не слушать рассказы про то, что здесь было много веков назад. Да простят меня историки. Я все равно забываю все на следующий же день.
Около храма трудились двое мужчин. Они обтачивали и шлифовали каменное надгробие. К ним я и отправилась. Оказалось, что это надгробие для одного из министров Грузии времен Шеварднадзе. Делают они его из диабаза, добытого на Казбеги. Мужчины оказались братьями. Старший сразу сказал, что его не надо фотографировать, а младший охотно позировал. Когда я спросила его имя, он ответил, что зовут его Константин Георгиевич Майсурадзе, он потомственный скульптор, учился у Зураба Церетели, в этом храме крестился, женился и сейчас работает. Конечно, Константин Георгиевич тут же предложил мне свои услуги экскурсовода. Так делали почти все мужчины, которые встречались на моем пути. Я вежливо отказалась и отправилась бродить по крепости в поисках интересных видов.
В Тбилиси было жарко, потому постоянно хотелось пить. На обратном пути я завернула к своему новому знакомому и попросила воды. Ах, как же приятно было пить ее прямо из шланга. Как в детстве. Потом были лопнувшие на солнце и еще не сорванные с дерева гранаты, поездка в метро и падение на одного из пассажиров. Поручни там выше, чем в Москве, потому при резком повороте меня качнуло, рука автоматически потянулась на привычную высоту и промахнулась. Дяденька покачал головой, но не стал ругаться за то, что я его чуть не придавила. В этот момент я подумала о том, как мы интересно устроены. Тело запоминает движения и в похожих ситуациях ведет себя как привыкло.
День третий, 20 сентября 2017 года, Тбилиси и дорога в Зугдиди. Рассказ про грузинское радушие
В тбилисских автобусах есть несколько способов оплаты. Можно бросить монетку в 50 тетри в большой железный ящик и получить аккуратный билетик, больше похожий на магазинный чек. А можно приложить пластиковую транспортную карту к специальному устройству и с неё спишутся всё те же 50 тетри. Этой картой можно пользоваться еще в метро и на канатной дороге к памятнику Матери Грузии.
В каждом автобусе есть помощник пассажирам. Говорят, что этой работой заняты только мужчины, но в первой поездке на местном автобусе мне помогла довольно пожилая дама в специальном зелёном жилете. И это не кондуктор или контролер, а именно помощник.
Утром второго дня я отправилась в город уже с пластиковой картой. Вошла в заднюю дверь, приложила ее к считывателю, а он не срабатывает. Приложила еще раз - тот же результат. После моей третьей попытки быть честным пассажиром ко мне подошёл тот самый помощник, взял карту и стал прикладывать её разными сторонами. Она так и не сработала. Тогда он отправился в середину автобуса к большому железному ящику и принес мне билет из него. Я не уточнила, но мне кажется, что он его пробил, а с моей карты деньги не списались. Это не столь важно. Важно то, что он не меня отправил за билетом, а принёс его сам. В этом я увидела заботу обо мне.
Вскоре в автобус вошел школьник лет 11-12 и приложил карту куда положено. Она не сработала раз, потом еще раз. Тогда сидящий неподалеку очень-очень пожилой мужчина сначала что-то сказал пацану, а затем достал свою карту и предложил приложить ее. Мальчишка воспользовался предложением и поблагодарил старика. Со стороны было ясно, что до этой истории они не были знакомы. Потому сцена меня особенно тронула. В этом я тоже увидела заботу.
Ещё здесь вдоль дорог почти по всему городу расставлены электронные часы. Большие такие, со светящимися красными цифрами, которые видны издалека. Меня это тоже тронуло и в этом я тоже увидела заботу.
И вот какая мысль посетила меня сегодня: люди часто отмечают грузинское гостеприимство и радушие. Всё так. Но ещё я отметила, что и многие гости города ведут себя здесь иначе. Они улыбаются, заговаривают с другими людьми на улице, отвечают без грубостей и хамства. И становятся более радушными и внимательными.
Я часто слышу от людей в Москве, что, мол, дЕла друг до друга никому нет, в ответ на вопрос или просьбу вам могут что-то буркнуть и так далее. В сравнениях с гостеприимными грузинами мы часто проигрываем. Конечно, мы разные. Безусловно, у каждого народа свои особенные черты. Вот только все мы можем быть и гостеприимными, и радушными, и внимательными к незнакомцам, и улыбчивыми, и открытыми, и так далее. Достаточно этого захотеть. Я так думаю.
Вечером того дня я отправилась на поезде из Тбилиси в Зугдиди, чтобы затем добраться до Местии и полюбоваться горами Сванетии. В моём купе было двое попутчиков. Один из них спросил про штатив, не гранатомёт ли это. А когда я ответила, что да - гранатомёт, он предложил поехать к нему в село. У меня, говорит, корова есть, овощи-фрукты, сыр, шашлык и живу я один. Пришлось разочаровать его отказом, поскольку коров доить не собиралась и на земле работать не люблю.


