Ученые насчитали 228 450 видов морских обитателей

Международная команда ученых составила Всемирный реестр морских биологических видов.

В морях и океанах планеты обитает 228 450 видов живых организмов. Об этом сообщила в пресс-релизе международная группа ученых, занимающаяся составлением Всемирного реестра морских биологических видов на протяжении последних восьми лет. В ходе анализа десятков баз данных разных стран специалисты обнаружили, что 190 400 наименований — это не названия новых видов, а синонимы к уже имеющимся. Например, моллюск Littorina saxatilis поставил своеобразный рекорд: он имел в базах данных 113 различных имен. В результате тщательного сравнения описаний Всемирный реестр морских биологических видов удалось сократить на 45%.

Из оставшихся в базе 228 450 видов известных науке организмов около 86% являются морскими животными: это более 18 000 видов рыб, описанных с середины 1700-х годов, более 1800 морских звезд, 816 кальмаров, 93 китов и дельфинов и 8900 моллюсков. Остальные виды — это водоросли и другие растения, бактерии, вирусы, грибки и одноклеточные организмы.

В ходе работы над реестром ученые открыли более 1000 видов новых для науки видов морских рыб: в среднем по десять за месяц. В перечне оказались 122 новые разновидности акул и скатов, 131 новый член семейства бычковых. Только в 2014 году был открыт и описан 1451 новый вид морских существ, то есть в среднем ученые делали по четыре открытия в день. Базу данных пополнили, в частности, два новых подвида дельфинов: австралийский горбатый Sousa sahulensis и пресноводный Inia araguaiaensis, обитающий в реке Арагуая.

Однако многие виды остаются еще не открытыми. По оценкам ученых, в настоящий момент от 10 000 видов и более хранятся в лабораторных сосудах по всему миру и ждут описания. Задача на ближайшие столетия глобальна: по прогнозам экспертов, в будущем им предстоит открыть и описать от 500 000 до 2 млн морских видов, а для этого понадобится как минимум 360 лет.

«Унизительно осознавать, что человечество имеет представление лишь о малой части наших океанических родственников, описаны, вероятно, около 11%, — говорит Ян Меес, директор Морского института Фландрии в бельгийском Остенде, который является базой для исследования. — К сожалению, мы опасаемся, что многие виды почти наверняка исчезнут до того, как мы успеем их обнаружить и описать, в связи с изменениями морской среды: глобальным потеплением и загрязнением морей и океанов».

По данным ТАСС, Россию в исследовании представляют Институт проблем экологии и эволюции РАН, Институт океанологии РАН, Зоологический институт РАН, МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.