300 км на велосипеде по Алтаю с ребенком. В поисках границы разумного

Походы с детьми всегда вызывают у туристов жаркие споры - с какого возраста брать с собой ребенка, как далеко в горы с ним подниматься, идти ли на курумы, и зачем это вообще нужно... Про велопоходы с ребенком почти не спорят...просто некому. Этот жанр путешествий в России еще не прижился. Поэтому, в отсутствие оппонентов, я вам без всякого спора расскажу зачем нужны такие путешествия. Конечно, они и для родителей, которые привыкли именно так раз в год вырываться из цивилизации, но они и для ребенка, для которого такой поход - это океан впечатлений и опыта.

Велопоходы не сравнить с автопутешествиями, когда пейзажи проносятся в окне как в телевизоре.Отличаются они и от пеших вылазок, где вы можете позволить себе пройти с ребенком...ну 100 км за поход. Велосипед умножает доступное расстояние, при сохранении всех прелестей активного туризма. Вы в постоянном контакте с ребенком, все травинки-витаминки на расстоянии вытянутой руки, также как и животный мир. Для местных жителей - вы не чужаки из несущегося авто, а люди оплачивающие мозолями и потом знакомство с их краем - они вас уважают еще до того, как вы подъехали вплотную.



Мы начали планировать велопоход с дочкой по Алтаю едва ей исполнилось два года, то есть на планирование и подготовку у нас ушло почти 9 месяцев. И это оправдано. До рождения дочки Леры мы вдвоем с мужем исколесили Крым, Армению, Южную Италию, Урал, но переход от взрослых велопоходов к путешествию с ребенком почти обнуляет опыт. Нужно по-новому проектировать маршрут, нужно дополнительное снаряжение (от аптечки до велокресла), изменяется нагрузка на велосипед и его управляемость. Полгода мы изучали район выискивая оптимальный кольцевой маршрут, так как не любим катать туда-сюда, потом активно обкатывали новое снаряжение в домашних окрестностях. Протестировали в длинных походах выходного дня не только новые велорюкзаки, но и способность 2,5-годовалой девочки выдерживать перегоны различной длительности в велокресле, само велокресло и т.д. К середине июля 2018 мы были готовы выдвинуться на Алтай.



-------------------------
Отвлечение первое - как строить веломаршрут, если вы путешествуете с ребенком
1. Приоритет всегда у менее нагруженных дорог, даже если ради них приходится сделать крюк. Велосипедист с велокреслом требует больше места на дороге, его сложнее обгонять, он не может себе позволить двигать постоянно по обочине (растрясете ребенка). Если избежать проезда по шоссе никак нельзя, постарайтесь сделать так, чтоб этот кусок выпал на вторую половину маршрута, когда и вы, и ребенок максимально уверенно чувствуете себя на велосипеде.
2. Идеально, если каждый ходовой день - это пара часов движения до обеда и столько же после. Такие нагрузки безопасны для ребенка старше полутора лет и позволяют проходить в день километров 40. Если что то пошло не так, у вас есть резерв, чтобы увеличить пробег без критического роста времени в седле.
3. Из каждой точки маршрута вы должны иметь возможность выскочить к цивилизации, телефонной связи и помощи не более, чем за полдня. Мало ли что.
4. Внимательно следите за наличием источников воды. Взрослый может перебиться полдня без воды, ребенок недостатка испытывать не должен. Про еду не пишу, обычно нет проблем везти с собой питание на 2-3 дня вперед


-------------------------


Рано утром 14 июля мы загрузили в машину, два велосипеда, велокресло, снаряжение в расчете на 5 дней автономного велопохода и выдвинулись в сторону Алтая. Вечером 16-го, проехав 2200 км, мы расположились в поселке Усть-Сема, известного как место съемки большинства сцен фильма Василия Шукшина "Живет такой парень" с Леонидом Куравлевым в главной роли. Следующий день посвятили прогулке на ближайший водопад, любованию пейзажами, сборке велосипедов и упаковке рюкзаков. Утром 18 июля мы попрощались с автомбилем и гостеприимными хозяевами маленького отельчика и на велосипедах выехали на Чемальский тракт.



День 1. Алтайская "цивилизация". Усть-Сема - Чемал (43 км)

В долине Катуни, между алтайскими селами Манжерок (да-да, тот самый из песни Эдиты Пьехи) сосредоточено максимальное количество отелей, гостевых домов, турбаз. Иногда они идут настолько плотно, что сплошь занимают берег реки. Наша задача на первый день, проскочить этот район, который заодно и наиболее нагружен автомобилями. Именно поэтому, при первой же возможности, переезжаем на другой берег реки, по которому вьется практически пустая асфальтовая дорога. С каждым поворотом, Катунь поворачивается к нам новым пейзажем. Постоянно останавливаемся на фото, а у каждого пешеходного мостика приходится делать привал, чтоб снять его со всех ракурсов. Лерка быстро освоилась с этой игрой - найди новый красивый вид, заранее подсматривает мостики и кричит "Вот он! Вот он!", а на берегу перед мостиком обязательно набивает карманы маленькими камешками, что с визгом бросать в голубые воды Катуни прямо с моста. У одного из таких мостов ребенок не выдерживает и засыпает прямо в велокресле. Делаем еще один незапланированный привал.



