Жизнь после смерти — 2

Нетленные мощи святых — загадка для ученых и свидетельство вечной жизни для верующих. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо.

 

Сегодня мы расскажем о наиболее хорошо сохранившихся мумиях христианских и буддистских святых. Говорят, они не умерли, а тихо перешли в нирвану, доказав, что жизнь продолжается даже после смерти.

 

Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов (1852 (?) — 1927 ), мощам 87 лет

 

 

В России хранится немало мощей святых, однако их лица, как правило, закрыты и можно лишь догадываться, как они сохранились. Но есть одна уникальная мумия, которая была всесторонне изучена и оценивается учеными всего мира как удивительный феномен. Это тело уроженца Бурятии, религиозного деятеля и главы буддистов Восточной Сибири в 1911–1917 годах хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Как гласит легенда, в 1927 году лама призвал учеников и объявил им, что проживет еще 1000 лет, после чего сел в позу лотоса и попросил прочесть молитву, которую обычно читают умирающим: «Благопожелание уходящему». Ученики отказались читать ее живому учителю, тогда Итигэлов прочел ее сам, после чего умер и был похоронен в позе лотоса. Согласно завещанию ламы его последователи достали тело через три десятилетия в 1955 году, и оно оказалось нетленным. Затем эксгумация происходила дважды: в 1973 и 2002 годах. Ученые и свидетели отмечали, что тело продолжает жить, а лицо покрывается потом. Специалисты со всего мира исследовали нетленные мощи Итигэлова и были поражены его сохранностью: кожа осталась мягкой, волосы и ногти имеют те же характеристики, как и у живых людей. Мощи бурятского ламы в начале 2000-х были перенесены в специально построенный Дворец хамбо-ламы Итигэлова в селе Верхняя Иволга, всяческие исследования с 2005 года запрещены. Буряты верят, что их лама не умер, а просто ушел в нирвану.

 

 

Святая Зита (1212–1272), мощам 742 года

 

 

Святая Зита почитается католиками как покровительница горничных и прислуги, при жизни она была своего рода Робин Гудом в женском обличье: раздавала бедным остатки еды с барского стола. По легенде, когда однажды хозяин застал ее за воровством и хотел разоблачить, пища, спрятанная в переднике, превратилась в букет цветов.

Зита стала святой благодаря доброте и покорности: будучи сиротой, она с 12 лет безропотно терпела издевательства своих хозяев и служила им так преданно, что неправедное семейство Фатинелли под влиянием горничной постепенно пришло к христианству, а когда Зита скончалась в возрасте 60 лет, стало почитать ее как святую. Тело святой Зиты было обнаружено в 1580 году, по прошествии более 300 лет после ее смерти, и, по свидетельству очевидцев, издавало запах жасмина и роз. С тех пор мощи хранятся в итальянском городе Лукка, в базилике Святого Фридиана. В 1696 году Зита была причислена к лику святых. Мощам исполнилось 742 года, и посмотреть на них приезжают паломники со всего света.

 

 

Субиру Бернадетта (1844–1879), мощам 135 лет

 

 

Дочь мельника и прачки, работавшая с 12 лет, при жизни прославилась благодаря своим видениям: в гроте неподалеку от Лурда ей 17 раз являлась Дева Мария. Многие считали ее святой, но власти и священники долгое время сомневались, терзали девушку допросами и даже грозили тюрьмой. В 24 года она ушла в монастырь и ухаживала за больными, пока не умерла в 35 лет от туберкулеза. Тело было захоронено, но впоследствии трижды эксгумировано: священники римско-католической церкви часто доставали потенциальных святых из могил, чтобы проверить состояние их тел — нетленность считалась дополнительным аргументом для канонизации. Глядя на мощи этой святой, выставленные в капелле Св. Бернадетты в Невере, трудно поверить, что она умерла 135 лет назад. За улыбку и нетронутое временем лицо Бернадетту прозвали «спящей красавицей». Но ученые разгадали небольшой секрет: после третьей эксгумации лицо святой для сохранности покрыли восковой маской. Впрочем, остальные части тела сохранились сами собой.

