Выяснилось, как люди могут вызвать отвращение у комаров

Одно из самых распространенных объяснений того, почему вы так нравитесь комарам — из-за вашей вкусной крови, — может быть не таким уж надуманным, выяснили ученые из Политехнического университета Виргинии.

Как показали исследования, комары способны запоминать и узнавать запах «жертв», и ключом к этому навыку является дофамин. Москиты учитывают эту информацию вместе с другими стимулами для выработки своих «вкусовых» предпочтений.

Однако, даже если «жертва» превосходно подходит москиту, она может разонравиться, если проявляет неприятную активность.

Клемент Вайнагер, доцент кафедры биохимии в Колледже сельскохозяйственных и естественных наук в Нью-Йорке, вместе с коллегами продемонстрировал, что комары Aedes aegypti способны к аверсивному обусловливанию — психологической реакции, при которой положительная условная реакция меняется на негативную через выработку отвращения.

Эксперимент заключался в подвержении комаров вибрации (имитации хлопков руки) в присутствии «вкусного» человеческого запаха и длился 24 часа. На следующий день насекомые решали, какой тоннель выбрать: тот, в котором содержался запах вчерашней «активной жертвы», или второй.

Потрясенные экспериментом комары всегда выбирали тоннель, где запах не был связан с негативным опытом.

Кроме того, ученые смогли определить, что дофамин является ключевым посредником в аверсивном обусловливании. Москитов помещали в симулятор полета и подвергали воздействию различных запахов, в том числе и человеческого тела. Ученые наблюдали за реакцией насекомых, успешно прошедших вышеописанное обучение и с экспериментом не совладавших. Было замечено, что нейронная активность в области мозга, где обрабатывается обонятельная информация, модулируется дофамином таким образом, что запахи москитам легче распознавать и изучать.

К сожалению, нет никакого способа точно узнать, какие именно молекулярные «коктейли» в человеческом теле привлекают комаров. Но теперь хотя бы известно, что москиты умеют изучать запахи «жертв» и избегать наиболее агрессивных. Правда, выяснилось также и то, что существуют комары-бестолочи, которые ничему не учатся из-за проблем в выработке дофамина.

Другие любопытные факты о комарах читайте в специальном материале «Моей Планеты». А здесь можно узнать, как еще защититься от комаров.