Вечером приезжаем в поселок Чемал, заселяемся в гостиницу, так как искать место под палатку кажется бессмысленным. Бросаем велики и идем пешком смотреть Чемальскую ГЭС, одну из старейших в России (но уже недействующую). От ГЭС прогулялись по Козьей тропе до острова Патмос, на котором восстанавливается православный храм.

В Чемале несколько крупных магазинов, в которых можно расплатиться картой. Вообще, на Алтае даже в туристических местах нельзя рассчитывать на то, что заплатите картой. Только наличные, иногда перевод на карту Сбербанка.




День 2. Просторы долины Катуни. Чемал - Ороктойский мост. 45 км.

Утро не радовало - накрапывал унылый дождик. Облачились в дождевик сами, упаковали в дождевик ребенка и двинулись по мокрому асфальту дальше по Чемальскому тракту.
Сразу за Чемалом, практически исчезает автотрафик, еще через 5 км - полностью заканчиваются отели и турбазы, а еще через 10 км начинает меняться природа. Леса сменяются степью, горы, окаймляющие долину, вырастают, устремляются вверх - теперь уже они, а не Катунь главный элемент всех пейзажей.

Первая остановка у ущелья Чечкиш. Здесь, в 20 км от Чемала и паре километров от дороги, струится живописный водопад. Но чтобы увидеть его, нужно подняться вверх. Награда за сбившееся дыхание еще и поразительные виды открывающиеся со смотровой площадки чуть в стороне от водопада.
Честно, мы рассчитывали еще и пообедать у водопада, но несмотря на попупялрность этого места, у начала тропы есть только несколько торговых палаток. Не беда. Отъезжаем на километр, скатываемся к берегу Катуни и варим походный супчик под легкий плеск реки.

После Чечкиша, сразу за селом Еланда, осматриваем остатки недостроенной Катунской ГЭС. Иногда прогресс стоит чуть попридержать, если б станцию достроили, под воду ушла бы большая часть долины. Машин на дороге становится еще меньше, зато вдоль дорог появляются целые отряды сусликов - они стоят в стойке, внимательно наблюдая за нашим велоотрядом или разбегаются от нас стороны, но есть и особо отважные зверьки, которые 20-40 метров бегут рядом с нами давая возможность себя разглядеть. Дочка от них в восторге.



Дорога ведет себя странно, великолепный асфальт с разметкой сменяется обычно грунтовкой, и наоборот. Успеваем попрощаться с асфальтом несколько раз. На привал встаем у устья реки Бийки. Пока Лерка пытается познакомиться с местным утиным семейством, мы любуемся слиянием рек. Воды в реках разного цвета, и струя Бийки, более светлая и прозрачная, чем у Катуни, не растворяется в ней сразу, но сохраняет свою обособленность, прежде чем полностью смешаться с большим потоком.

Скоро выкатываемся к суровому Ороктойскому мосту. Для многих туристов - это конец путешествия, для нас же, лишь конец первого этапа. Пересекаем реку восхищаясь тесниной порога Тельдекпень и ищем место под палатку.




День 3 и 4. Подвиг в стиле "тяни-толкай". Ороктойский мост - Ороктойский перевал - Каракол. 45 км за два дня.

План на день был прост и незатейлив - въехать на перевал (1640 м). Это примерно 1200 м набора высоты по грунтовым дорогам - легким план не казался, но и невыполнимым тоже. К обеду мы уже были в самой деревне Ороктой (в ней даже есть магазин). Пара местных жителей, узнав куда мы направляемся лишь покачали головами, но нас это не насторожило. А если б и насторожило, то ничего бы уже не изменилось.
Через Ороктойский перевал ведет автомобильная дорога. Ну как автомобильная - лесная, доступная не каждому джипу. В 1950-е почти на вершине горы добывали мрамор, в частности, камень шел на оформление станциий "Таганаская" и Автозаводская" Московского метро. Карьер закрыли в 56 и с тех пор дорогой никто не занимался. Более того, именно подъем со стороны деревни наиболее крутой, обычно туристы (и авто, и вело, и мото), предпочитают подниматься на него с более пологой стороны.



