Батареи на страже русских берегов

Владивосток – город, пронизанный историей, тонкой нитью переплетенной с современной.
Предлагаю отправиться в небольшое путешествие: от военных укреплений у оснований вантового моста к легендарной Ворошиловской батарее, расположенной на острове Русский и являющейся безмолвным памятником прошедшей эпохи.

Назимовская батарея – название береговой артилерийсой батареи №315 и одноименной автобусной остановки, где следует сойти, начав путь в историческое прошлое. Решив прогуляться по стороне движения автобуса, в бухте Улисс можно увидеть один из пунктов базирования кораблей Тихоокеанского флота, второй расположен в бухте Золотой Рог в самом центре города.



Непосредственно к батарее ведет дорога под мостом, под мощным сооружением которого просматривается приморский город и ощущается хрупкость природы.

 

Параллельно проплывают суда, прорезая дорогу во льдах.



На пригорке можно увидеть неприметные бетонные развалины, о ценности которых ярко повествует мемориальная таблица, освещенная в лучах яркого солнца. Батарея сооружена по проекту военных инженеров Жигалковского В.И. и Колосовского и ориентирована фронтом на юго-восток. Шесть оружейных двориков с бетонными постаментами под орудия надежно прикрыты общим бетонным бруствером.
Вдоль тыла батареи отсыпан защитный вал, а с левого фланга находится главный пороховой погреб, сообщение между строениями батареи осуществляется по траншеям.

 

Гуляя по вершинам мыса, нельзя не спуститься к морю: оно же волнуется. И очень ждет, чтобы вместе с ним разделили широчайшие пространства теплых глыб и осколков льда, откуда в полной мере открывается вид на один из грандиозных проектов нашего века.

 


Следующим пунктом стала Ворошиловская батарея, к которой предстояло выбраться по габионам, ящикам из сетки с камнями, предотвращающим оползни.



Особо приятно было встретить на остановке маленьких покорителей больших вершин.



Путь до остановки «Ворошиловская батарея» занял немного времени, непосредственно до башенной батареи №981 шла извилистая дорога по заснеженному лесу.



Именно здесь, в укромном распадке между сопками острова Русский расположилось одно из уникальных фортификационных сооружений в мире, под стволами орудий которого находится весь Уссурийский залив. Во многом, именно благодаря батарее, японский флот не рискнул приблизиться к берегам южной части Дальнего Востока.

 


Примечательно, что аналогичная по вооружению на территории СНГ находится только в Севастополе. Объединяет их линкор «Михаил Фрунзе», корабельные установки которого были демонтированы с целью применения в береговой обороне.

 

Вот только в отличие от собрата, Ворошиловской батарее воевать не пришлось. Мощное стратегическое сооружение было необходимо не для отражения ударов с моря, а для того, чтобы таких попыток не было. В этом плане Ворошиловская свою задачу исполняла вплоть до 1997 года.



Вероятно, с целью повышения интереса к мемориальному комплексу ее вполне удачно дополнили постройками, представляющими бытовой уклад военных.



Увлекательным будет также исследование легендарной военной техники вдоль и поперек.



Обратный путь традиционно ведет к мосту, у подножия которого со стороны острова расположена Новосильцевская батарея. Ее строительство было начато в 1898 г. и полностью закончено спустя 4 года. Масштабное сооружение представляло собой шесть 6-ти дюймовых пушек Канэ и две 57-мм пушки Норденфельда.



Во время Русско-Японской войны японская броненосная крейсерская эскадра не рискнула пройти в пролив Босфор-Восточный и отказалась от штурма города, у берегов которого ныне швартуются российские корабли.



Те, что вернулись с дальнего плавания.

6
Читайте также
Комментарии
Артем Никитин
Интересно! Был на Руссом давно, видел орудийные башни только издалека, не знал, что можно внутрь пройти!
Алена Мусатова
Спасибо! Рада, что заинтересовало) Благо, самостоятельно можно погулять по всем трем этажам: где жил и работал личный состав, загружались пороховые заряды, и там, где размещался склад. Территорию музейного комплекса тоже обновляют, дополняя элементами воинских дней.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.