Ученых озадачили причудливые стволы древних деревьев

Природа на протяжении миллионов лет «примерялась» к тому облику, который мы имеем счастье наблюдать теперь. Однако в далекие времена даже деревья были непохожи на деревья.

Окаменелости, обнаруженные на северо-западе Китая, принадлежат древним деревьям — им не менее 374 млн лет. Британские палеоботаники из Университета Кардиффа, которые изучали находку, сошлись во мнении, что деревья по меньшей мере странные.

Всего в разные годы было найдено два экземпляра: в 2012 и 2015 году их обнаружили в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Образцы представляют собой ископаемые кладоксилопсиды, существовавшие с конца раннего девона до раннего карбона. Они произрастали на севере и юге Евразии. Двухметровые растения не имели камбия и не образовывали вторичной древесины. Они представляли собой, вероятно, слепую ветвь эволюции и существовали еще до того, как появились первые динозавры.

Окаменевшие кладоксилопсиды находили и в Шотландии, и в Германии, и даже на территории США. Однако все образцы не имели необходимой детали для изучения анатомии деревьев. Проще говоря, они были слишком окаменелыми. Настолько, что даже рассыпались песком.

Китайские окаменелости хранились в вулканической среде и оказались куда крепче. Исследователи назвали изучаемый вид Xinicaulis lignescens, передает Live Science.

Что же удивило палеобиологов? X. lignescens имели более сложное строение ствола, чем нынешние деревья. Они буквально были пронизаны сотнями пучков ксилемы (водопроводящая ткань), связанных между собой.

Ксилемы в современных деревьев поднимаются по сердцевине ствола, добавляя ежегодно новое кольцо. В пальмах ксилемы встречаются в нитях губчатой ткани по всему стволу.

Однако у X. lignescens ксилема формирует отдельные цилиндры, которые сосредоточены в относительно тонком (5 см) внешнем слое ствола. Сердцевина при этом остается полой, а пучки ксилем связаны друг с другом сетью. У каждого пучка был свой набор годовых колец. Кладоксилопсиды из-за этого похожи на сотни крошечных деревьев в одном большом.

По мере того как пучки увеличивались в размере, объем мягких тканей (паренхимы) между их составляющими возрастал, что позволяло стволу расти вширь.

Кроме того, деревья были пирамидальной формы, расширяющейся к основанию. Пока палеобиологам не известно, зачем деревьям понадобилась столь сложная структура.