Лингвисты обратились к биологии и нашли нуждающиеся в спасении языки

Каждую неделю мир теряет один из 7000 языков. Десятки языков коренных североамериканских народов могут не дожить до конца XXI века. Эксперты бьют тревогу, сравнимую с экологической катастрофой, и требуют принять меры по сохранению языкового разнообразия.

Ученые из Университета Макгилл в Канаде предлагают взглянуть на лингвистическую проблему с точки зрения биологии — взять за основу филогенетическое дерево (эволюционное дерево, древо жизни). Это схема, отражающая эволюционные взаимосвязи между различными видами или другими сущностями, имеющими общего предка.

Древо жизни помогает экологам устанавливать целесообразность сохранения видов, идентифицировать исчезающие виды, оценивать картину природного мира. Последние достижения в построении так называемых языковых деревьев позволяют оценить, насколько уникален каждый язык на планете и насколько рискованно его положение.

«Крупные, хорошо известные виды таких деревьев изменили наше понимание об эволюции жизни и помогли сформировать приоритеты сохранения биоразнообразия. Строительство языковых деревьев даст такую же возможность для сохранения языка, а также поможет работе лингвистов, историков, антропологов», — объясняет Джонатан Дэвис, биолог и старший автор исследования, опубликованного в журнале Royal Society Open Science.

Лингвисты подчеркивают, что человечество еженедельно теряет те или иные языки безвозвратно и не обладает ресурсами для сохранения исчезающих лингвистических структур. Поэтому науке важно тщательно выбирать, где именно сосредоточить усилия, чтобы не допустить очередной катастрофы. Лингвистической катастрофы.

«Чем изолированнее язык в генеалогическом древе, тем больше уникальной информации он содержит, что в конечном итоге способствует лингвистическому разнообразию», — объясняют ученые.

Для демонстрации своей идеи они создали рейтинг 350 австронезийских языков, имеющихся на островах Юго-Восточной Азии и Тихого океана. Данные были взяты из языкового древа 2009 года, включающего несколько сотен австронезийских диалектов, и онлайн-базы более чем 7000 живых языков.

Сегодня в мире насчитывается более 12 000 австронезийских языков, что делает их одной из самых гигантских языковых семей в мире, уточняет Phys.org.

Для каждого из 350 диалектов исследователи определили показатели эволюционной самобытности и глобальной угрозы с целью оценить количество языков, терпящих бедствие.

Наивысший показатель опасности обнаружился у коренного тайваньского языка калаван. В настоящее время его практически не существует, хотя он образовался около 6000 лет назад. Другие языки, находящиеся в зоне риска, — танибили (Соломоновы острова), а также варопен и сенгсенг в Папуа — Новой Гвинее.

По словам исследователей, деревья для других языковых групп помогут ученым сориентироваться в богатейшей языковой палитре и выработать инструменты, препятствующие потере лингвистического разнообразия. «Язык — это искра человечества, носитель культуры. С его исчезновением мы теряем уникальную информацию об истории человечества и эволюции языка», — заключают исследователи.