Выберите интересующую вас страну, местность или регион:

Усадебный экспресс

© Arndale/shutterstock

 

Путешествие выходного дня по Подмосковью с эффектом погружения в загородную жизнь, какой она была до революции.

 

Два раза в месяц, по субботам, с московских вокзалов отправляется в путешествие «Усадебный экспресс» — поезд, который возит всех желающих по подмосковным усадьбам. Корреспондент «Моей Планеты» присоединился к необычной экскурсии Вадима Разумова и вместе с пассажирами экспресса посетил сразу две старинные усадьбы: Федоскино и Марфино.

 

Вадим — человек, который, собственно, и придумал проект. Уже десять лет он ведет блог «Летопись русской усадьбы», собирая по крупицам разрозненную информацию. В его коллекции — более 1000 усадеб по всей России. В планах — дальнейшее изучение исторического наследия страны и его популяризация.

 

Как правило, единственный шанс для архитектурного памятника — это превратиться во что-то еще: санаторий, ресторан, дом отдыха. Тогда появляются деньги и восставшая из пепла усадьба продолжает свою красивую жизнь

 

Многие усадьбы пребывают в запустении. Вадим снимает актуальные репортажи о состоянии усадеб и старается принять меры по их спасению. Как правило, единственный шанс для архитектурного памятника — это превратиться во что-то еще: санаторий, ресторан, дом отдыха. Тогда появляются деньги и восставшая из пепла усадьба продолжает свою красивую жизнь. Проект «Усадебный экспресс» придуман для того, чтобы познакомить как можно больше людей с русскими усадьбами, причем в самой удобной для них, людей, форме. Например, в виде интерактивных экскурсий: с квестами, мастер-классами, театральными представлениями или, например, традиционным чаем с пирогами на купеческих верандах.

 

© Breslavtsev Oleg/shutterstock

 

Поезд — тоже элемент игры. Собственно, это обыкновенная подмосковная электричка повышенной комфортности, один вагон которой занимают участники «Усадебного экспресса». Так без всяких дорожных пробок можно добраться до места. А пока мы ехали к нашей первой остановке — Федоскино, — успели поучаствовать в викторине Виртуального музея резных наличников. Один из пассажиров экспресса даже умудрился угадать слово «волюта» — это декоративный завиток с кружком, которым украшают здания.

 

 

Федоскино: шкатулка за полмиллиона и брошь с кляксами

 

© Вадим Разумов

 

Федоскино — небольшое село в 20 км от МКАД. Мы вышли на станции Лобня, где нас уже ждал экскурсионный автобус, и с комфортом доехали до места.

 

Федоскино раньше называли деревней художников. Здесь родился и до сих пор культивируется известный народный промысел — федоскинская лаковая миниатюрная живопись. Современные художники вручную расписывают шкатулки из папье-маше, пользуясь технологиями двухсотлетней давности.

 

В селе есть довольно невзрачная действующая фабрика миниатюрной живописи, сохранившаяся с советских времен, и очаровательная деревянная усадьба, принадлежавшая когда-то основателю промысла — купцу Петру Ивановичу Коробову. Сейчас в этой усадьбе — Музей народных промыслов.

 

© Вадим Разумов

 

Для того чтобы мы прониклись атмосферой старинного купеческого дома, нас напоили чаем с пирогами. Для атмосферности расположились прямо на веранде. Учитывая мартовскую прохладу, горячий чай был очень кстати. После чаепития мы проследовали в музей и начали знакомство с промыслом. Как оказалось, самое непосредственное. Для начала нам дали в руки краски и кисточки и предложили собственноручно раскрасить брошь в федоскинском стиле — нарисовать на ней ветку рябины. Мастер — художница Федоскинской фабрики — терпеливо подходила к каждому и объясняла принцип, по которому создается федоскинская миниатюра. «Ваши движения должны быть очень легкими, как будто вы касаетесь броши тремя волосками». Это было непросто. В результате ягоды рябины у большинства экскурсантов вышли похожими на красные кляксы, а прожилки на листочках и вовсе слились в одно большое пятно. Зато мы «на собственной шкуре» поняли, что это такое — рисовать миниатюру. И уже не очень удивились, узнав, что цены на современные федоскинские шкатулки доходят до полумиллиона рублей. Кстати, потом эти броши, подписанные и покрытые по всем правилам лаком, дарятся экскурсантам на память.

 

© Вадим Разумов

 

После мастер-класса началась экскурсия по музею, во время которой мы познакомились поближе с купеческим бытом.

 

Изначально купец Коробов устроил в своем поместье небольшую фабрику по производству лаковых козырьков для гусарских головных уборов — киверов. Это случилось в 1795 году. Потом он стал экспериментировать с табакерками из папье-маше — очень модным в те времена аксессуаром. Ну а затем пошли, и очень удачно, лаковые шкатулки.