 

Махлуф Шарбель (1828–1898), мощам 116 лет

 

 

После смерти этого ливанского монаха-отшельника над его могилой наблюдалось свечение. Когда спустя год могилу вскрыли, обнаружили, что тело осталось нетленным, более того — на его мощах проступает сукровица розового цвета. Рассказывают, что все годы после смерти Шарбеля из его тела обильно выделялись пот и кровь, оно не разлагалось, и все части тела оставались гибкими и эластичными, как у живого человека. В 1927 и в 1950 году мощи мироточили. В 1952-м тело было положено в гробницу, но жидкость продолжала течь и просочилась сквозь стены. В настоящий момент тело погребено в монастыре Святого Маруна, где служил Шарбель. Там же хранятся костыли и протезы исцелившихся, а также благодарственные письма, присланные из 133 стран (в их числе 203 письма из России) от тех, кто излечился с помощью его изображения. 22-го числа каждого месяца в храме проводятся служения в честь святого Шарбеля.

 

Святой Иоанн Мария Вианней (1786–1859), мощам 155 лет

 

 

Малообразованный настоятель Вианней, служивший во французской деревушке Арс, при жизни стал настолько популярен, что властям пришлось построить специальную железнодорожную ветку Лион — Арс для паломников. Желающие рассказать ему о грехах стояли в длинных очередях, и порой попасть удавалось лишь через неделю. Священника в народе называли «узником исповедальни», поскольку ему приходилось проводить в исповедальне в среднем по 17 часов в день, летом его рабочий день начинался с часу или двух ночи. Священник дожил до 73 лет, в 1925 году был канонизирован и с тех пор почитается католиками как покровитель приходских священников и исповедников. Его нетленное тело хранится в часовне в Арсе в хрустальном саркофаге, лицо покрыто тонким слоем воска.

 

 

Пио из Пьетрельчины (1887–1968), мощам 46 лет

 

 

В итальянском городе Сан-Джованни-Ротондо выставлены мощи другого «узника исповедальни» падре Пио: они были эксгумированы в 2008 году и оказались совершенно целы спустя 40 лет после смерти священника. Паломники, поток которых не иссякает до сих пор, верят, что падре Пио обладал сверхспособностями: умел предсказывать будущее, видеть всю жизнь исповедующегося, переноситься в пространстве и находиться в двух местах одновременно. Пио из Пьетрельчины прославился при жизни благодаря стигматам — кровоточащим ранам в местах расположения ран распятого Христа. Они появились у священника сами собой в 1918 году и не зарастали до конца жизни — причину этого явления не мог определить ни один врач.

 

 

Буддистские монахи, мощам 42–500 лет

 

 

В буддистских странах найдется немало мумий будд — их открыто выставляют в храмах и музеях, не пытаясь приукрасить, как это делают христиане по отношению к нетленным мощам святых. Так, на тайском острове Самуй, в монастыре Ват Кхунарам верующих встречает мумия бывшего настоятеля буддийского монастыря Луанг Пхо Дэнга, скончавшегося в 1972 году. Согласно поверьям монах сам предсказал свою мумификацию. Гораздо старше индийская мумия буддийского монаха Сангха Тензина — она была обнаружена в Тибете, в высокогорной деревне Гуэн местными жителями еще в 1975 году, но ученые узнали о ней лишь в 2004 году: выяснилось, что мумии около 500 лет. Согласно поверьям процесс мумификации монах начал сознательно еще при жизни: он лишил себя еды и высушивал кожу свечами, смерть застала его в позе медитации. После исследований древняя мумия была выставлена в деревне Гуэн, в храме Ки, а на въезде установлен плакат: «Добро пожаловать к мумии».

33
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Наталия Лебедева
0
достали тело через три столетия в 1955 году??? - через три десятилетия!
Константин Уткин
0
Там так и написано!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.