«Моя Планета»
Корабли, которые плавают
сами по себе
Откуда берутся призраки, и какие фантастические версии древних находят сейчас реальные отражения в исследованиях?
«Летучий голландец»: первый, но не последний
Да, это классика. «Летучий голландец» стал в истории первым официальным кораблем-призраком. Он, как правильное привидение, появляется из ниоткуда, наводит ужас и с сознанием выполненного долга исчезает в никуда. Откуда же пошла эта «добрая традиция»? Одна из основных версий легенды гласит, что в 1641 году голландский капитан Ван дер Деккен вез на борту влюбленную пару. Капитану приглянулась девушка, и он прикончил соперника, а красавица — вот незадача! — с горя бросилась за борт. Но для появления трагической истории этого оказалось мало. Возле мыса Доброй Надежды парусник попал в шторм. Экипаж требовал переждать непогоду в бухте, но злодей-капитан застрелил недовольных и поклялся, что никто не сойдет на берег, пока судно не обогнет мыс — даже если на это уйдет вечность. «Да будет так!» — прогремел голос с неба.
С тех пор проклятый корабль и стал являться морякам. Вот самые свежие случаи. Утверждают, что в марте 1939 года зловещее судно видели около 60 отдыхающих на пляже залива Фолc-Бей, то есть у побережья Южной Африки. В сентябре 1942 года его наблюдала семья, сидевшая на террасе своего дома в одном из районов Кейптауна: призрак плыл в направлении Столового залива, оставляя за собой белый светящийся шлейф. Встреча со старинным голландским парусником произошла в Атлантическом океане и у пассажиров прогулочного теплохода в 1986 году. Пока они фотографировали людей в старинных камзолах и порванные паруса, оказавшийся на борту репортер популярной газеты связался со своим изданием и выяснил, что «повстречавшие призрак» могут спать спокойно — это всего лишь голливудские съемки о легендарном паруснике.

Мистические случаи встречались и на суше. Так, в России есть немало городов с загадочными прошлым («Моя Планета» сделала подборку увлекательных городских легенд). А в Британии привидения и вовсе стали национальным достоянием. Подробности читайте в нашем материале «Привидения: традиционные британские ценности».
11 июля 1881 года 16-летний принц Уэльский (будущий король Георг V), плывущий неподалеку от Австралии на корабле «Вакханка», записал в дневнике: «В 4 утра мы повстречали "Летучего голландца". Странный красный свет окружал призрачный корабль с его мачтами, рангоутом и парусами. Шхуна находилась в 200 ярдах сзади и слева по борту, где ее видел вахтенный офицер. Кормовой мичман был немедленно направлен на бак, но, прибыв туда, он не увидел ни малейшего следа какого-либо корабля, лишь чистое спокойное море до самого горизонта. В общей сложности шхуну видели 13 человек, и в 10:45 утра матрос, первым сообщивший о появлении "Летучего голландца", упал с грот-мачты на полубак и расшибся насмерть».
Чума под парусами
Слово «корабль-призрак» чаще всего используется в художественной литературе, но есть у него и вполне реальное значение — это судно, обнаруженное в море без экипажа или с погибшей командой на борту. Случившаяся катастрофа могла произойти по разным причинам, среди которых эпидемии, отравления, пираты, волны-убийцы, инфразвук, но за отсутствием свидетельств их почти никогда не удавалось выяснить наверняка. Однако бывали времена, когда подобная печальная судьба выпадала им из-за сознательного вмешательства людей.
Так, в 1347 году из Генуи в сицилийский город-порт Мессину приплыли три корабля со специями. Вместе с грузом они привезли чуму. Как только в городе узнали о заболевших на борту, суда с помощью катапульт и горящих стрел стали гнать из Мессины. Парусники направились обратно в Геную, но и родной город отказался их принять. Эти меры не помогли. Страшная эпидемия выкосила тогда треть Европы. Заразу разносили, в частности, купеческие караваны и торговые корабли. Жители защищались, как могли. Более двух десятков судов с гибнущими от болезни, голода и жажды моряками плавало в тот год по Средиземному морю, не находя себе пристанища.

(Об опасных болезнях, которые едва не стерли человечество с земного шара, читайте в нашем материале.)

Поскольку вылечить заболевших медицина того времени все равно не могла, жестокость к «разносчикам заразы» после трех подобных эпидемий стала нормой на много лет. Так, Британское адмиралтейство с 1701 года ввело закон об обязательном карантине и о том, что, если на судне обнаружен заболевший чумой, оно должно немедленно покинуть порт. Так что в XVII–XVIII веках из «летучих голландцев» можно было составить целую флотилию.
«Мария Селеста»: классический призрак
4 декабря 1872 года примерно на полпути между Азорскими островами и Португалией судно «Деи Грация» под командованием капитана Дэвида Морхауcа обнаружило бригантину «Мария Селеста». В кают-компании был накрыт стол, на палубе сушилось белье. В жилище капитана стояла швейная машина с начатым шитьем, лежали игрушки — тот путешествовал с женой и дочерью. Словом, обычный корабельный быт. За одним исключением: на борту не было ни души.

После обследования помещений выяснилось, что секстант и хронометр отсутствуют, что подразумевает эвакуацию экипажа. Шлюпки также не было. Зато груз в 1700 баррелей спирта оказался на месте, как и полугодовой продовольственный запас. На капитанской тумбочке стояла шкатулка с драгоценностями и лежали две пачки денег. Судя по записи, сделанной в судовом журнале 24 ноября, плавание проходило нормально.