День четвёртый, 21 сентября 2017 года, Сванетия



В этот день состоялось моё первое знакомство со Сванетией. Я увидела синие горы на рассвете и рыжеватые на закате, прокатилась на канатке, покричала на дороге во весь голос Эгегей! От избытка чувств, конечно.
В тот день я очень ярко почувствовала, какие чудеса творит искренняя забота.
На самом верху одной из гор, куда все попадают на канатке, я сначала нарезАла круги, чтобы запечатлеть все то, что увидела. В каждую сторону я ахала и вскрикивала от восторга. В моём видеорассказе есть те места.
В какой-то момент я угомонилась, заказала кофе в единственном ресторане на вершине и присела на лестнице, чтобы перекусить. В этом путешествии я предпочитала брать еду с собой, а не тратить время на кафе и рестораны. Так и в тот день только я собралась пообедать, как по той же лестнице прошла женщина с фотокамерой. Она вслух приговаривала, что с лестницы тоже можно поснимать, но, скорее всего, крыша будет все загораживать.
И тут вдруг мне очень захотелось о ней позаботиться. Причем сначала я предложила ей воспользоваться моим штативом и сказала, что с этой площадки отличный вид, а потом только поняла, что это и была забота. Дальше-больше. Елена сначала засмущалась, а потом радостно согласилась и теперь уже она нарезала круги вокруг ресторана. Я в это время спокойно разложила свой лаваш-помидоры-огурцы-сыр и приступила к трапезе.
Через какое-то время Елена вернулась, отдала мне штатив со словами благодарности и отправилась обедать с компанией, с которой поднялась сюда. Не прошли и 27 секунд, как она вернулась с предложением присоединиться к ним. И это уже было её искренней заботой обо мне. В другой раз я бы согласилась, но в тот момент боялась пропустить что-то интересное. В горах ведь картинка меняется стремительно.
Моё желание было вознаграждено начавшимся над горами ливнем. А это значит, что над ними нависли серые тучи, будто кистью размазанные вниз. На видео они есть. Чувства, возникшие внутри в тот момент, словами не передать. Достаточно сравнить один и тот же вид с разницей в полчаса, чтобы понять их. Как только я сняла это, побежала в зал ресторана, чтобы сообщить Елене, что она может пропустить. И снова это была забота. Позже я почувствовала тепло, с которым Елена благодарила меня. Она скромно начала говорить, что возможно мы когда-нибудь увидимся в Москве. А я нескромно уточнила, есть ли она в сети и тут же добавила ее в друзья.
В довершение истории скажу, что их компания предложила мне поехать с ними до Местии, но я предпочла идти пешком, чтобы увидеть горы в закатном солнце.


День пятый, 22 сентября 2017 года, Сванетия, Местия, раннее утро



Подъем в 5-22, все в доме еще спят, на улице темно, а я топаю встречать рассвет там, откуда видно многослойные горы.
На выезде из поселка меня догоняет трактор и его водитель предлагает подвезти. Нам не совсем по пути, но я соглашаюсь, чтобы проехать, а не пройти лишний километр.
Водителя зовут Славик, поскольку мама его была русской. Он предлагает поехать с ним в горы. Туда, где снег. Отказываюсь, так как план другой и через 4 часа старт в Ушгули.
Ну а дальше... Я дохожу до места, с которого открывается красивый вид и должно быть видно солнце. Его долго нет - не так-то просто вставать из-за гор. Наконец в 8 часов оно показывается. Я здороваюсь, делаю его портрет, снимаю рассвет и на видео и возвращаюсь домой счастливая.
Тот же день, Местия, вечер
Давеча была еще одна история с грушей. После поездки в самое высокогорное поселение, деревню Ушгули, вернулась я в дом, в котором снимала комнату. За деревьями проглядывало закатное небо и что-то дернуло меня пойти присмотреть точку для съемки. Путь к ней пролегал под большой дикой грушей, плоды с которой отчаянно нападали в траву и благополучно там гнили. Вы помните, какого цвета становятся груши, когда гниют?! Да-да, именно какашечно-коричневого.
Конечно, я подскользнулась на них и приземлилась в них же на пятую точку. На светлых джинсах образовались пятна характерного цвета. Именно в этот момент в калитку вошёл хозяин дома и радостно меня поприветствовал. В ответ я поздоровалась, рассказала про падение и в качестве иллюстрации продемонстрировала следы оного. На что он почему-то заржал, но тут же предложил мне свои итальянские спортивки, узнав, что другой одежды у меня с собой нет. Утром того дня он грозился выгулять меня вечером по Местии и падение не стало тому препятствием.
Здесь уместно вспомнить известную горную поговорку: кто даёт даме свои спортивки, тот и ведёт её в музей. Да, мы отправились в местный музей Михаила Хергиани - известного грузинского скалолаза. К моменту нашего прихода музей был закрыт, но его открыли, поскольку его директор то ли родственник, то ли друг родственника моего благодетеля. В итоге небольшую экскурсию по музею директор мне и провёл.
Признаюсь честно, если бы не мой полёт на груши, до музея я бы так и не дошла. Горы для меня более привлекательны.


