Обнаружена статья Черчилля об инопланетянах

Сотрудники Национального музея Уинстона Черчилля в США удивились, когда нашли в своих запасниках 11-страничный черновик статьи бывшего британского премьера, в которой тот допускал возможность существования жизни на других планетах.

В 1939 году, перед началом Второй мировой войны, Черчилль набросал эссе под заголовком «Одни ли мы во Вселенной?», затем отложил его до 1950-х, когда он внес в это эссе изменения, но оно так и не было опубликовано, передает BBC.

Работники музея в американском Фултоне — городе, где Уинстон Черчилль произнес знаменитую речь, в которой впервые употребил словосочетание «железный занавес», — были немало удивлены этим документом.

В бытность главой правительства Черчилль проявлял живой интерес к исследовательским разработкам: он стал первым премьер-министром Британии, у которого появился советник по вопросам науки, также он встречался с видными астрономами.

Кроме того, он одобрял бюджетные вложения в разработку новых технологий и строительство лабораторий, что после войны дало работавшим в Британии ученым совершить открытия в самых разных областях — от кристаллографии до молекулярной генетики.

Эссе не было опубликовано, хотя Черчилль, вероятно, планировал это сделать. Среди предположений, высказанных в заметке, — размышления о возможной жизни на планетах, вращающихся вокруг других звезд. При этом экзопланеты были открыты лишь спустя полвека после написания статьи.

Черчилль увязывал существование жизни в первую очередь с наличием воды и умением живых организмов размножаться и делиться, а также заявлял о существовании так называемых зон жизни у далеких звезд (то есть связывал возможность возникновения жизни с определенным расстоянием от звезды) — это вполне современный научный взгляд.

«Я не готов поверить, что мы являемся вершиной космической эволюции и что только на Земле есть живые, разумные существа», — пишет Черчилль, в то же время отмечая, что вряд ли человечество сможет эту инопланетную жизнь когда-нибудь увидеть.

Он также считал, что «однажды, даже в не очень отдаленное время, можно будет путешествовать не только к Луне, но и к Венере с Марсом».

Именно Венеру Уинстон Черчилль называет одним из мест в Солнечной системе, где возможна жизнь — как раз с этим тезисом не согласились бы современные астрономы, считающие более перспективными спутники Юпитера и Сатурна с твердой поверхностью. Однако основная масса знаний об этих небесных телах получена была человечеством уже после смерти Черчилля.

В 1938 году — за несколько месяцев до того, как Черчилль написал эссе о возможности внеземной жизни, — в США вышла радиопостановка Орсона Уэллса по «Войне миров» его британского однофамильца, фантаста Джорджа Герберта Уэллса. Радиопрограмма вызвала панику среди гражданского населения: многие слушатели подумали, что по радио зачитывают настоящую сводку новостей о вторжении марсиан.