Велопробегом по апартеиду

Фотограф Стэн Энгельбрехт и аниматор Ник Гроблер, авторы проекта Bicycle Portraits, исследуют велокультуру ЮАР.


 

На протяжении трех лет Стэн и Ник фотографировали в ЮАР велосипедистов, попутно делая с ними короткие интервью. Bicycle Portraits — не совсем обычный фотопроект хотя бы потому, что на велосипедах перемещались не только его герои, но и сами авторы. То, что начиналось как небольшая поездка, превратилось в велопутешествие длиной в три года и 10 000 км. Результат — более 500 портретов и историй.

Главная цель проекта — показать, что велосипед может быть альтернативой личному автомобилю и общественному транспорту; кроме того, он может избавить страну от наследия апартеида, во времена которого чернокожие жители ЮАР сильно притеснялись. Если раньше власти выдавали велосипеды бедным чернокожим для того, чтобы те быстро добирались домой с работы и не покидали свои жилища после наступления темноты, то теперь эти же самые велосипеды из презираемого объекта парадоксальным образом способны превратиться в символ преодоления социального расслоения и непонимания между богатыми и бедными, белыми и черными. Логика простая: позволить себе велосипед может и обладатель многомиллиардного состояния, и простой фермер из глубинки.

 

 

 

Стэн Энгельбрехт, фотограф

— К чемпионату мира по футболу власти запустили новую автобусную линию, а параллельно ей проложили велодорожку. Но вскоре выяснилось, что этот автобусный маршрут никому не нужен, поэтому автобусы тут сейчас не ходят. При этом путь пролегает через заброшенный фабричный район Кейптауна, где передвигаться на велосипеде потенциально опасно.

— Вы даже не представляете, сколько здесь сложностей с общественным транспортом. Например, вся наша железнодорожная система пронизана коррупцией и страдает от отсутствия адекватного управления: поезда почти всегда либо задерживаются, либо вообще отменяются. Часто это происходит из-за того, что люди воруют электрический кабель и сдают его за деньги на металлолом.

— Если ты передвигаешься на велосипеде вместо машины, многие думают, что это из-за того, что у тебя жизнь не удалась. Владение машиной — важный индикатор общественного статуса. Думаю, это справедливо для многих стран, но в ЮАР ситуация особенная из-за апартеида. Раньше большинство людей попросту не могли иметь автомобиль, а теперь у них появилась такая возможность.

— В деревнях велосипед является для женщины жизненной необходимостью. Но поскольку в некоторых африканских культурах считается, что женщинам на велосипеде ездить неприлично, большинство из них никогда этому не научится. Девочкам приходится пешком ходить в школу за 6–7 км, а их мамам — в магазин или за водой. Если бы не дурацкий стереотип, они бы тратили на дорогу в пять раз меньше времени.

 

 

 

Мабусетса Мпеете

Я собрал свой велосипед за одну неделю в 2010 году. Его дизайн явился мне во сне. Помню, однажды в среду решил: а почему бы мне что-нибудь не смастерить? Следующим утром я проснулся и отправился покупать материалы, вернулся домой и тут же принялся за дело. Затрудняюсь сказать, во сколько он мне обошелся. С тех пор как у меня есть этот велосипед, люди постоянно его рассматривают, они признают, что я проделал большую работу — дружески похлопывают по плечу. Эта кабина очень кстати: во-первых, она защищает от солнца, во-вторых, от дождя, в-третьих, я туда сажаю свою дочь, в-четвертых, внутри не чувствуется сильного ветра. Велосипед еще не закончен  — хотелось бы добавить к нему мотор. Сейчас у меня на это нет денег, но, когда они появятся, я сделаю все сам, без посторонней помощи. Сзади на кабине я установлю солнечные батареи — они и будут приводить механизм в движение.

 

 

 

Мартин «Силки» Африка

Вдохновение — это когда вы даете волю своим желаниям, а руки воплощают их в реальность. Для меня это так. Если у вас нет вдохновения, вы ничего не добьетесь в этой жизни. Я думал долго и напряженно, пробовал, и в итоге все получилось как надо. Я сделал два таких высоких велосипеда — просто взял раму и повернул ее на 90 градусов. Но это не то же самое, что два велосипеда один на другом. Я перевернул раму, обрезал лишние элементы, а недостающие добавил — так велосипед стал высоким. Мне нравится делать вещи, которые вызывают у людей улыбку, нравится смешить окружающих. Поэтому меня и называют Силки («шелковый». — «МП») — я ловкий!

 

 

 

Стефани Бейкер

В силу возраста (мне 82 года) я, как правило, не проезжаю больше одного километра за день, но делаю это, в общем-то, постоянно. Я двигаюсь по тротуарам, которые, надо сказать, в ужасном состоянии, с выбитой брусчаткой. Но это того стоит — езда на велосипеде ужасно хороша в плане социализации. Я знаю каждого дворника и рабочего в этом район — когда я еду в церковь, они всегда меня приветствуют. Охранники отдела криминалистики в местном полицейском участке тоже мне всегда машут. По пути часто появляются и новые знакомые — бывает, видишь, человек идет мрачный, ты ему улыбаешься и говоришь «dumelang» («привет» на языке сесото), а он тебе улыбается в ответ. На велосипеде я чувствую себя счастливой. Мой велосипед довольно старый, как и я сама. Он мне отлично подходит! Вряд ли я бы разобралась с огромным количеством скоростей на современных моделях.

 

8
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Легрина
2
Однако нестандартные попадаются экземплярчики!!!!!))))))))
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.