Туризм как работа

Почему Россия — самая экзотическая страна на карте мира? Чем привлекает и чем отпугивает туристов Москва? Как улучшить имидж нашей страны и столицы в глазах иностранцев? Обо всем этом «Моя Планета» беседует с председателем Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, членом жюри премии «Моя Планета» Сергеем Шпилько.  

 

 

СПРАВКА: Сергей Шпилько родился в 1957 году в Москве, окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина по специальности «учитель истории и обществоведения». Заочно отучился в аспирантуре Научно-исследовательского экономического института Госплана СССР, кандидат экономических наук. С 1992 года занимает высокие должности в госструктурах: был заместителем министра труда и занятости населения РФ, председателем Комитета РФ по туризму, заместителем председателя Госкомитета России по физической культуре и туризму, десять лет являлся председателем Российского союза туриндустрии (РСТ), член Делового совета Всемирной туристской организации (UNWTO), с декабря 2010 года возглавляет Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, является членом жюри премии «Моя Планета».

 

МП: Сергей Павлович, вы возглавляете Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы. А сами вы какой турист?

— Давно я не был в роли туриста: мой последний полноценный отпуск был уже не помню когда. Что-то удается увидеть во время командировок, урывками. Поэтому турист я скорее в мечтах — хочется не спеша посмотреть Новую Землю, остров Врангеля, Командоры, Шантары, поближе узнать провинциальную Европу,  Юго-Восточную Азию, Мьянму например. Но в первую очередь — Москву. Причем не только в силу профессиональных обязанностей. Просто часто мы зарубежные достопримечательности знаем лучше своих, отечественных. И сам я, родившись в Москве, на Малом Каретном переулке, только в нынешней своей должности осознал, как многого еще не видел в родном городе, как он изменился за последние годы, как он похорошел. И что путешествие даже по своему району может быть не менее интересным, чем дальние вояжи, но при этом менее затратным — и по деньгам, и по времени.

 

МП: Вы однажды назвали Россию самой экзотической страной на туристической карте мира. Почему?

— Потому что сегодня это самое большое белое пятно на этой карте. Возьмем, к примеру, лишь один из 83 субъектов Российской Федерации — Якутию. По своей территории она без малого равна Индии. Только в Индии население больше миллиарда, а в Республике Саха — меньше миллиона. Конечно, есть Амазония, Океания, Центральная Африка, полярные широты, большинство районов которых не освоены массовым туризмом. Но сопоставимых по площади территорий с таким разнообразием ландшафтов и этносов просто не существует. По сути, немалая часть нашей страны — это одновременно и заповедник (не всегда, правда, хорошо охраняемый), и живой этнографический музей.  Кто много путешествовал по России и за рубежом,  со мною согласятся.

 

 

МП: Почему-то россияне в массе своей выбирают для отдыха Турцию и Таиланд, а не Сибирь, Урал или Дальний Восток…

— Во-первых, это не совсем так. Если судить, например, по сентябрьскому опросу ВЦИОМа, этим летом на отдых, не считая дачников, в другие регионы России отдыхать выехали примерно 16% взрослого населения страны.  А за рубеж, включая страны СНГ, всего около 4%. У нас в прошлом году россияне совершили более 47 млн поездок за рубеж, а в России только в гостиницах, пансионатах, санаториях и других коллективных средствах размещения останавливались больше 41 млн наших соотечественников. А сколько еще путешествовали, размещаясь у родственников, знакомых, в так называемом частном секторе, в палатках, наконец. Но, конечно, внутренний туризм у нас был бы развит больше, если бы ниже были тарифы на междугороднем пассажирском транспорте и, соответственно, ниже цены на топливо, аэропортовые сборы, ввозные таможенные пошлины на импорт транспортных средств, обеспечивающих туристские пассажироперевозки. Надо отменять НДС на внутренних авиалиниях, развивать инфраструктуру и конкуренцию между объектами размещения, строить дороги  — и тогда турист переориентируется с отдыха от трудов праведных к познанию своей земли. А на ней уж точно больше интересного, чем на пляжах Антальи…  

 

МП: А вам где в России приходилось бывать? Что впечатлило сильнее всего?

