До острова Палагруза из Хорватии и обратно

Любая хорошая история начинается с легкой предыстории. Так получилось и в нашем случае. Осенью 2017-го года слоняясь по причалу после регаты Offshore Challenge 2017 я как-то забрёл на лодку австрийских яхтсменов и влился в их дискуссию про море, парус и мечты о светлом будущем. После обстоятельной беседы по каждому из выше обозначенных пунктов один из просоленных морем непромов молвил: а давай ка весной с нами в другую гонку – Round Palagruza. Под непромом скрывался молодой человек лет 65-ти худощавого телосложения и такого непоколебимого спокойстивия, что, казалось, легкое покачивание яхты каким-то дивным образом миновало этого яхтсмена… Как если бы он находился в состоянии левитации над банкой кокпита. Со слов непрома, маршрут гонки пролегал между берегами Хорватии и Италии. Выход из города Биоград-на-Мору, затем огибание нескольких островов к северу от порта-старта и дальше мы бежим к берегам Италии в открытое море. Где-то в сердце адриатики затеряны 2 острова, о которых не каждая виртуальная карта знает: малая и большая Палагруза. Эти острова, хоть и находятся вблизи Италии, принадлежат всё же Хорватии. Так вот, задача участников гонки – обойти эти острова и вернуться обратно живыми и невредимыми. Общая протяженность дистанции около 400 миль или порядка 740-ка километров. Гонка проходит раз в несколько лет и со слов моего собеседника, увлеченные яхтсмены участвуют в ней с огромным удовольствием. После непродолжительного рассказа моряк достал трубку и закурил. В воздухе ненадолго зависло молчание. Какое-то слишком нетипичное для яхтенной общественности. Это продлилось буквально несколько секунд, а затем окружающая нас молодежь в возрасте от 30 до 50 лет потихоньку, сначала робко, потом с наплывающим энтузиазмом, начала наперебой рассказывать о том как круто было в этот раз и как невероятно круто будет уже будущей весной. Общение в яхте перешло в гомон и дальше как это водиться – беседа полетела в веселом и многоплановом направлении.

Так началась история нашего участия в гонке Round Palagruza 2018.

Специфика заключается в том, что на майские праздники, с учетом выходных, мы брали несколько отгулов и ехали на неделю ходить под парусом. Однако, зачастую сталкивались со слабыми ветрами, а то и безветрием. И долгожданная гонка превращалась в душевнейшее солнцестояние, загорание и отдых. Это конечно никак не портило выходные, но после майских отсутствовало ощущение «слава Богу, я на работе…» Без этого ощущения майские казались пресными. Очевидным был тот факт, что нужно было что-то менять. И как же уместен был рассказ о новой гонке, которая, кстати говоря, проходит в начале апреля, а значит может зацепить зимние ветра средиземки.

Первые лучи тёплого весеннего солнца в сочетании со свежими ветрами зимнего средиземноморья – именно такие картины рисовала моя фантазия и руководствуясь очередными мечтами я забронировал лодку.

Наверняка вы имели опыт войти и быстро включить свет на складе ночью или на кухне в доме с тараканами. Ночная живность молниеносно прячется по всем укромным местам и щелям. Примерно то же единение с природой происходит у яхтсменов, когда ты бронируешь лодку и приходишь в свой яхт-клуб с предложением поучаствовать в новом и до селе не известном мероприятии. И, в общем, всем жутко интересно, но участвовать в незнакомом формате, незнакомом мероприятии, незнакомой акватории, незнакомом обществе – оказывается тот еще вызов. Да и собственно, кого я обманываю, перед майскими, когда все уже в календаре у себя прописали нахоженные маршруты, такое предлагать… К тому же брать неделю отпуска перед майскими… Это же глупость, с точки зрения здравого смысла… Но где парус и где здравый смысл? Здравый смысл давно уже с двигателями внутреннего сгорания, а парус остался на задворках истории. Это исключительно с точки зрения здравого смысла. Зачем же тогда люди вновь и вновь поднимают эти тряпочки над влажными бухточками если можно комфортно преодолеть 600 км за 1 час. В этот раз для меня здравый смысл паруса лежал за календарной сеткой майских праздников. Я искал его только в ветре. Поэтому он был очевиден.