 

Художники съезжались в Федоскино со всей России. Жилось и работалось им тут вольготно. Каждому выделялись земля и жилище. Производство было устроено прямо в хозяйском доме на первом этаже. Рабочие сидели вдоль окон, каждый занимался своим видом работы: кто-то варил картон в льняном масле, кто-то делал заготовки для шкатулок, художники разрисовывали готовые изделия, вдохновляясь видами из окошек. Не случайно традиционными федоскинскими сюжетами стали тройки (в усадьбу часто приезжали гости), чаепития и русские пейзажи.

 

© Bronislav Bogachevskiy/shutterstock

 

Владельцами федоскинского промысла после Коробова и до самой революции были московские купцы Лукутины. При них слава о фабрике распространилась на всю Россию, а шкатулки часто завоевывали медали на престижных европейских выставках. Именно федоскинскую технологию лаковой миниатюры на папье-маше переняли другие известные промысловые центры: Палех, Мстера и Холуй.

 

В советские времена жизнь на фабрике не затихала. Картон все также варился в льняном масле (кстати, после этой процедуры он становится крепче дерева!), художники писали лошадей размером в сантиметр, шкатулки покрывались лаком и отправлялись на выставки. Сюжетную линию разбавили идеологически верными темами: космонавтами, пионерами и Красной площадью. Промысел процветал.

 

Ажиотаж, который охватил группу «Усадебного экспресса» в федоскинском магазинчике, куда нас привели напоследок, доказывал, что шкатулки с рябинами и березками актуальны, как 200 лет тому назад.

 

 

Марфино: призраки дворян и грифоны на страже истории

 

© Вадим Разумов

 

Следующим пунктом программы была усадьба Марфино, которая располагается от Федоскина примерно в получасе езды. Туда мы поехали после плотного обеда в одном из подмосковных спа-отелей.

 

Марфино для «Усадебного экспресса» — особенная локация. Долгое время она была закрыта для посторонних глаз: с 1944 года по настоящее время в ней размещается военный санаторий (сейчас он в ведомстве Министерства обороны). Раньше сюда вообще никого, кроме генералов с женами, не пускали. Сейчас разрешают проводить экскурсии — но только по территории.

 

Так выглядела усадьба Марфино до революции

 

Благородная красота этого места раскрывается постепенно. Экскурсовод Елена Евгеньевна собирает нас перед двумя строгими двухэтажными зданиями — как оказалось, псарнями. О них еще на вокзале предупреждал Вадим: «Посмотрите, как раньше собаки жили». Собаки жили достойно. Одним из любимейших развлечений хозяев на протяжении веков была охота. Вообще, поместье в свое время было эдакой Рублевкой — сюда приезжал весь московский свет в поисках развлечений. Здесь устраивали театральные представления и свадьбы. В удивительных двухъярусных беседках, спрятанных в липовой роще, играли концерты. Катались на лодочках по пруду.

 

Первое упоминание об усадьбе относится к 1585 году. Одним из ее первых владельцев был князь Борис Алексеевич Голицын — воспитатель юного Петра, обладавший непростым характером (много пил, наказывал крепостных и до смерти запорол гениального зодчего Белозерова, построившего тут церковь Рождества Богородицы). В XVIII—XIX веках усадьба Марфино принадлежала известным русским фамилиям. Здесь проводили лето Голицыны, Салтыковы, Орловы и Панины.

 

© Вадим Разумов

 

Каждый владелец усадьбы пытался усовершенствовать ее по своему разумению. Фельдмаршал Петр Семенович Салтыков построил дворец в стиле барокко — каменный, двухэтажный, с боковыми флигелями. Его сын Иван Петрович Салтыков (тоже фельдмаршал) превратил Марфино в райский уголок с тропическими оранжереями. Граф Орлов построил на территории усадьбы кузницу и кирпичный заводик. А его дочь Софья Владимировна Панина, проникнувшись мистическими настроениями, пригласила архитектора Михаила Быковского и вместе с ним придала Марфину неоготические черты, которые мы и видим здесь сегодня.

 

Самый красивый вид на дворец — со стороны пруда. Огромная лестница плавно ведет от дворца прямо к воде, где гостей встречают два роскошных каменных грифона. Головы грифонов обращены в сторону воды. Кажется, они до сих пор строго следят за плавающими в лодочках вельможами.

 

© Вадим Разумов

 

Сейчас грифоны выкрашены в чистый белый цвет, что несколько диссонирует с общим готическим настроением. Однако в блоге Вадима Разумова можно найти фотографии до «реставрации» — темные, мрачные, выщербленные и невероятно красивые. Сама история застыла в благородных мифических фигурах. Мы долго смотрим на закат — Вадим специально подгадал, чтобы Марфино мы увидели в шесть часов вечера.

 

© Вадим Разумов

 

 

© Вадим Разумов

 

Экскурсия заканчивается уже в темноте. «Усадебный экспресс» привозит путешественников — уставших, молчаливых и, похоже, очень впечатленных — обратно на Савеловский вокзал. Погружение случилось. Судя по разговорам, больше всего пассажиров потряс контраст — уютная купеческая усадьба с чаем-пирогами и грифоны-призраки с закатным солнцем, отражающимся в тихом пруду... Следующие экскурсии «Усадебного экспресса» сулят другие, не менее глубокие погружения. Следите за расписанием!

3
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.