Выберите интересующую вас страну, местность или регион:

Северный Кавказ: о чем говорят ремесла

 

Изделия гончаров, оружейников, кузнецов, ткачей — своеобразная летопись народов. Рассказываем, где побывать и что посмотреть в музеях страны, если вы интересуетесь историей Северного Кавказа.

 

«...Стучали молотки чеканщиков по медным тазам и подносам, шипело в маленьких горнах пламя горских кузнецов, и брызгали во все стороны искры от подков, выковывавшихся здесь на славу. Рядом кумухцы молчаливо и сосредоточенно расшивали золотыми шнурками и шелками седла, кожи для туфель; целыми сотнями приготовлялись чевяки. Своеобразные ювелиры наводили чернь на серебро. Зеваки стояли сплошной толпой перед оружейниками, набивавшими золотые узоры на узкие дула ружей, на сталь шашек и кинжалов. Сердолик, бирюза, рубины — вделывались на рукоятки. Около небольших лавчонок с канаусом, дараей и верблюжьим сукном безмолвными призраками мелькали лезгинки...» — такую зарисовку оставил о горских мастерах В. И. Немирович-Данченко.

 

 

Ювелирное искусство

 

 

Ювелирное искусство находило отражение в женских украшениях, в элементах мужских и женских костюмов, посуде, конском снаряжении. Основным металлом было серебро. По одной из версий, все названия серебра в мире восходят к двум корням, существующим в адыго-абхазских и картвельских языках.

 

Гравировка, чернь, позолота, зернь и скань, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, цветными стеклами, резной слоновой костью — местные мастера владели этими техниками в совершенстве. Убедиться в этом можно, побывав в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве. В коллекции, найденной в Зарагижском некрополе на реке Черек в Кабардино-Балкарии, представлено оружие, фибулы, пряжки, полиэдрические височные привески, броши, накладки на ножны мечей и ножей, украшения ременной гарнитуры, оружия и одежды.

 


 

Где посмотреть: Государственный исторический музей и Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, национальные музеи в Грозном, Майкопе, Нальчике, этнографический комплекс «Дагестанский аул» в Махачкале, Ингушский государственный музей краеведения в Назрани.

 

 

Ковроткачество

 

 

Ни одного дома на Кавказе нельзя представить без ковра. У каждого кавказского народа свои орнаменты — они неповторимы и не меняются столетиями. Примечательно, что на рисунке не отразилось даже принятие ислама, запрещающего изображать живых существ. На южнодагестанских коврах можно встретить схематичные изображения растений и птиц, а также узор «кукла» (в центре полотна изображена фигура человека). А у чеченцев и ингушей — увидеть силуэты крупного рогатого скота, что говорит о скотоводческой деятельности этих народов. Общим же для всех кавказских ковров является геометрический узор.

 

У народов Кавказа существуют поверья, что в зависимости от орнамента и цвета ковер приносит его обладателю удачу, богатство, защиту от невзгод. Наиболее популярными цветами на Кавказе всегда были черный, красный, желтый или белый. В Табасаране активно использовались яркие цвета, в том числе розовый, лиловый и др. Крайне редко использовались бирюзовый, фиолетовый, голубой или зеленый. Вообще, ковры были не только украшением, но имели и практическую пользу. Чтобы защищаться от резких перепадов температуры и сурового горного климата, ковры стелили не только на пол, но и вешали на стены.

 


 

Где посмотреть: Музей ковра и декоративно-прикладного искусства в Дербенте, Дагестанский музей изобразительных искусств. В других регионах с ковровым искусством можно познакомиться в этнографических и краеведческих музеях.

 

 

Оружейное дело

 

 

Оружие на Северном Кавказе было и остается символом достоинства, чести и силы. Наиболее распространенными среди горских народов были кинжалы, шашки, сабли. Причем у каждого — свои неповторимые характеристики формы клинка, рукояти, а также орнамента и украшения. Особенно распространенным был «черкесский рисунок», когда отдельные элементы повторяются в порядке чередующихся кругов и овалов, заполненных множеством мелких узоров.

 

Кавказской кузницей оружия считался Дагестан. Знаменитый амузгинский клинок (селение Амузги, недалеко от Кубачей) рассекал не только подброшенный платок, но и толстый стальной гвоздь. Хорошая сабля стоила целого барана, а сабля от амузгинского мастера Айдемира — буйвола.