В общем, собравшись экипажем из 6 человек, 7 апреля 2018 мы зарегистрировались у гоночного комитета в г.Биоград сразу после приёмки лодки. Еще утром в Москве срывался снег, а в 19:00 того же дня в городе Биоград было +22… Это приятно.



В марине, кстати, уже активно работали ребята из гонки «Три страны Адриатики», и мы безусловно рады были видеть в их обществе знакомые лица. Не менее интересный формат и не менее воодушевленные лица и горящие глаза. Проще говоря, сезон открывался интересно. На следующее утро флот этой гонки ушел в море и в марине стало немного пустыннее. Удачи в гонке!
Нам предстоял день тренировок с ветром 5-8 узлов, то есть в условиях слабых ветров… С одной стороны – это прекрасные погоды для того, чтобы напомнить себе где какие снасти и как вообще всё тут работает. С другой стороны, прогноз на следующий день говорит об осложнении ветровой обстановки, а значит мы не получим возможности адаптации к тем самым свежим ветрам.

Вечером за ужином в баре, как всегда разговоры о том, что свежая погода – это очень здорово и именно то, что нужно в парусе… И тонкие намёки чуть более опытных о том, что мечтать нужно аккуратно, ибо мечты иногда сбываются…

Наша регата началась в стабильные 25 узлов ветра или 6 баллов шторма по Бофорту. Спасал тот факт, что мы были между островами и не ловили волну открытой воды. Тем не менее гоночный комитет отложил гонку на 2 часа, т.к. прогноз говорил об ослаблении ветра до 15 узлов. Через 2 часа ветер успокоился до 20 узлов и старт был дан!

Я говорил о том, что азарт хуже поноса? Так вот на огибании верхнего знака мы были вторыми в своём флоте. И когда баковый лидеров попёр спинакер на нос как вы думаете, какая команда прозвучала на нашем борту? Да! Мы тащили спинакер на нос яхты! Когда идешь с попутным ветром под прикрытием гряды высоких островов, да еще и в минимальной волне – теряешь грань реальности. И мы помчали. Парус был поставлен. Мы скрутили несколько поворотов на лавировке в узкостях, но упустили момент, когда ветер опять ушел ближе к отметке 28-30. В общем, в начале сезона, уже через пару часов гонки мы получили роскошный брочинг, да еще и с закручиванием паруса вокруг штага. Это конечно не те брочинги, что мы делали в Пирогово на SB20, тут борт выше, парус легче, лодка тяжелее… То есть у мачтового и бакового матросов не было зависания между мачтой и водой… Всё прошло более гладко. Но в то же время, не так радужно, как хотелось бы. Лидеры не допускали этих ошибок и постепенно отдалялись. При виде нескольких яхт укладывающихся набок, наибольшая часть флота убрала большие паруса и дальше не рисковала. Мы сделали тоже самое, потеряв при этом минут 20-30 своего времени.

Приближалось огибание наветренных островов, после которого мы выходили на открытую воду и имели прекрасную возможность оценить всю красоту погодных условия в 20-30 узлов, к которым добавлялась волна, характерная для этого ветра. Сначала в скулу, а затем и в нос нас встречали волны высотой 2-3 метра.

Скажу я вам, первый час - это очень веселые горки, во второй час народ начинает утомляться от этого веселья. В третий час наступает уныние. С четвертого часа потихоньку начинается прикармливание рыб. Учитывая тот факт, что в большинстве своём экипаж представлен континентальным контингентом… Более того, офисными яхтсменами, да еще и всю зиму не выходившими на воду. Как результат - 5 из 6 членов команды испытали на себе действие морской болезни. А, собственно, 6-м был представитель парусного мира с ракушками вместо кожи и прибоем вместо кровеносной системы. Хвала Посейдону, он согласился на эту авантюру. Должное отдать экипажу нужно в том, что не смотря на общее состояние, каждый делал свою работу. Достойные ребята, получившие именно то, зачем пришли в гонку: ветер, скорость и волну.




