Живая архитектура

Архитектура — пространство, отвоеванное у хаоса и подчиненное человеку. Возможно, поэтому в сознании большинства людей архитектурные проекты ассоциируются с симметрией, правильными формами, прямыми углами. Однако сейчас, когда в нашу жизнь плотно вошло понятие «экологичность», все более востребованными становятся здания в так называемом бионическом стиле. Бионика — это наука о применении в технике принципов живой природы. Ее симбиоз с архитектурой позволяет использовать в строительстве конструктивные особенности живых организмов, например способность к обеспечению надежности и экономии энергии. «Моя Планета» составила свой рейтинг «живых» зданий мира.

 

Пальма первенства по числу необычных строений, безусловно, принадлежит Испании. Возможно, потому что первооткрывателем бионики в архитектуре считается великий Антонио Гауди.

 

Парк Гуэля, дом Мила, собор Саграда-Фамилия
(Барселона, Испания)

 

 

Про этот парк так и говорят: «Природа, застывшая в камне». Многие архитектурные решения каталонского зодчего до сих пор восхищают инженеров. Например, колоннада «Птичьи гнезда» представляет собой подобие сросшихся стволов деревьев.

Дом Мила, построенный в 1906–1910 годах, вообще был новаторским для своего времени. Система естественной вентиляции позволила отказаться от кондиционеров, а межкомнатные перегородки в квартирах можно было передвигать по своему усмотрению.

Саграда-Фамилия — самый известный долгострой мира. Первый камень в его основание был заложен в 1882 году, однако строительство не завершено по сей день. Одна из особенностей собора — декоративные элементы, воссоздающие местную флору и фауну.

 

 

Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)

 

 

Воплощенная в металле живая материя. Построенное на набережной здание навевает мысли о футуристическом корабле для межпланетных путешествий, однако чаще музей сравнивают с птицей, артишоком и распускающейся розой. Центральный атриум высотой 55 м и вправду похож на гигантский металлический цветок, от которого расходятся лепестки — анфилады выставочных залов. Автор проекта — архитектор Фрэнк Гери утверждает, что «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света».

 

 

Город искусств и наук (Валенсия, Испания)

 

 

Настоящий шедевр современного зодчества. Дизайн комплекса из пяти строений целиком выполнен архитектором Сантьяго Калатравой, самым убежденным апологетом бионики. Территория музея — это вереница сменяющих друг друга парков, бассейнов, каналов, из которых вырастают здания, больше похожие на гигантских насекомых и морских животных. Кстати, местный музей науки и техники — просто ожившая сказка для каждого подростка: все экспонаты в нем можно трогать и приводить в действие.

 

 

Останкинская башня (Москва, Россия)

 

 

Неспециалисту уловить в очертаниях телебашни бионический стиль достаточно сложно. Тем не менее в Москве это строение — пожалуй, самый яркий представитель «живой» архитектуры. Говорят, проект был придуман архитектором Николаем Никитиным всего за одну ночь. Прообраз башни — перевернутая лилия, цветок с крепкими лепестками и толстым стеблем. По первоначальному проекту у башни было всего четыре опоры, но позже их число увеличили до десяти.

 

 

Эйфелева башня (Париж, Франция)

 

 

Привычный символ Парижа — еще одна загадка «природы». В конце XIX века башня поразила всех своей ажурной воздушностью. Гюстава Эйфеля даже подозревали в краже чертежей у какого-то неизвестного ученого — настолько необычным был этот проект. А спустя 50 лет инженеры сделали невероятное открытие: конструкция Эйфелевой башни — «копия» большой берцовой кости, которая с легкостью выдерживает тяжесть человеческого тела. Правда, в этом случае бионический компонент считают не более чем совпадением.

 

 

Гётеанум (Дорнах, Швейцария)

 

 

Первым утраченным памятником органической архитектуры стал всемирный центр антропософского движения, названный в честь Иоганна Гете. Его построил в начале ХХ века философ, эзотерик и архитектор Рудольф Штейнер. При этом автор принципиально отказался от простой имитации природных форм, что было распространено в эпоху модерна. Все элементы Гётеанума были наделены символическим смыслом и иллюстрировали метаморфозы человеческого духа. Уникальное здание просуществовало меньше десяти лет и было уничтожено в ночь на 1 января 1923 года. Поджигателя так и не нашли. Сейчас на месте стоит второй Гётеанум, который, как и его предшественник, имеет текучие формы, но не является полной копией прототипа. (О других разрушенных в ХХ веке достопримечательностях читайте в нашем обзоре.)

 

 

Музей плодов (Яманаши, Япония)

 

 

Выставочный комплекс объединяет несколько строений, как наземных, так и подземных, как бы вросших в пологий склон. Эта группа зданий в парке с видом на гору Фудзи — метафора семян, небрежно брошенных в благодатную почву. Они — символ плодородия и жизненной силы растений. Прозрачные сетчатые оболочки зданий похожи на скорлупу диковинных орехов. Как заявила создатель проекта Ицуко Хасегава, одна из немногих преуспевающих японских женщин-архитекторов, «модель этих оболочек создана компьютерным роботом и стала следствием вращения простых геометрических тел до получения сложных объемов».

 

 

Сиднейский оперный театр (Сидней, Австралия)

 

 

Одно из самых узнаваемых зданий мира вживую видели меньше 1% жителей планеты: Зеленый континент — не самое популярное место у туристов. Кровлю театра образует серия «раковин», которые обычно называют «скорлупками» или «парусами», хотя это неверно с архитектурной точки зрения. 20 октября 1973 года театр лично открыла королева Великобритании Елизавета II — столь выдающимся казалось тогда это сооружение. Кстати, изначально планировалось, что строительство оперы займет четыре года и обойдется в $7 млн, однако стройка шла на десять лет дольше и в итоге обошлась австралийской казне в $102 млн — сумму по тем временам неслыханную.

 

 

Город-кипарис (Шанхай, Китай)

 

Город-кипарис (Шанхай, Китай)

 

Еще одному бионическому проекту только предстоит удивить мир. В Шанхае строится башня-город высотой более 1200 м, которая будет похожа на кипарис. Опорой 300-этажного небоскреба станут необычные сваи, которые, подобно корням этого дерева, будут расти не в глубину, а в ширину. Создатели проекта — архитекторы Хавьер Пиоф и Мария Сервера скромно заявили: «Природа сделала это до нас».

11
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.