«Мария Селеста» была доставлена в порт на буксире, и началось тщательное расследование. Версии шторма противоречила нетронутая сервировка стола, нападению пиратов — сохранившиеся ценности. Обсуждались возможности мятежа, воздействия Бермудского треугольника, нападения гигантского осьминога или приземления пришельцев... Но каждый раз находилось обстоятельство, рушившее цельность очередной гипотезы. В итоге все сошлись в одном: люди покинули бригантину по доброй воле. Но почему? Сумятицу в расследование вносили то и дело объявляющиеся «выжившие» свидетели, уверявшие, что все объясняется недовольством команды, чумой или сговором капитанов «Селесты» и «Деи Грации».

Наиболее правдоподобная гипотеза была высказана уже в 1940 году. Предполагалось, что из-за негерметичности емкостей со спиртом и его паров, скопившихся в трюме, произошел взрыв и капитан отдал приказ временно покинуть судно. Затем бригантину унесло в море, а шлюпка затонула. Тем не менее финальная точка в расследовании поставлена так и не была.

В наши дни, когда фотоаппарат есть в любом телефоне, корабли-призраки перестали быть просто легендой, их начали фиксировать фотокамеры. Подобный случай произошел в 2017 году в Москве, мы писали о нем ранее. Внимательное изучение фотографии по ссылке позволит вам лучше понять природу этого загадочного явления.
«Любовь Орлова»: свободолюбивый призрак
Три года назад СМИ облетела весть: береговые службы Великобритании и Ирландии приведены в повышенную готовность и с тревогой ожидают возможного прибытия теплохода «Любовь Орлова», появление которого зафиксировали в их территориальных водах. Почему бы круизному судну не заглянуть в гости? Дело в том, что с 24 января 2013 года корабль находится в Атлантическом океане в свободном дрейфе — без экипажа и опознавательных огней. Соответственно, предположить, что «придет в голову» неуправляемой 90-метровой махине весом более 4000 т, невозможно.

История появления нового корабля-призрака такова. Построенный в 1976 году роскошный по тем временам круизный теплоход верно служил до 1999 года, после чего был продан и переделан под арктические морские круизы. Однако у владельцев что-то пошло не так, и в 2010 году судно арестовали за долги в одном из канадских портов. Через два года теплоход был продан на металлолом. Утилизация должна была произойти в Доминиканской Республике, куда теплоход следовало отбуксировать. В дороге у буксира лопнул трос, и «Орлова» ушла в свободное плавание. Попытки поймать беглянку не удались.
Через несколько недель ее вроде бы видели в 1700 км от ирландского острова Валентия. А 1 марта 2013 года в ирландской прессе сообщили о сигналах с аварийного радиобуя — это могло бы означать, что теплоход затонул. Поиски в предполагаемом районе нахождения судна успехом не увенчались. И вот последняя весточка: в январе 2014 года скиталицу будто бы видели у побережья Ирландии, но к берегу ее, слава богу, так и не прибило.

Есть компетентное мнение, что «Любовь Орлова» все-таки затонула еще в 2013-м, когда сработал радиобуй. Или позже. Или плавает до сих пор. В любом случае ее история дает повод весьма трепетно относиться к любым корабельным обломкам, встреченным в водах мирового океана.

Звук, сводящий с ума, и волны-убийцы
Еще немного историй из прошлого. В 1850 году на паруснике «Сиберд» не обнаружили никаких следов экипажа, зато в камбузе на плите дымился кофе. В 1921-м на шхуне «Кэрролл А. Диринг» на вахте остался только кот. В 1953 году исчезла команда грузового судна «Холчу», но шлюпки остались на месте. На борту рыболовного катамарана «Каз II», когда его обнаружили в апреле 2007 года, отсутствовали люди, но был включен ноутбук и работало радио.
Некоторые суда имели повреждения. В этом случае специалисты не отметают вероятность редкого, но все же существующего явления — встречи с так называемой блуждающей волной, или волной-убийцей. Возникновение этих волн не связано с геодезическими катастрофами — землетрясениями и цунами. Они появляются внезапно и достигают высоты 20–30 м.
~
Долгое время их существование считали вымыслом, так как оно не укладывалось ни в одну из существующих теорий. Первая такая волна была официально зафиксирована в 1995 году на нефтяной платформе «Дропнер» в Северном море. Дальнейшие исследования мирового океана с помощью спутников позволили за три недели обнаружить более десяти гигантских одиночных волн по всему земному шару. Это позволило по-новому взглянуть на считавшуюся раньше загадочной гибель некоторых кораблей.
Вторая возможная причина исчезновения людей — не слышимые нашим ухом низкочастотные инфразвуковые колебания. Такое явление возникает при штормах и сильных ветрах над поверхностью моря. Результатом воздействия могут стать временная слепота, повышенная тревожность, агрессия и приступы безумия. Тут не исключены бросания за борт и убийства. При частоте излучения в 7 Гц вполне вероятен летальный исход — сердце не выдерживает нагрузки.
Английский Регистр судоходства Ллойда ведет статистику по судам, пропавшим без вести. Так, в период с 1929 по 1954 год в эту категорию записали 222 судна. Согласно последним данным, в море по неизвестным причинам ежегодно исчезает 8–15 судов.
Похоже, в мире еще много нераскрытых тайн.
Автор текста: Мария Анисимова


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

А также, читайте дальше!