Ближе к рассвету, отстояв свою вахту у руля, я упал в каюту без сил и уснул. Нужно отметить, что обычно первую ночь в море я не могу заснуть от избытка впечатлений и адреналина в крови. В этом году традиция была наруше
Очнувшись на следующий день в каюте, обнаружил отсутствие сильной волны и качки и поднялся в кокпит. Удобная штука спать в непроме! Проснулся – и сразу пошёл в бой. Небо было затянуто облаками, ветер скис до комфортных 10-15 узлов и мы ехали генеральным курсом как по шоссе. Дальнейший маршрут до острова Виз лежал практически против ветра и без каких-либо сложных манёвров мы утюжили водную гладь. Следует отметить тот факт, что ветер уже был пятнами. И если заходишь в ясную погоду, то теряешь ветровые условия, позволяющие вести гонку. Майские погоды близятся. Это чествуется, если генеральный курс пролегает сквозь такое пятно. А мы продвигались вперед и ближе к закату на горизонте появился остров Виз.

Маршрут пролегал между островом Виз и Бицево. В створ этих островов мы должны были войти ночью. На вахте – наша двойка (ночные вахты по 2 человека). Расстояние между этими островами мне казалось насколько маленьким, что я постоянно допекал своего напарника следить на карте далеко ли до поворота. Вот только сейчас замерил расстояние между островами – 2,5 мили или 5 км. Движение по курсу с учетом ветра предполагало наш ход в остров Бицево, далее поворот и движение в остров Виз и только после очередного поворота мы проходили в створ. Насколько же красив и живописен ночью был этот остров Виз. Правда эту красоту мы оценили только после второго поворота. Дело в том, что ночью на подходе к нему, мы видели исключительно черные силуэты гор, но когда прошли немного дальше, то увидели бухту в глубине которой прятался город Комижа. Название я прочитал намного позже, чем сформировал впечатление о нём. Такое маленькое открытие, которое сначала видишь, а потом уже только читаешь в картах. Подобно пиратскому тайнику город прятался в гавани от взоров неугодных зевак и заметить его с воды не так-то просто. Особенно сочно эту картинку дополняла ночь. Ведь все силуэты становятся еле различимы, и в свете луны и звезд появляется тонкий вкус парусной жизни. К сожалению ни фото ни видеокамера не в состоянии передать эту игру теней и оттенков, которые приносит ночь в открытом море. Тем временем мы наблюдали ожерелье городских огней у подножия гор в бухте острова Виз. Появилось дикое желание вернуться сюда еще разок и зайти в круизном режиме, чтобы посмотреть всё неспешно, обстоятельно



Тем временем яхта убегала в сторону следующей контрольной точки - острова Палагруза, который готовил нам свои сюрпризы. По дороге к нему мы встретили стайку дельфинов. А сам остров встречал нас своим роскошным маяком. Остров Малая Палагруза необитаем, а на Большой Палагрузе находиться огромный маяк с гостиницей под ним. То есть, любой желающий, предварительно забронировав номер, может забраться в даль от цивилизации и попробовать на себе жизнь служителя маяка. Я слышал, что провинившихся в тюрьме раньше отправляли служить на маяк. Так вот любителям экстрима предоставляется возможность в относительно комфортных условиях попробовать проникнуться жизнью на маяке.



Приближаясь к этому маяку, мы услышали как радио эфир наводнили итальянские моряки. Они шумели без устали, шутили и болтали лишь бы не молчать. Близость Италии давала знать о себе. Равно как и отдаление от этого острова очистило эфир от болтовни скучающих рыбаков.

Следующее препятствие – остров Млет и млетский канал. И опять приближение ночи и затишье. Ночью мало ветра и мы отсыпаемся расползаясь по каютам. К нам приходят относительно спокойные условия, которые позволяют полноценно раздеться перед сном. Утром, глядя на ночную вахту, также приходит мудрость – спать лучше днём, когда тепло. Ночью лучше бодрствовать. Не смотря на то, что отопитель (вебаста) работает 24 часа в сутки – ночью зябко и прохладно.

Из млетского канала выходим днём гордо неся спинакер и идём туда, где есть остатки ветра. В итоге – ловим свои 20 узлов и попутным курсом бежим в сторону финиша. Основной флот идёт по наименьшей траектории вдоль острова Корчула. Мы же выбираем идти мористее и бежим к острову Ластово, где на пути встаёт очередной маяк на маленьком островке. Судя по виду – также может быть гостиницей.



