Гималайский нож-меч кукри: когда убийство – это молитва

В Катманду, по местному району-гетто для туристов, который называется Тамель, пройти невозможно, чтобы о кукри не споткнуться, о них не уколоться, от их обилия не сблевать. На прилавках сувенирных торжищ кукри складированы штабелями. Хочешь – вот тебе царский, весь такой в фальшивой позолоте и осыпающейся мишуре, а не хочешь – предложат мачистский-премачисткий, черный весь из себя пречерный, с лезвием, истертым о вражеские глотки. Если подмигнуть, достанут армейский, с 6-значным клеймом на лезвии: «Настоящий гуркх носил, слушай; тысячу врагов зарезал, а другой тысяче сослуживцев-арабов обрезание сделал!». Короче, кинжалы есть для всех, почти даром (ну, не считать же деньгами 7-20 долларов – как сторгуешься) и никто не уйдет обиженным.



А, между прочим, ножик этот – штука весьма достопримечательная. Он, вроде, наследник по прямой знаменитых кописов Александра Македонского. Сам Македонец в Гималаи не забирался – Памиром прошел, но такие мечи индийские кузнецы у интервентов подглядели, а исполнение – переняли. Есть, правда, версия, что кукри вообще из Египта пришел: там мечами-серпами народ косили еще при самых ранних царствах и чуть ли не в додинастический период.
Но это – преданья, то бишь, вранье старины глубокой. В музеях, однако, точно есть экземпляры таких ножей, которым по 700 с гаком лет: они словно по тем же лекалам кованы и по тем же выкройкам скроены, что и нынешние кукри – в форме «соколиного крыла».
Тут небольшое отступление. Гималайским горцам присуща исключительная духовная леность. Боюсь обидеть кого, но индуизм с буддизмом – это религии, кредо которых, если излагать совсем коротко, таково: «Ой, да отстаньте вы от меня, дайте полежать!». Лежать полагается до полного растворения в окружающей реальности. А паче того, растворившись, из вещного мира лучше совсем улизнуть в мир духовный: там точно никто о тебя не споткнется, подзатыльников не надает и к работе не приставит. Собственно, таков же символ веры всего миллиарда индийцев, сотен миллионов бангладешцев и пакистанцев: ну, и непальцев, конечно же, тоже. Грех их корить: от трудов праведных не наживешь хором каменных; но у нас на этот счет еще можно питать иллюзии, а у них сотнями поколений проверено – точно, не наживешь. Лишний раз и шевелиться незачем. Лень вообще двигатель прогресса, а здесь, хотя прогресс сугубо духовен, он тоже пришпоривается леностью. Вот знаменитые молитвенные флажки в Гималаях – это что? Тряпочки, исписанные мантрами: ветер ее шевельнул – молитва сама собой прочиталась. С молельными барабанами при монастырях то же самое. Идешь, вращаешь: сколько раз обернул – столько раз молитвенно всколыхнул вселенную. В общем, священное имя или слово не обязательно произносить: шевельнул только объект-носитель – и произвел душеспасительную работу.
Кукри весь сконструирован из элементов, которые суть принадлежность индуистких богов. Вдоль обуха – канавка, которая зовется «Меч Шивы». Кольца на рукояти – уровни мироздания. Лезвие – это часть Солнца и Луны одновременно. Уступ-порожек у рукояти – трезубец Шивы. Он еще, порожек этот, также есть символическое представление «следа коровы богини Кали» - ну, это, по правде говоря, просто обуянным надобно быть жаждой убийства, чтобы в скучном стальном уголке увидеть все помянутое: отпечаток копыта, да не обычной коровы, а именно принадлежащей Владычице Смерти Кали.
Кстати говоря, коровам след их собственного копыта на каждом кукри все одно без пользы. В большинстве клипов о применении знаменитых непальских ножей головы рубят именно им, этим копытным беднягам: я прежде думал, что сугубая гималайская грусть в их глазах – это от горной бескормицы, но нет, похоже, что-то в местном воздухе разлито, какое-то особое ощущение трагической коровьей безнадеги. Дивное дело, но повсеместный индуизм-буддизм не мешает непальцам смахивать кукри коровьи головы, одним взмахом – и напрочь: желающие поглядеть на это могут обратиться к видео, вставленному выше, но не советую – зрелище жутковатое. Как непальцы по этой части уторговываются с богами или с кармическими силами – не знаю. Управляются как-то. Иудеи вокруг оброненного кошелька в субботу обустроят себя пятницу; непальцы и в святой корове найдут святотатственное, но не вредящее съедобности.
Кукри вооружены здесь все. Похожую ситуацию с оружием я встречал только в Йемене: там у каждого – кинжал-джамбия да сверх того пара «калашей». На таком фоне непальцы выглядят почти пацифистами. Используют они нож-меч не для истребления людей – по крайней мере, после окончания в 2006-м гражданской войны. Бредешь так мирно Гималаями, ромашку себе жуешь, картуз на затылок сдвинул, чтоб пейзажами любоваться – вдруг на обочине пара мужичков с кукри. Сидят, коровьи мослы крошат: не для еды, кажется, а в целях медитации. Мяса на костях все одно нет, так хоть помолятся: взмах – моление, тюк – благоустроительное колебание вселенной.
Знаменитее прочих пользователей кукри – гуркхи, про которых у меня тоже было вот ТУТ. Про них говорят, что кривой нож, принятый от Александра Македонского, им – как часть тела. Управляются они с этим органом лучше даже, чем с головой: гуркхи знамениты тем, что, как викинги, в бою впадают в неконтролируемое озверение. Хороши эти бойцы именно в штыковой атаке и в рукопашном бою. Там они прежде свои кукри и применяли: англичане, в армии которых гуркхи служат, инорасовый и чужекровный солдатский материал расходуют обычно не скупясь. Однако ДРОНы и всякая дистанционно управляемая человекоубийственная хрень по нынешним временам обходится дешевле пенсиона семейству павшего, потому гуркхи теперь упражняются во владении кукри все больше на учениях да на парадах.
В общем, этот древний нож практически лишился своей мистической функции – превращать убийство в молитву. С другой стороны, плотницкое дело или мясницкое там – они тоже для молельных нужд вполне себе годится. Так что доведется еще поработать «Трезубцу Шивы» и «следу коровы богини Кали».
5
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.