— Много где еще в советское время, ну и после распада Союза. Из дальних от Москвы территорий, где приходилось бывать в последние годы, меня просто покорила Чукотка. Из совсем недавних поездок — два примера. Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, в котором проходило заседание Координационного совета по туризму при Минкультуры. Впервые, к стыду своему, побывал в нем — чрезвычайно интересно, особенно выставка «Образы народов России», в рамках которой выставлена знаменитая коллекция фарфоровых статуэток представителей народов России, созданная к 300-летию  царствования дома Романовых. И другой пример — Кисловодск, в который выезжал буквально на день. Что характерно, в низкий сезон. А загрузка санаториев вполне приличная, и «тропа здоровья» к питьевым бюветам, мягко говоря, не зарастает. Это к вопросу о возможности развития туризма на Кавказе. Он уже там был в советское время, есть и сейчас. И, бог даст, еще будет и во внутренних районах, и на Каспии. Про Черноморское побережье я уже не говорю. 

 

МП: Где вы, коренной москвич, любите бывать в Москве?

— Люблю набережные Москвы-реки, Бульварное кольцо. Проспекты — Ленинградский, Ленинский, Кутузовский: таких нет нигде за рубежом. Как и такого метро — самого большого подземного дворца в мире. Как и такой смотровой площадки, как на Воробьевых горах. Не то чтобы я большой поклонник сталинского ампира. Но в сочетании с московским модерном, конструктивизмом и памятниками более раннего периода облик у города создается совершенно неповторимый. А последнее время, во многом благодаря тому, что создаются пешеходные зоны, реформируются парки и другие общественные пространства, этот облик дополняется новой, немного хипстерской, но очень теплой и современной атмосферой, которая всегда очень важна с точки зрения туризма и гостеприимства.

Например, туристы любят посещать центры современного искусства — они есть в каждом мегаполисе. В Москве еще два десятка лет назад современное искусство для иностранцев было преимущественно темой андерграунда. А теперь посчитайте, сколько в городе появилось центров современного искусства, не считая соответствующих государственных музеев и галерей: «Гараж»,  Artplay, «Винзавод», «СахАрт», «Флакон», Fabrika — десятка полтора, не меньше. Москва сейчас становится туристическим местом силы.

 

 

МП: Несмотря на небезопасность?

— Смотря что считать опасностью. Уличные беспорядки постоянно случаются и в Европе, и в Азии — достаточно вспомнить не столь давние массовые волнения в Париже, Лондоне, Стокгольме,  Каире, Стамбуле и т. д. При этом, замечу, ни Франция, ни Англия, ни Швеция, ни Египет не отказываются от статуса крупнейших туристических дестинаций. В Москве, по данным ГУВД, за 9 месяцев этого года было зафиксировано менее полутора десятков преступлений против иностранцев, приехавших по туристским визам, и все нетяжкие. Так что опасность пребывания в Москве для туристов, мягко говоря, преувеличена, даже с точки зрения карманных краж. В отличие, например, от ряда весьма популярных курортов Южной Европы, у нас трудно себе представить, что подросток на мопеде сдернул у туристки сумочку. Что ни минуту, конечно, не снижает актуальности работы по совершенствованию системы безопасности путешествующих на всех этапах поездки. 

 

МП: С какими еще мифами приходится бороться?

— Что в Москве нечего смотреть, что москвичи не улыбаются, недружелюбны, не говорят на иностранных языках. Причем нельзя сказать, что у этих представлений, сформировавшихся во времена СССР и 90-е, нет исторических оснований. С нашей школьной языковой подготовкой в общении с иностранцами проблемы и правда возникают. Но далеко не только в России. И потом, сейчас молодежь, можно сказать, живет в интернете. Так что помочь туристу сориентироваться на местности словарного запаса  хватит.

Ну и, конечно, миф о том, что в Москве самые дорогие в мире гостиницы. А в реальности, например, по данным рейтинга Price Hotel Index, по средней стоимости проживания в гостинице Москва в 2012 году обосновалась на 19-м месте. А Backpacker Index этого года, ранжирующий европейские города по стоимости бюджетного проживания, отвел Москве 15-е место среди самых дешевых городских дестинаций — дешевле Таллина, Лиссабона, Берлина, Афин, не говоря уже о Мадриде, Флоренции, Дублине, Риме, Мюнхене.