День шестой, 23 сентября, Сванетия, Местия, одноименный ресторан



В горах я особенно остро прочувствовала, как важно всегда говорить вслух о своих желаниях. Здесь меня никто не знал и это помогло вдруг стать свободнее в их выражении.
Все лучшие события произошли только потому, что я говорила о том, чего хочу. Или потому, что я слушала своё тело. Так, в последний вечер в Сванетии я оказалась в местном ресторане – заглянула туда, услышав грузинское пение. Я много всего наснимала и хотела записать музыку для будущего фильма о горах.
В ресторане Местия пели особенно громко. В ожидании своего заказа я записывала все песни подряд и недоумевала, что никто под них не танцует. Одна выйти не решалась. На моё счастье в какой-то момент пустился в пляс один пожилой грузин. Конечно, я не смогла больше сидеть на месте и присоединилась к нему. Тут же тело вспомнило то, чему его учили в детстве на занятиях грузинскими танцами. И это было так прекрасно.
Настолько прекрасно, что на следующее утро туристы здоровались со мной на улице и говорили, что видели вчера вечером мой зажигательный танец. Это было удивительно и приятно одновременно. Дальше – больше.
Перед отправлением маршрутки до Зугдиди я стояла в сторонке и вдруг увидела импозантного мужчину. Он улыбнулся и кивком головы поздоровался со мной. Затем подошёл и рассказал, что он директор того самого ресторана, в котором предыдущим вечером я отплясывала. Наговорил комплиментов и поинтересовался, откуда я.
Я рассказала, что сейчас живу в Подмосковье, а выросла неподалеку отсюда – в Сухуми. Тадададам! Оказалось, что мы с ним земляки и он много времени в молодости проводил именно в моем районе южного города. Теперь мы с ним друзья на фейсбуке и мне обеспечен тёплый приём в будущих поездках в Сванетию.
К чему я всё это?! Да только к тому, что искренность, открытость и добрая улыбка творят чудеса.


День восьмой, 25 сентября 2017 года, Тбилиси – Давид Гареджи – Сигнахи



По совету одного тбилисского знакомого после Сванетии я отправилась в Кахетию. Он рекомендовал заехать в пещерный монастырь по пути в Сигнахи, что я и сделала. Там я только фотографировала, поскольку Давид Гареджи находится будто в пустыне. Ни посёлков, ни людей, ни какого-либо движения там не было. И впечатления от тех мест у меня тоже очень пустынные. Зато Сигнахи встретил меня очень ярко. Туда я приехала почти к вечеру 25 сентября и тут же на центральной площади города оказалась в центре внимания одного из местных водителей. Звали его Темо и, как потом выяснилось, он учился в одном классе с яркой участницей проекта Голос – Этери Бериашвили.
Темо поинтересовался, как надолго я прибыла в Сигнахи и где собираюсь жить. Уже через 5 минут я шла к дому, в котором провела следующие две ночи. С дороги я сильно устала, потому пребывание в городе любви для меня началось с крепкого сна. Уже вечером я решила осмотреть окрестности и пофотографировать город в огоньках, потому на прогулку предусмотрительно прихватила штатив. По дороге меня догнал на квадроцикле мой новый знакомый Темо и, узнав о цели моей прогулки, предложил подвезти на смотровую площадку, с которой открывается прекрасный вид. Так мы оказались у музея Пиросмани и увидели удивительное зрелище. Над Сигнахи были слышны раскаты грома и небо периодически подсвечивалось молниями. Мне очень захотелось сфотографировать молнию над вечерним городом, потому я поставила штатив с камерой и стала терпеливо ждать того самого кадра. Пришлось поставить очень длинную выдержку, чтобы получить всё в максимальной резкости – и небо, и город в огоньках. Темо так заразился моим настроением и желанием снять молнию, что тоже остался на смотровой. А дальше последовали очень азартные полтора часа – после нажатия кнопки спуск мы просили небеса запустить молнию так, чтобы она успела попасть в кадр. Иногда всё получалось, но молния ударяла недостаточно фотогенично. И мы снова запускали камеру и ждали. Часто молния появлялась почти сразу после окончания съёмки и мы даже вскрикивали от обиды. Я говорила, что вот ещё пять кадров и домой. Но пять кадров продолжались ещё пятью и так дальше. В результате наше терпение было вознаграждено шикарным кадром, в котором хорошо виден город в жёлтых огоньках, а над ним чёрно-фиолетовые небеса пронзает очень эффектная молния.

Писать о своих впечатлениях я могу ещё долго. Количество знаков здесь немного ограничивает описательную часть. Потому я остановлюсь на истории с молнией, поскольку она похожа немного на историю с танцами, с которой я всё и начала.
3
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.