У нас возможности выбрать направление подъема не было и мы просто штурмовали перевал в лоб. Уже сразу после обеда, стало понятно, что кручение педалей откладывается и велосипеды придется толкать вверх пешком. На некоторых участках крутизна дороги такова, что приходилось впрягаться в велосипеды вдвоем заталкивая их по очереди. 8 километров подъема выжали из нас последние силы. Едва поднявшись на плато и не доехав 300 метров до вершины перевала - мы поставили палатку на первой же попавшейся площадочке и рухнули без сил... А вот дочка не устала. Мало того, что она помогала ставить палатку, но еще и спела родителям на ночь несколько песенок, и перед тем как забраться в свой спальник, еще долго собирала пазлы в свете фонарика. Но к ночи сон сморил и ее.

------------------------
Отвлечение второе. Игрушки и развлечения для ребенка в походе.
Без игрушек и развлечений в походе с ребенком никак. Они потребуются и в палатке, и на длинных обеденных привалах, да и в тысяче других случаев. А уж как они нужны в дороге - в аэропорту, в самолете, автомобиле, когда ребенок заперт в тесном пространстве. Есть базовые ограничения - всё развлекательное имущество должно быть легким и компактным - ведь тащить его на себе. Обычно, перед длинной поездкой мы собираем для дочки "бизи-бэг" - коробочка-развлечений. Сейчас что-то подобное выдают маленьким пассажирам некоторые авиакомпании. Коробку собираем довольно большую, но на активной части маршрута из нее используется лишь небольшая часть.
Мы для себя выделяем несколько типов развлечений - творчество (раскраски, пара кусочков теста для лепки), головоломки (пара свежих пазлов, маленький конструктор), просто поиграть (дочь без ума от паровозов, так что возим с собой экземпляр), игрушки-компаньоны (в нашем случае маленькие плюшевые собачка и цыпленок - они весь поход или ехали в кресле с Леркой и ночевали с ней в спальнике), книжки (сказка и загадки формата A6). И конечно, весь этот ассортимент не отменяет запаса мультиков на телефоне, которые можно смотреть без интернета.


------------------------


На следующий день, через 10 минут после старта, мы были уже на вершине перевала. Вершина довольно скучная, видов с нее никаких и мы понеслись вниз. После тяжелейшего подъема хотелось горячий душ и мягкую кровать. Всё это нашлось в центральной усадьбе нацпарка Уч-Энмек, где мы и остановились.




День 5 и 6. Шторм на озере и мараловый тупик. Дневка и 45 км.

Пятый день мы решили провести в национальном парке Уч-Энмек. Налегке съездили к ближайшей вершине и осмотрели сверху долину р. Урсул, а после добрались до петроглифов Бичикту-Боома. Ни один музей не даст вам прикоснуться рукой к рисункам возрастом 2,5 тыс. лет - на Алтае это запросто, и даже не сказать - что это популярное развлечение. Вечером поужинали в национальном жилище алтайцев - аиле. Можно считать, что после перевала силы восстановились.
В шестой день попрощались с гостеприимным парком, впереди затяжной, но пологий подъем к Теньгинскому озеру, а от него к перевалу Каменное седло (1450 м).

Кажется, мы начинаем набирать спортивную форму и движемся даже быстрее, чем рассчитывали. Дочка поет песни прямо в велокресле, отхлопывая ритм по папиной спине. Уже к обеду прибываем на Теньгинское озеро и встаем на перекус. На озере совершенно пусто и быстро становится понятно почему - за ближайшей вершиной сгущаются черные тучи, поднимается порывистый ветер. Кажется, мы еще успеем упаковать вещи, но следующий порыв вырывает из рук туристический коврик, вслед за ним ударяет дождь, моментально переходящий в ливень. Мы только успеваем натянуть на ребенка дождевик и прикрыть ее спинами, как ветер превращается в шквал и швыряет крупные капли дождя в спину с такой силой, что дождевики моментально промокают. Буйство стихии длится от силы 10 минут, но нам этого хватает. Мы промокли до нитки, дочка осталась сухой, но испуганно всхлипывает и долго не может успокоиться, муж 20 минут собирает разлетевшиеся по степи вещи. Ветер утихомирился, дождик капает еле-еле, мы упаковываем промокшую одежду в рюкзаки и выезжаем на дорогу. Грунтовка после дождя раскисла, глина липнет к покрышкам, но мы упорно взбираемся на перевал.

Перед перевалом, проезжаем ворота маральника (хозяйства, где разводят оленей-маралов ради их целебных рогов). Нас это нисколько не беспокоит, так как ворота, отгораживающие горные выпасы на Алтае встречаются довольно часто. Еще пара километров подъема и вот мы празднуем победу над очередным перевалом. Еще небольшое усилие и дорога круто теряющая высоту выводит нас к усадьбе маралового хозяйства. И вот тут начинается интересное.