 

МП: Недавно в Москве выступал британский политолог Саймон Анхольт и высказал несколько любопытных тезисов: «Имидж страны — это имидж людей», «Для усредненного человека невозможно уважать страну, культура которой неизвестна. Россия должна больше тратиться на экспорт собственной культуры». Вы согласны?

— Экспорт культуры неоднороден. Русское искусство в большой цене: Толстой, Чайковский, Чехов, Дягилев, Малевич... Все это высокие бренды. Но экспорт культуры в более широком смысле слова по многим причинам проблематичен. Все-таки СССР и даже Россию Запад воспринимает как альтернативный путь развития, во многом чуждый европейской цивилизации, в том числе на бытовом уровне. Россию в Европе и до революции-то не сильно жаловали (почитайте записки иностранцев о Московии), а последние 100 лет вообще сплошная антиреклама в зарубежных СМИ за редким исключением (главные из них — победа во Второй мировой войне, полет Гагарина в космос и перестройка). Если вспомнить литературную классику, до сих пор на Россию смотрят глазами героев Достоевского. А русские в голливудских фильмах изображаются столь же карикатурно, как американцы — в советских. К тому же сейчас этот образ актуализируется через новую волну миграции из России, тоже, кстати, разной — туристской, на работу, учебу, ПМЖ… Это еще один миф о городе и стране. Потому что иностранный турист приезжает в Москву и обнаруживает, например, что москвичи — чрезвычайно отзывчивые и готовые помощь абсолютно незнакомому человеку люди.

 

МП: Кстати, недавно в Думу был внесен законопроект о наказании для российских туристов, подрывающих своим поведением имидж страны за рубежом. Думаете, он нужен?

— Издержки в поведении наших туристов довольно быстро уходят в прошлое, как и образ нового русского в массовом сознании. Кроме того, в этом смысле мы не слишком оригинальны. Те же немцы, поляки, ирландцы, англичане, не говоря уж о наших соседях по СНГ или бывшему соцлагерю, в турпоездках тоже часто гуляют не по-детски. К тому же, как сейчас русских, в свое время в Европе встречали американцев, потом арабов, гостей из Латинской Америки, китайцев, индусов… Потом и к ним привыкли, и они привыкли к поездкам за рубеж. Глобализация, сэр! А что касается поведения, то оно определяется воспитанием и материальным положением. А их одним законом не изменишь.

 

 

МП: Каковы новые тенденции в туриндустрии?

— Тенденций много, но все они по большому счету связаны с такими факторами, как глобализация, развитие технологий, в особенности информационных, а также дальнейшая сегментация спроса и предложения. Теперь, где бы ты ни пытался развивать туризм, конкурировать за потребителя придется не только на местном, но и на мировом уровне, учитывая запросы каждого клиента, который становится все более опытным и требовательным, которому интернет позволяет самому формировать тур из отдельных услуг.

Туристическая Москва, кстати, быстро развивается в русле этой тенденции. Каких-то три года назад говорили, что в Москве нет средств размещения, ориентированных на индивидуальных туристов, — мини-отелей, хостелов, а сейчас в городе уже больше 130 мини-отелей, больше 100 хостелов, не говоря уже об апартаментах, которых сегодня в городе около 1800. Стремительно развиваются ориентированные на индивидуального путешественника авторские экскурсионные проекты, пешеходные и велоэкскурсии, на байках и сигвеях…

 

МП: У вас необычное хобби — коллекционирование баек и анекдотов. С чего началась коллекция?

— Хобби не совсем добровольное. В середине 90-х, когда я был зампредом Госкомитета по спорту и туризму, их во время ознакомительного тура в Македонии журналисты записали и без спроса открыли в одной из популярных тогда газет рубрику «Анекдоты от Шпилько». В том числе публиковали анекдоты, которые я не рассказывал. Я им: «Я на вас в суд подам», а они: «Вот это будет шоу!» Пришлось в порядке обороны издать первую книжку анекдотов от Шпилько, которая в последнем, третьем своем издании превратились в «Чтиво на ход ноги». Это своего рода юмористическое пособие по туризму.  

 

МП: Пожалуйста, расскажите анекдот от Шпилько.

— Новогодний, короткий и на злобу дня — в смысле экономического кризиса. Директор турфирмы спрашивает зама:

— Главбух где?

— Да в казино пошла.

— В рабочее время?!

— Говорит, это единственный способ свести годовой баланс.

 

 

0
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.