 

Не менее знаменитыми были кинжалы мастера Базалая из кумыкского селения Верхнее Казанище (Северный Дагестан). В 1851 году четыре его кинжала экспонировались на Лондонской выставке. Род Базалая известен и тем, что сохранил секрет булатной стали, выплавлявшейся еще в V–X веках.

 

А в Национальном музее Чеченской Республики хранятся уникальные экспонаты: кинжал и шашка известного чеченского мастера-клиночника конца XIX — начала XX века из села Толстой-Юрт (Девкар-Эвла) Чиллы Муртазалиева. Изделия Чиллы (имя идет от названия чеченской зимы — «чилла») отличались не только качеством, но и оформлением, поэтому пользовались спросом далеко за пределами региона. Клинки мастер украшал чеченским орнаментом, а головки рукояток делал в форме головы льва или волка — символа храбрости у чеченцев. (Чеченский орнамент, или нохчийн орнамент, представляет собой повторяющийся узор с острыми углами и закругленными формами. Он символизирует очертания чеченских башен на склонах гор и в ущельях. — Прим. ред.)

 



Где посмотреть: Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Государственный исторический музей в Москве, Национальные музее в Грозном, Майкопе, Нальчике, «Дагестанский аул» в Махачкале, Ингушский государственный музей краеведения в Назрани.

 

 

Кузнечное дело

 

 

Кузнецы изготавливали практически все виды орудий труда, иногда используя дерево как дополнение. Некоторые мастера специализировались на изготовлении фаэтонов, линеек, байдарок, карет. Основным сырьем было железо, но кроме него применялась медь, которая шла на изготовление домашней утвари.

 

Карачаевские и балкарские кузнецы ковали ручки для дверей и окон домов, построенных по русскому образцу (традиционные карачаевские и балкарские дома не имели на дверях и окнах ручек).

 

В 1910 году «Этнографический журнал» писал: «Лаки (народность Северного Кавказа), с давних пор славящиеся как медники, затмения солнца и луны объясняют тем, что разгневавшийся на людей Бог сплющивает щипцами луну и солнце, отчего они гаснут». Лакцы одними из первых в России стали открывать кустарные мастерские. Истории известен случай, когда лакскому ювелиру удалось дослужиться до министра финансов у правителя Эфиопии, а его сына, командарма Насибу Эммануэля, за заслуги в итало-абиссинском военном конфликте (1936 год) объявили национальным героем Эфиопии.

 


 

Где посмотреть: национальные музеи Чеченской Республики в Грозном, Майкопе, Нальчике, этнографический комплекс «Дагестанский аул» в Махачкале, Ингушский государственный музей краеведения в Назрани, краеведческие и этнографические музеи, национальные культурные центры.

 

 

Обработка дерева

 

 

Деревообработка процветала в лесистых местностях Северного Кавказа, где деревянная утварь заменяла медную и железную. Нередко ее украшали резьбой. Широко славилось аварское селение Унцукуль, где мастерами был выработан такой метод обработки дерева, как насечка металлом, позволявшая создавать причудливые узоры. Основной орнамент — геометрический и растительный.

 

Впрочем, дерево использовали не только для посуды, но и для орудий труда и изготовления мебели (последнее было широко распространено в Дагестане). Причем для каждого вида изделий применяли три сорта дерева. Арбу делали из дуба, карагача и ясеня, деревянные части плуга — из клена и березы, утварь — из липы, посуду — из груши. Основной метод изготовления посуды — выдалбливание. Готовый предмет подвергали кипячению, смазывали жиром и сушили.

 


 

Где посмотреть: краеведческие и этнографические музеи, национальные культурные центры.

 

 

Гончарное искусство

 

 

Гончарное искусство Северного Кавказа, несмотря на древность и повсеместное развитие, пришло в упадок после монгольского нашествия. В период же его наивысшего расцвета существовали районы, где гончарство стало практически искусством.

 

Наиболее известный — лакский аул Балхар в Дагестане. Балхарская керамика отличается своеобразием орнаментов и мотивами декора. Изготовлением посуды занимались в основном женщины, начиная с добычи глины и заканчивая обжигом готовых изделий. Орнамент состоял из множества элементов — линий, завитков, спиралей. Отличительная черта — отсутствие симметрии.

 

Роспись выполнялась чаще всего в стиле арабески (растительный орнамент со множеством традиционных деталей) или в геометрической форме (солярные знаки, ромбы, широкая кайма и другие элементы). Иногда сюжетами рисунков служили жанровые сценки из жизни горского аула.

 


 

Где посмотреть: краеведческие и этнографические музеи, национальные культурные центры.

4
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.