День Достоевского в Петербурге

В этом году уже девятый раз наш город празднует День Достоевского. Праздник проходит в первую субботу июля. На этот раз основные мероприятия были в Новой Голландии. Мне удалось побывать в шести точках в разных концах города, где проводились мероприятия, посвящённые Фёдору Михайловича Достоевскому.


Как и многих других классиков русской литературы, жизнь Достоевского превратили в миф. На Сенной площади в станции метро на мозаичном панно можно разглядеть профиль Гоголя и Достоевского.
«Достоевский» – ныне это бренд, и бренд этот активно защищает правнук Фёдора Михайловича, оспаривая даже право называть отель и закусочную именем «Достоевский».

В музее Достоевского было интересно наблюдать мастер-класс «Литературный багаж» по роману «Преступление и наказание». Разглядывая «литературные багажи», можно было узнать, как в чемодан, шляпную коробку, дорожную сумку вмещалось символическое пространство и предметный мир романа Достоевского.

Кто ваш любимый герой произведений Фёдора Достоевского? – задавал я вопрос. Ответы были самые разные, и это радовало.

Мой любимый герой романа «Преступление и наказание» – это следователь Порфирий Петрович. Умный, проницательный человек сразу понял, что убийца – Раскольников. Однако Порфирий Петрович не угрожал, не шантажировал, а весьма профессионально, деликатно, и даже можно сказать душевно склонил Раскольникова к признанию. «Как кто убил?.. – переговорил он, точно не веря ушам своим, – да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с… – прибавил он почти шёпотом, совершенно убеждённым голосом».

Помню, как впервые купил роман «Преступление и наказание» в ларьке станции метро «Ломоносовская» на сэкономленные на завтраках деньги. Это была серия «школьная библиотека Лениздата». Иллюстрация на обложке и название меня заинтриговали. «Преступление и наказание» прочитал сначала в школе, потом перечитал в зрелом возрасте.

Роман «Преступление и наказание» был адресован прежде всего молодёжи и потому носил нравоучительный характер. Студенты упрекали Фёдора Михайловича, что он исказил облик студенчества. Но Достоевский не мог пойти против правды жизни. А правда была в том, что в Петербурге торжествовала идеология «право имеющего». И потому финал романа не мог быть иным.

Михаил Бахтин утверждал, что герой Достоевского – это всегда человек какой-либо определённой идеи. Она формирует его мироощущение, мысли и поступки. В «Преступлении и наказании» основной является идея Раскольникова о праве сильного человека на преступление нравственного закона.

По базовому образованию я юрист, по специальности – криминолог. Поэтому я предлагаю взглянуть на роман «Преступление и наказание» с криминологической точки зрения.
В конце прошлого столетия я несколько лет работал в тех самых местах, где жил и совершил преступление Родион Раскольников. Сенная площадь, Столярный переулок, Вознесенский мост, Казначейская, Гражданская, Подьяческая …
Тогда я работал над романом-быль «Странник» (мистерия), и мой герой бродил по тем же улицам, каналам и переулкам, что и герои Достоевского в поисках ответа на «проклятые вопросы».

«Проклятые вопросы» Достоевского продолжают мучить многих людей во всех концах света. Оказавшись в самом центре запутанных отношений и роковых страстей, человек не выдерживает мучительных переживаний. Долго жить в Петербурге идеальному человеку невозможно.

Образ «маленького человека», чья жизнь затеряна в огромном городе среди больших денег и больших амбиций, – один из центральных в русской литературе XIX века. В первую очередь писатели обращали наше внимание на бесправное положение страдающего героя. Тема «униженных и оскорблённых» стала сквозной в творчестве Достоевского.

Все персонажи Достоевского как будто замкнуты где-то между реальным и выдуманным мирами и не могут никак оттуда высвободиться. Уже 150 лет они не могут друг друга отпустить. Никто не может отказаться от своих принципов, и эта история бесконечно повторяется, каждый раз приводя к печальному концу.

Герои Достоевского не свободны. Они не столько марионетки писателя, сколько марионетки своей судьбы. Поэтому когда в лабиринте Петербурга я повстречал огромные куклы, изображающие старуху-процентщицу и других героинь, то немножко испугался.

При всём огромном количестве исследований и публикаций, о жизни Достоевского мы больше не знаем, чем знаем. И причиной тому – сам Фёдор Михайлович.
Достоевский вообще оставил нам больше вопросов, чем ответов. И мы вот уже сто пятьдесят лет ищем ответы на его «проклятые вопросы».

Достоевский был сложным, противоречивым человеком, в чём-то даже порочным. Он тщательно скрывал неприглядные страницы своей биографии. И жизнь его во многом продолжает оставаться тайной.
Вторая жена писателя Анна Григорьевна Сниткина старательно вымарывала из писем Достоевского строки откровенного признания. Этим она пыталась сохранить нравственный облик классика русской литературы.
Достоеведы (достоевисты) намеренно идеализируют образ великого писателя, больше рассказывают о положительных сторонах личности Достоевского и предпочитают утаивать его порочные черты.

Несмотря на обилие книг о Достоевском, мы не знаем многих тёмных сторон его жизни, о которых он сам предпочитал умалчивать. До сих пор его личная жизнь остаётся тайной, особенно с момента признания романа «Бедные люди» и до казни на Семёновском плацу. Куда он тратил огромные по тем временам гонорары, как распоряжался взятыми в долг суммами, до сих пор не известно.

Причина смерти Фёдора Достоевского остаётся загадкой. Есть свидетельства, что за день до смерти Фёдора Михайловича навещали сёстры по поводу получаемого им наследства. Хотя Достоевский был на тот момент не бедным человеком, он не стал отказываться от своей доли наследства, как сделал это в молодости. Возможно, из-за споров о наследстве возник конфликт. У Достоевского случился припадок. Спустя сутки Фёдор Михайлович умер.



© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
0
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.