В усадьбе нас встречает охрана и сразу заявляет, что сквозного проезда через маральник к Семинскому перевалу нет (хотя до него осталось 5 км) - выше в горах идет забор, и в отличие от ворот, которые проехали мы, там всё на замках. Во-вторых, ставить палатку они нам не разрешат. В-третьих, чтоб сдать в аренду домик - нужно согласование начальства, а начальства нет. Перед нами замаячила реальная перспектива возвращения на ночевку обратно к озеру, включая крутой подъем, а на завтра - 60-ти километровый крюк, чтоб подъехать к Семинскому перевалу другой дорогой. Каким-то чудом удается дозвониться до администратора и она, 100 раз повторив, что обычно они не сдают жилье меньше, чем на 5 дней, разрешает арендовать нам домик. Вопрос с пропуском через территорию вечером решить так и не удалось.

При этом сотрудники маральника отнеслись к нам очень гостеприимно. Накормили ужином, провели экскурсию - показали мараловые ванны, склад рогов, рассказали как ухаживают за маралами (сами олени в это время года кочуют в дальней части хозяйства). Сильно удивлялись нашему способу путешествовать и переживали, что нам придется наматывать лишние километры с маленькой дочкой.




День 7. Наперегонки с дождями. Семинский перевал - Усть-Сема. 90 км.

Сладкий сон оборвался в 7 утра - кто-то ломился в дверь домика и кричал: "Эй, туристы! Через полчаса наверх поедет машина и вам откроют ворота к перевалу!". Через 5 минут мы были одеты, через 15 - вещи распиханы по рюкзакам, через 25 - мы забрасывали велосипеды и рюкзаки в микроавтобус, на котором сотрудники маральника планировали выехать к перевалу. За уникальную услугу проводки через территорию маралового хозяйства с нас взяли 500 руб. и, по нашей просьбе, выгрузили сразу за воротами. Слегка очухавшись, мы уже своим ходом добрались до Семинского перевала (1717м).

На перевали установлена стела в честь 200-лети присоединения алтайцев к России и раскинулся сувенирный рынок. Для нас же главное, что мы нашли забегаловки, в которой варили кофе.



Сверились с прогнозом погоды. На следующий день обещали затяжные дожди, так что был резон пройти до дождей максимальное расстояние, а то и весь маршрут, до гостевого дома, где нас ждал автомобиль. До финиша оставалось 85 км - это много. Задачу облегчало лишь то, что за эти 85 км мы должны были потерять почти 1400 м высоты. Гонка началась!
-------------------
Отвлечение третье, оно же последнее. Как правильно выбирать велокресло

Именно качество велокресла делает жизнь вашего ребенка в походе не только безопасной,но и удобной. Чтоб не обжечься, следует иметь ввиду несколько важных моментов.

1. Самое важное и главное - система ремней, которыми пристегивают ребенка, ни в коем случае не должна допускать возможности освободиться. Чаще всего, производители велокресел используют трехточечную систему креплений. Она должна быть сделана так, что ваше чадо не могло сбросить ремни с плеч. Пятиточечная система креплений безопаснее, но легко может превратить процедуру пристегивания ребенка в многоходовый квест.
2. Если планируете с ребенком длинные покатушки, неплохо, чтобы велокресло могло менять угол наклона спинки. Это даст маленькому пассажиру возможность спать или на ходу, или не покидая кресла.
3. Спинка кресла должна быть выше затылка ребенка.
4.. Смешно сказать, но у некоторых производителей, кресло крепится к подседельной трубе ромбовидным зажимом. Кресло не должно повреждать велосипед.
--------------------


Даже с учетом потери высоты, проехать 90 км на велосипеде с грузом, не тривиальная задача. А если в лицо вам дует ветер, то она становится еще интереснее. Пришлось вспомнить старые навыки движения в цепочке, когда первый велосипедист борется с ветром, а второй экономит силы, находясь в его аэродинамической тени, потом меняются местами.

Впервые встретили собратьев-велотуристов. Молодая пара французов двигалась нам навстречу. Они планировали добраться до монгольской границы.

К обеду добрались до деревни Шебалино, но за поселком Мыюта не выдержали и устроили второй обед. Чем дальше вниз, тем меньше эффект потери высоты, дорога постоянно превращается в качели. Спуски сменяются подъемами, но степи исчезают, вновь возвращаются сосновые леса, а значит мы уже близко. Поворот, еще поворот и вот долгожданная развилка и табличка "р. Катунь" - а это значит, что мы заканчиваем поход!


-------

По возвращении из похода прошло больше двух месяцев, но вот дочка где-то находит карту, скользит по ней пальчиком и приговаривает: "Здесь на велосипедике ехать! Тут палатку ставить!", а на выходных просится не на детскую площадку, а в поход. Значит не зря мы готовили этот поход и пора начинать планировать следующий туристический сезон!

2
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.