Алтай. Вперед к югу Телецкого озера на добром Патриоте




Чем больше я путешествую по России , тем сильнее поражаюсь ее безграничному пространству (в моих глазах у нее нет границ), а самое главное, ее разнообразию. И даже приезжая в одно и тоже место много раз, оно каждый раз открывается тебе с новой стороны. Например, Алтай. Собственно все мои путешествия начались с шести лет и именно с этого места. Сибирякам вообще в этом плане повезло. Многие едут сюда за несколько тысяч километров со всех концов России (да и не только России), а он у нас под боком, если по-простому. Здесь я была неоднократно, но каждый раз он удивляет, преподносит свои сюрпризы и подарки. Поэтому о нашей поездке на УАЗ Патриоте, которая состоялась этим летом, подробнее.


 

О дорогах к южному берегу Телецкого озера по трассе М-52.
Есть два варианта проезда:
🔶 Через северное побережье Телецкого, а далее на пароме. Паром стоит 7-10 тыс в одну сторону в зависимости от размера машины. Записываться надо заранее, желательно хотя бы за несколько дней. Дорога при этом варианте лучше, но он дороже из-за услуг парома.
🔶 Через долину р. Чулышман. Именно этот вариант мы выбрали, поэтому о нем чуть подробнее. Вообще при обоих вариантах изначально путь лежит через Чуйский тракт. И многие знают что Чуйский тракт славится качеством своего асфальта. Тут действительно китайцы постарались на славу, и ехать по нему одно удовольствие. Даже перевалы Семенский и Чеке-Таман преодолеваются достаточно легко. Но далее из с. Акташ дорога поворачивает налево и тут уже не все так идеально. Дорога представляет собой асфальтированные участки и отрезки из гравия. В среднем скорость нашего автомобиля была 60-70 км/ч на этом участке. Далее знаменитый перевал Кату-Ярык (о нем далее чуть подробнее, т.к. это самое интересное испытание для машины) и после него вновь гравий.
Немного о бензине и газе. По дороге по Чуйскому с этим нет больших проблем. Но после с. Акташа, по дороге к Телецкому уже все гораздо проблематичнее. Бензин есть, но не очень хорошего качества (мягко говоря). Поэтому лучше всего заправиться до полного бака в Акташе. А немного дозаправиться, например, в п. Балыктуль. В общем, не рассчитывайте, что когда вы сворачиваете с Чуйского, то с бензином (а тем более с газом) проблем не будет.
Итоги: дорога приемлема. Стоит быть немного внимательными на грунтовке, т.к. иногда могут попадаться крупные камни. Не забудьте все равно взять запаску, тросы и т.д. Надеюсь, они вам не понадобятся, но надо быть готовым ко всему (у нашей машины, например, отлетел амортизатор). Но и особые технические данные машины, если вы соберётесь преодолеть перевал Кату-Ярык.


 

О перевале Кату-Ярык.
В переводе с тюркского, Кату-Ярык — твердая трещина в горе, ущелье, теснина. В общем, не самый романтичный перевод, а голые факты. Протяженность перевала 3,5 км зигзагами из 9 петель, а перепад высоты - 800м. Вообще мне не впервой преодолевать подобные перевалы. Нечто подобное я встречала и в Непале, и в Грузии. И самый запоминающийся был в Киргизии, т.к. он был практически нефункционирующий.
Это я к чему, что Кату-Ярык вполне еще преодолим, т.к. за ним следят. НО! Важно чтобы у вас была задне-, а лучше полноприводная машина в хорошем техническом состоянии Если возникнут проблемы с подъемом, то вас может выручить трактор. Конечно же, за не бесплатно: 2000 руб – до первого подъема, 3000 руб – до конца перевала. Разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы). И помните дорожное правило: кто идет на подъем – у того преимущество! Очень рекомендую спускаться/подниматься в светлое время суток, все таки там надо быть предельно внимательными. Если ваша машина соответствует данным техническим характеристикам, то я очень рекомендую спуститься в долину реки Чулышман и побыть там несколько дней. Там действительно есть что посмотреть.