После Ластово – прямой наводкой к финишу у города Биоград. По приблизительным расчетам можем финишировать в 2-3 часа ночи. На пути к острову Корнати попадаем под дождь-молнию-град. Молнии сверкают как сзади, так слева и справа. Волна попутная, ветер попутный. Яхта глиссирует на каждой из волн достигая скорости в 13-13,5 узлов. Ветер даёт свои 18-20. В тучах прорисовывается окошко между грозовыми облаками в которое на всех парах вбегает наша яхта. Как-будто и небо, и море благоволят в трудах наших ратных и выбор курса одобряет вся стихия. Потрясающее чувство.



Ночь приходит в тучах и кромешной тьме, когда ни луны ни звёзд, ни огней городов, но теперь мы под спинакером мчим в сторону камней, банок, мелей и островов, между которыми новогодними ёлками рыскают рыболовецкие корабли. На руле это сильно тревожит. Убрать рано парус – значит потерять в скорости. Убрать его поздно – значит оказаться на береговых препятствиях. Дилемма не из лёгких. К моменту начала моей вахты ветер скисает и ответ спускают небеса. Убираем парус и как по заказу получаем ветер прямо в нос яхты. Уже через 10 минут опять во всю прыть летим острым курсом к финишу. Анемометр фиксирует 20-22 узлов ветра. Поднявшись из каюты кто-то из членов экипажа точно подметил, что в начале гонки, выходя из марины, при таком ветре мы уже брали рифы. А сейчас на полных парусах команда пьет чай в кают-компании. А рулевой ночью молча делает свою работу. Сработались.

Вот так бы на полном ходу и закончить гонку, но буквально за 5 миль до финиша ветер выключается и начинаются великие штилевые соревнования. Штиль убивает уже не напряжением нервов, а усталостью команды. Бойцов, каждую минуту бодрствования боровшихся за результат начинает косить сон. Некоторые не спали более 2 суток. Мы осознали течение и увидели линию финиша очень поздно. Фактически огни ночного Биограда смешались с финишными огнями и мы их прозевали. А течение делало свое коварное дело. Не смотря на то, что с судейского активно мигали фонарями и прожекторами и помогали нам найти финиш - мы прошли мимо линии на расстоянии в 2-3-х метрах и были вынуждены стать на якорь в ожидании ветра. Вы не представляете какое это чувство – пройти 400 миль и наблюдать как один за другим мимо тебя финишируют экипажи, которые оставались по корме еще полдня назад. Мы ждали утренних бризов, чтобы против течения подняться вверх и пересечь линию финиша. Как только скорость ветра превысила скорость течения, мы подняли якорь и медленно начали движение вперед. На горизонте замаячил разорванный красный парус, обмотанный вокруг штага. На каком-то из этапов один из экипажей, который шел в 4 руки поймал брочинг и не смог распутать спинакер. Эта яхта шла словно корабль-призрак, распластав по ветру красные лоскуты рваного паруса. А мы поднялись уже достаточно высоко, чтобы скрутить поворот и уйти к финишу. Сделали всё как нужно и… мы 10-е из 20 лодок. В общем, многому еще учиться!



Ошвартовались около 6-7 утра. Сразу пришло желание расслабиться. К началу гонки на 6 человек и 5 дней закинули в трюм 10 литров вина и бутылку рома. Подбиваем баланс – 10 литров вина и бутылка рома. Откупорили вино и выпили по бокалу. Начал накрывать сон. А ведь еще необходимо сходить в душ и хотя бы развесить непромы. Днём процедура награждения. По дороге к душу грамотно организована полоса препятствий для самых стойких – это молл по которому нужно дойти до душа. Ключевыми испытаниями являются: другие финишировавшие яхтсмены, за ними гриль с сосисками, за ними бар с пивом – всё для участников гонки. И только после этих препятствий – душ. Я преодолел её за 3 часа и заснул около 10-ти дня. За бортом было +24 температуры воздуха и лёгкий весенний ветерок. Дальше в лёгкой дымке награждение, сдача лодки, перелёт домой, и выход на работу… И вот оно! То самое ощущение! Слава Богу, я на работе!

Не верите? Присоединяйтесь ;)

Итоговое видео о том как это было:
0
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.