Вспышка смысла

Самые выдающиеся флешмобы, в которых принимают участие люди всех стран и континентов, — в обзоре «Моей Планеты».

 

 

Недавно флешмоб (спланированная массовая акция, обычно абсурдная, внезапно вспыхивающая в каком-либо общественном месте) отпраздновал свое десятилетие: 17 июня 2003 года около 200 человек явились в нью-йоркский мебельный магазин Macy's и в течение десяти минут бурно обсуждали дорогой ковер, рассказывая продавцу, что они живут в пригородной коммуне и им позарез нужен «коврик любви». Этот и последующие флешмобы обязаны своим рождением американскому социологу Говарду Рейнгольду и его книге «Умная толпа. Новая социальная революция» (2002 год), рассказывающей о безграничных возможностях самоорганизации людей с помощью новых коммуникативных технологий, а также продвинутому жителю Сан-Франциско Робу Зазуэте, который эту книгу прочел и создал в июне 2003 года первый сайт для встреч «умной толпы».

Хотя официально флешмоб появился в 2003 году, история уличных импровизаций началась чуть раньше: в 2001-м молодой американский актер Чарли Тодд сидел с друзьями в баре Манхэттена, и вдруг кто-то обратил внимание на то, что Чарли очень похож на певца Бена Фолдса. Чарли решил это проверить и стал раздавать автографы от имени знаменитости всем желающим. С этого розыгрыша началась история арт-группы Improv Everywhere, которая вот уже 12 лет устраивает в публичных местах забавные массовые импровизации: на счету Чарли Тодда и десятков тысяч его «секретных агентов» более 100 акций (они называют их миссиями и старательно открещиваются от слова «флешмоб»). Организованные через интернет люди то дружно начинают ходить задом наперед (будто время повернулось вспять), то устраивают спонтанные мюзиклы в супермаркетах (поют в кафе: «Мы любим обед!»), то переодеваются героями «Звездных войн» и спускаются в подземку… Некоторые импровизации Improv Everywhere пошли в народ и стали флешмобами планетарного масштаба: например, каждый год в январе в метро по всему миру люди снимают брюки и едут в трусах. В этом году акция «Без штанов» прошла в 12-й раз в 25 странах. Как и другие акции Чарли Тодда, это публичное раздевание не преследует никаких целей — разве что снять социальный зажим у участников и свидетелей шоу.
 

 

 

 

 

 

Популярный по всему свету флешмоб «Замри» также срежиссировал Чарли Тодд. В 2007 году на Центральной станции в Нью-Йорке 207 человек замерли так, словно время остановилось: кто-то ел банан, кто-то завязывал шнурок, кто-то целовался... Прохожие были, мягко сказать, удивлены: некоторые даже трогали участников, проверяя, все ли в порядке. Спустя пять минут «агенты» дружно ожили и разошлись, как ни в чем не бывало. Идея коллективной заморозки пришлась по вкусу флешмоберам разных стран: люди замирали в магазинах, на многолюдных площадях и даже на пешеходных переходах.

Один из популярных сценариев флешмоба «Замри!» — многозначительно смотреть или указывать вверх, чтобы все прохожие тоже взглянули на небо.

 

 

 

 

На пике популярности — массовые танцы. В час икс участники флешмоба собираются на центральных площадях, в супермаркетах, вокзалах и аэропортах, пляжах и набережных и неожиданно для прохожих начинают синхронно двигаться под известный хит. В частности, широко распространены зомби-танцы на песню «Триллер» Майкла Джексона. Весь прошлый год планета танцевала под песню Psy Gangnam Style. А в этом году по миру шагает интернет-мем Harlem Shake, начавший свое нашествие 2 февраля 2013 года с 30-секундного ролика на YouTube. С тех пор снять свое видео с конвульсивным танцем и безумным маскарадом под песню Baauer Harlem Shake считают долгом все: от студентов и спортсменов до телеведущих.

 

 

 

 

Немного истории. Танцевальный флешмоб во многом обязан своим появлением американскому разработчику компьютерных игр Мэтту Хардингу, который в 2005 году бросил работу, отказавшись программировать игру по уничтожению всего населения планеты, и отправился путешествовать по миру. В каждой стране он танцевал на фоне достопримечательностей и снимал свой нелепый танец на видео. Его ролики «Где, черт возьми, Мэтт?», которые он выкладывает с 2005 года, набрали уже более 77 млн просмотров. Первое видео включало 20 стран, второе — 35, третье — 42, а последнее, прошлогоднее — уже 55. И если сначала Мэтт танцевал в одиночестве, то сейчас к его танцам присоединяются жители всех уголков Земли.
 


 

 

 

 

Детская игра переросла в глобальный флешмоб: бой подушками. Участники делятся на две команды и в обозначенное время устраивают баталию в публичном месте. Главное условие удачного подушечного флешмоба: незаметно принести подушку и неожиданно достать ее по сигналу. Перья летят на улицах Польши, Швейцарии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Бразилии, США, Италии, Украины, России.
 

 

 

Этому флешмобу — обниматься с незнакомцами на улице — уже девять лет, но он не теряет популярности. Идея принадлежит австралийцу Хуану Манну: 30 июня 2004 года расстроенный личными проблемами молодой человек прилетел на самолете из Лондона в родной Сидней и с завистью наблюдал, как люди обнимаются и целуются в аэропорту при встрече. Поскольку его в тот день никто не встречал, он взял картон, написал маркером Free Hugs («бесплатные объятия») и вышел на улицу. Через 15 минут к нему подошла женщина и сказала, что у нее сегодня умерла собака, а год назад — единственная дочь, и все, что ей нужно, это объятья. Так выяснилось, что акция необходима. Видеоролик Хуана Манна на YouTube был выложен в 2006 году, с тех пор его посмотрели почти 75 млн раз. Теперь людей с табличками Free Hugs можно встретить и обнять по всему миру в любой день, но с большей долей вероятности в Дни объятий — 21 января и 4 декабря.

 

6
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Гошка
2
Класс!!! Столько позитива!
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.