 

Каменные грибы.
Вообще мы практически не планировали наше путешествие. Решили, что будем смотреть по обстоятельствам. Поэтому я особо (а точнее вообще) не была осведомлена, что можно посмотреть в долине р. Чулышман и чего ожидать. Нам сказали, что можно сходить к водопаду Учар и Каменные грибы. Каменные грибы? Ну звучит, как минимум, забавно. Поэтому идем!
В очередной раз удивляешься КАК? Как природа создаёт столь, иногда, забавные и причудливые, но столь же впечатляющие творения. Что они из себя представляют? Да собственно каменные грибы и представляют, только очень большие грибы. Что самое удивительное, ученые (на этот раз русские) выяснили, что они со временем перемещаются, умирают….и растут новые! В общем в этих каменных глыбах есть по сути жизнь (а кто знает, может и разум). Сам процесс их образования тоже весьма интересный. Нет, их не доставили судя иноземные формы жизни, а есть научное объяснение.
Ну и пару слов как до них добраться. В принципе несложно и все понятно (хотя мои попутчики умудрились заблудиться). Идти час-полтора в одну сторону, но зависит от точки вашего старта. Переправиться через р. Чулышман на лодке. За всю лодку туда-обратно – 500 руб. А далее идти по эко тропе, где постоянно встречаешь таблички с просьбой идти строго по ней и не топтать ценный для скота корм. В принципе, т.к. место популярное, то просто можно спросить у людей. Главное, в лоб в гору не лезьте! Помните, что обычно тропа идет траверсом (зигзагами). Ну и естественно популярная шутка встречающихся людей: «Ну что, все грибы собрали или нам немного оставили?» Так что удачной Вам грибной охоты!


 

Водопаду Учар.
Учар в переводе означает «неприступный». В некоторой степени это действительно так. Я уже писала, что в принципе дорога в долину р. Чулышман не сильно простая. Но до водопада надо будет пройти ещё 16 км туда-обратно по горной тропе. Весь путь занимает в среднем 8 часов, но конечно же все зависит от вашей физической подготовки и т.д. Если для вас это будет первый горный поход, то данный маршрут отлично для этого подходит. Здесь есть и небольшие водные переправы, и даже веревки вдоль скал, с помощью которых проходишь некоторые участки. Также в конце пути вас будет ждать сыпуха. Но доступно каждому: по пути мы видели и пожилых людей, и беременную женщину, много маленьких детей…и даже собак, которых просто поднимали на некоторых участках.
В начале вновь надо переправиться на правый берег реки Чулышман (как я уже писала, 500 руб туда-обратно со всей лодки). Затем пройти по каменистому полю, чтобы найти оптимальную тропу мы использовали приложение maps.me А затем перед самим восхождением надо отметиться в пропускном пункте и послушать инструктаж. Его я помню до сих пор: «Клещей нет, змеи есть, с тропы не сходить» - это весь инструктаж. Кстати, надо будет заплатить по 100 руб с человека. Змею мы действительно встретили и, кстати, клещей все таки тоже. Так что позабудьтесь об этом заранее: репелленты и осторожность Вам в помощь. В целом тропа промаркирована и проходима.
В конце вас ждет большое вознаграждение в виде созерцания этого мощного красавца!


 

Советы.
Заканчивая вкратце рассказать про Алтай, я хочу дать несколько советов и полезной информации…и как не получить штраф в 25 000 рублей!
🔶 Поесть Чебуреки в с. Балыкча. Кафе находится в конце села, перед небольшим мостиком через речку, и отмечена на Гугл картах, собственно, как чебуречная. Вот тут будет целая гастрономическая ода. Рядом с нашим домом была легендарная кулинарка. Там продавали самые вкусные чебуреки с хрустящей корочкой по краям и самые нежнейшие заварные на свете. Помню как я в детстве специально откладывала деньги, чтобы на обед побаловать себя этими вкусняшками. Но ее закрыли спустя много лет. И сколько бы я не пробывала других чебуреков, но не могла найти те самые. Так вот спустя много-много лет я их нашла! Нашла именно здесь (осталось найти те самые заварные). Поэтому если будете проезжать мимо, то обязательно загляните туда. Там, кстати, очень уютная веранда с прекрасными видами. Также минимально, но ловит интернет. По крайней мере можно получить и отправить сообщения по ВотсАпу.
🔶 Про штраф в 25 000 руб. Когда приедете на сам юг Телецкого озера не ездите по самой песчанной косе! Это запрещено, т.к. это охраняемая природная зона. Предупреждения об этом стоят только, если заезжать с левой стороны, а вот с правой - вас никто не предупредит. Хотя машины там стояли. Но нам сообщили, что там часто бывают полиция и ловит за этим делом.
🔶 Чулышманска долина – это по сути долина водопадов. Их там очень много. Если вас заинтересовало какое-то место, но оно не такое известное как, например, Учар. То не ленитесь и сходите. Так, из-за окна машины мы заприметили один водопад и решили сходить туда. И это был чудесный водопад, где не было никого, кроме нас. Да и вообще по всей дороге на Алтае можно найти много интересного, но не столь известного. Так что открывайте новые неизведанные уголки.
Всем хороших путешествий на Алтае! А мы еще обязательно с ним увидимся.


 
6
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.