Ученые: на Земле началось шестое массовое вымирание

Биологи доказали, что на Земле началось шестое массовое вымирание видов и виновником его является человек.

Группа ученых из Мексики и США провела исследование, доказав, что шестое массовое вымирание видов на Земле уже началось. Бурная человеческая деятельность в XX веке резко увеличила скорость вымирания позвоночных животных на планете. По подсчетам ученых, виды стали исчезать в 100–114 раз быстрее, чем это происходило до антропоцена — новой геологической эпохи, характеризующейся активным вмешательством людей в экосистему Земли. Виды, которые исчезли с нашей планеты в течение последнего столетия, в мире без людей вымерли бы за 11 400 лет.

Расчеты исследователей строились на данных о вымирании видов, включая данные от Международного союза охраны природы (МСОП). Сначала ученые подсчитали естественные темпы вымирания, которые были характерны для экосистемы Земли до антропоцена: оказалось, что каждые 100 лет вымирало лишь два вида млекопитающих на каждые 10 000 животных.

После этого биологи вычислили современные темпы исчезновения позвоночных. Красный список МСОП содержит данные о вымирании видов с 1500 года. Однако большинство вымираний, как установили исследователи, произошло за последние 114 лет начиная с 1900 года. В этот период вымерли 468 видов позвоночных, в том числе 69 видов млекопитающих, 80 видов птиц, 24 вида пресмыкающихся, 146 видов амфибий и 158 видов рыб. Ученые охарактеризовали скорости вымирания двумя способами. «Очень консервативный» расчет учитывал только те виды, которые МСОП характеризует как вымершие. По этому критерию темпы вымирания опережают естественные в восемь раз. Расширенная, «консервативная» оценка включает не только вымерших животных, но и те виды, которые МСОП относит к категориям «вымерли в дикой природе» и «возможно, исчезли». В таком случае исчезновение видов опережает естественные темпы в 100 и более раз.

Потеря каждого вида сыграла свою роль в экосистеме и отразилась на пищевой цепи, отмечают ученые. «Каждый раз, когда мы теряем вид, мы подрываем возможности Земли, что влияет на экологию в целом», — отметил автор исследования Герардо Себаллос из Автономного университета Мехико.

Массовое вымирание — термин, который используют ученые лишь в том случае, когда более чем 5% видов Земли вымирает в течение короткого периода времени. Основываясь на окаменелостях, исследователи знают о пяти массовых вымираниях, последнее из которых произошло 65 млн лет назад и характеризовалось, в частности, исчезновением динозавров. «Исследование показывает, и это, несомненно, так, что мы сейчас вступаем в период шестого массового вымирания», — сообщил исследователь Пауль Эрлих, профессор биологии в Стэнфордском университете.

Ученые отмечают, что огромное количество видов исчезнет в самом ближайшем будущем — за период, равный двум-трем человеческим жизням. В некоторых популяциях осталось так мало особей, что они не могут эффективно исполнять свою роль в экосистеме. В зоне риска, в частности, слоны, львы, гепарды, носороги, ягуары — они малочисленны и разобщены. Тем не менее, исследователи считают, что темпы вымирания еще можно снизить и тем самым спасти некоторые виды. «Чтобы остановить шестое массовое вымирание, необходимо предпринимать быстрые, активные усилия по сохранению исчезающих видов и устранить негативные факторы влияния человеческой деятельности на фауну: это прежде всего потеря среды обитания, чрезмерная эксплуатация территорий ради экономической выгоды и изменение климата», — говорится в исследовании, опубликованном в журнале Science Advances.