Древние украшения, найденные под Владимиром, рассказали о моде палеолита

Древние люди палеолита оставили во Владимирской области множество костяных украшений. Российский археолог Владислав Житенев исследовал аксессуары и выяснил, кому они принадлежали, какую выполняли функцию и к какой культуре относились.


Верхнепалеотическая стоянка Сунгирь датируется возрастом примерно 29 000 — 31 000 лет. Археологи начали изучать эту местность более трех десятилетий назад, за это время было извлечено более 80 000 различных предметов.


Поскольку украшения — предмет невербального языка, с их помощью определялся социальный статус и положение человека в обществе. Поэтому изучение украшений помогает понять многие нюансы межкультурного взаимодействия людей верхнего палеолита. 


При исследовании подвесок из клыков песца, костяных бусин и других украшений ученые выяснили, что часть этих предметов долго носили, так как на них есть потертости и другие следы износа. 


Остальные украшения, например массивная фигурка лошади с непропорционально короткой задней ногой, не такие гладкие и удобные, а значит, были сделаны поспешно, скорее всего, специально для погребения. 


Житенев установил, что мужчина и дети жили примерно в одно время, в пределах нескольких поколений. Об этом свидетельствует один стиль изготовления украшений в их погребениях. Найденные в погребении дети были похоронены единовременно, однако неизвестно, сколько лет разделяет их со смертью мужчины. Это не удалось определить с помощью радиоуглеродного метода, поэтому пришлось обратиться к косвенным данным.


«При взгляде на предмет всегда чувствуется рука мастера. Многие украшения из погребения мужчины и детей сделаны одинаково, как будто их изготовил один человек. Или эта техника передавалась внутри семьи, например от отца к сыну или от бабушки к внучке», — поясняет Владислав Житенев.

 

Таким образом, погребения мужчины и детей отделяет друг от друга не более нескольких десятков лет. По мнению археолога, украшения из погребений Сунгири сложно отнести к определенной культурной традиции — они испытали влияние разных культур. С одной стороны, они имеют много общего с ориньякской культурой, распространенной в раннем верхнем палеолите на территории Западной и Центральной Европы.

 

С другой стороны, сунгирские украшения похожи на материалы некоторых костенковских стоянок. 

 

Наконец, это все сочетается с изделиями из камня, которые были выполнены по неандертальской технологии, хотя все найденные в Сунгири костные останки принадлежали Homo sapiens без примеси неандертальцев. Дальнейшие исследования ученый планирует посвятить изучению межкультурных взаимодействий. Например, выяснить, чем отличаются друг от друга стоянки с неандертальским компонентом и без него, передает «Чердак»

4
Читайте также
Загрузка...