Нижегородская область: Светлояр — озеро с историей

Озеро как озеро: не самое большое, не самое красивое, но его без сомнения можно определить громким словом легендарное. Именно легенды о граде Китеже сделали Светлояр местом особым.

 

 

Человек прошлых веков склонен был видеть мир одушевленным: деревья, камни, реки, озера — все это было предметом внимания и поклонения.

 

 

Купаться в озере Светлояр древние запрещали, чтобы не потревожить и не обидеть жителей города Китеж, который, по легенде уже христианской эпохи, ушел на дно озера вместе с жителями во время атаки его войсками хана Батыя.

 

 

На принципах контагиозной магии построена традиция испития воды из озера или омовения ею. Считается, что вода из озера способна излечивать болезни. Видимо, исходя из того, что она контактирует с затонувшим городом.

Это верование подкрепляется и тем, что светлоярская вода не портится и может храниться долгие годы. Ученые-химики объясняют это явление питающими озеро родниками с водой особенного состава с гидрокарбонатом кальция.

 

 

Древние полагали, что все, что так или иначе находится рядом с местом поклонения, несет в себе особенную силу. Поэтому деревья, растущие на берегу озера, рубить строго запрещалось под страхом неминуемого наказания. «Летось баба тут елошину подрубила — дескать, что за запрет такой? Как подрубила, дерево ее до смерти и ушибло», — гласят местные басни, остерегая всякого, кто вздумает даже сорвать ветвь с культовых деревьев.

 

 

Но самое известное поверье про озеро Светлояр — неповторимый колокольный звон, который можно услышать во время праздников. Считается, что это бьют колокола на звонницах церквей затонувшего Китежа. Некоторому числу людей довелось наблюдать белокаменные здания древнего города сквозь толщу воды.

Подобные истории можно встретить у многих народов. Достаточно привести пример затонувшего города Ис или древнеримскую легенду о царе Диодоре, чей дворец был скрыт под водами Альбанского озера, а его руины в хорошую погоду, как считается, также можно увидеть на дне озера.

Но, в отличие от античной легенды, Китеж могут увидеть только праведники, после чего им будет всегда и всюду сопутствовать счастье и удача.

 

 

Совет

 

 

Лучшее время для поездки к озеру — середина лета. Постарайтесь прибыть на место 6 июля, ведь именно в это время на берегу проходит праздник Ивана Купалы.

Днем вокруг озера совершают крестный ход и проводится праздничное богослужение. Вечером открывается ярмарка мастеров и ремесленников, а ближе к ночи можно наблюдать за сильно урезанными гуляньями, характерными для языческой Руси. Не стоит обходить вниманием и музей керамики «Град Светлый», расположенный недалеко от озера.

 

 

Как добраться

 

Светлояр можно найти в селе Владимирское, что в Воскресенском районе Нижегородской области. Первым пунктом назначения станет Нижний Новгород. С автостанции Канавинская отправляется автобус Нижний Новгород — Воскресенское. Выйти нужно у села Владимирское — это второй пункт.

До села Владимирского можно добраться и поездом Нижний Новгород — Семенов, затем пересесть на автобус Семенов — Воскресенское и опять же сойти у села Владимирское. После прибытия во Владимирское следовать сквозь него до большой автостоянки, там откроется вид на аллею — она и ведет к озеру. Автомобилисты могут достичь цели, следуя по трассе Нижний Новгород — Киров. Доехать до Беговой — это место остановки фур с множеством кафе и мотелем — и оттуда повернуть вправо на Владимирское.

 

 

 

Seal

 

Про Китеж — не слишком удачно придуманная легенда. Озеро ж маленькое совсем. Какой там град, деревня разве что могла провалиться. На самом деле это метеоритный кратер, что само по себе не хуже. Глубина до 20 м. Ныряешь вглубь — сразу слой холодной воды и непроницаемая завеса водорослей — может, и впрямь чего там спрятано.

13
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Maria Snezhinka
2
Несогласная я - в то время деревни и сёла не соответствовали размерам мегаполиса. Так что возможно в этой легенде есть какая-то доля правды. 😜
Басыйр Ганиев
Странно как-то, вроде город христианский, а празднуют Ивана Купала вовсю)
Борис Зверев
0
А что странного? Ивана Купалу отождествляют с Иоанном Крестителем. А вообще, говорят, как и с масленицей, адаптировали для церкви традицию языческую, чтобы привлечь часть "целевой аудитории".
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.