Сквозь снег и стужу

Большая часть территории России не отличается приветливым климатом. По этой причине отечественные туристы, не считая сноубордистов и горнолыжников, зимой массово отправляются исследовать теплые страны. Однако мало кому известно, какие невероятные вещи можно увидеть, если не бояться холода.


 

 

Виракоча Особенность Байкала состоит в том, что оценить всю его красоту можно только два месяца в году — в феврале и марте, при этом в марте даже лучше: уже не так холодно, а лед все так же прозрачен, как в сказке. Туристов достаточно много — и наших, и зарубежных. Некоторые иностранцы вообще весь Байкал пересекают на коньках. А многие турфирмы организуют в марте ледовые туры. Ориентируясь по карте, вы передвигаетесь по льду Байкала, лед везде абсолютно разный — где-то прозрачный, где-то торосы, где-то набрызги, где-то трещины, а в некоторых местах он вообще как будто подсвечивается изнутри за счет того, что на глубине в прозрачный лед вмерзли белые льдины.

Треск льда — это особая история. Вот представьте себе: стоите вы, скажем, в километре от берега. Под ногами абсолютно прозрачный лед толщиной около метра, но микротрещинки как бы лентами идут только по верхнему слою, и кажется, что толщина льда не больше 15–20 см. Вы стоите как зачарованный, и вдруг ни с того ни с сего раздается оглушительный хлопок, а лед под ногами буквально ходит ходуном! А когда начинаешь убегать, кажется, что трещина начинается именно под тобой, и куда бы ты ни ступил, она тебя догоняет... Это такой адреналин, нет слов! А на самом деле на Байкале ежедневно происходят микроземлетрясения. Лед трескается внизу, но провалиться нереально, и все это в совокупности производит просто неизгладимое впечатление.

 

 

 

FrekenSnorkel Лет десять назад я работала на ТВ вместе с замечательным оператором. Серега — бродяга, романтическая душа, моряк и кругосветчик. В какой-то момент они с семьей поселились в Калевале, завели ездовых хаски и занялись организацией серьезных экспедиций, а также несерьезных любительских покатушек на собачьих упряжках. Мы приехали под Новый год вчетвером — я, моя подруга юности с дочерью и дружище мой Фролов.

На следующее утро выдвигаемся на старт. Технология процесса такова: четверка либо восьмерка собак запрягается в легкие нарты. Один человек садится в нарты, еще один встает сзади на полозья каюром. Работа каюра непроста: собачья упряжка — это не конный выезд, вожжей у возницы нет. Собаки управляются исключительно голосом, командами. Хорошо обученные собаки знают много тонкостей дорожного движения — например, разницу между командами «лево» и «левее», «право» и «правее»… По команде «правее» прижимаются к правой обочине, пропуская встречный транспорт, а по команде «право» — поворачивают в заданном направлении.

А вообще собаки — они же как люди: им для хорошей работы нужна мотивация, и не обязательно пищевая. Поэтому правильный каюр на маршруте постоянно разговаривает с собаками и всяко их подбадривает. Серега посоветовал петь. И я для ободрения своих собачек всю дорогу горланила им «Марш энтузиастов». Надо сказать, советский песенный стимулятор на собаках работал не хуже, чем в свое время на людях.

Единственная проблема — свежие собаки очень хотят бежать… Поэтому самое сложное — это удержать упряжку перед стартом (у каюра между полозьями есть ножной тормоз, плюс дополнительно на веревке выкидывается и затаптывается в снег якорь).

Ну а когда все стопоры сняты и собаки рванули с места, тут только держись! Четверка собак — это только для новичков. Когда инструкторы понимают, что новички набрались опыта, их сажают на восьмерку. Вот это фан! Особенно когда маршрут проходит не по дороге, а по снегоходной трассе, проложенной среди деревьев. Дури в восьмерке собак столько, что на крутых поворотах нарты с трудом удается отвернуть в сторону от растущих на повороте деревьев. Иногда в процессе теряется каюр, и пассажиру, чтобы затормозить упряжку, приходится ронять нарты набок и тормозить, нагребая своим телом здоровенный сугроб!

Ну вот, первая дурь у собак прошла, они берут ровный темп, можно выдохнуть и оглядеться по сторонам. А там… Красота неописуемая. Через два дня Новый Год, но морозов еще не было. Температура ползает около ноля, но снегу навалило. Я до этого ни разу не была в Карелии зимой. Летом на байдарках — это регулярно. А зимой — первый раз. И, скажу я, зимняя Карелия мне нравится гораздо больше, чем летняя. Несмотря на то что зимний день начинается в 12, а заканчивается уже в 3.

 

 

Ивон Чака Чака Наконец-то я в самом северном городе Земли. В городе-порту, единственном в мире, который работает круглогодично, несмотря на низкие температуры.

Дудинка — городок милый и компактный, обойти его можно за час. Первое, что бросается в глаза, — это лица людей. Практически все улыбаются, несмотря на то что девять месяцев в году в Дудинке зима. Утром пошла гулять по городу. Первым делом сходила в порт посмотреть на красавец-корабль, на котором уже вечером мне предстоит выйти в Карское море пассажиром. Вот он, оказывается, какой, красивый, оранжевый. Все арктические суда окрашены в красно-оранжевую гамму, самый заметный цвет.

И вот наступил долгожданный момент! Мы забираемся по трапу Мончегорска. Меня встретил второй штурман и повел показывать мою каюту. Каюта суперсовременная, в душе может поместиться пять человек. Мебель прикручена к стенам и полу на случай качки. В 1000 руб. в сутки входит стоимость каюты и оплата четырехразового питания. Потом мне показали ЦПУ и машинное отделение. В 21:00 вечера капитан объявил о готовности к выходу в рейс.

Первый шок я испытала, когда поднялась вечером на капитанский мостик и отодвинула шторку. Представляю, какое лицо у меня было… Теперь попробуйте и вы представить это картину. Ночь, судно идет по льдам Енисейского залива, три мощных прожектора освещают путь, и в лучах кружатся огромные хлопья серебристого снега… Это сказочно, это потрясающе красиво. Капитанский мостик оборудован как в лучших фантастических фильмах про космос.

За время путешествия я поняла, что смотреть вечно можно на три вещи — огонь, воду и радар. Никто из экипажа не мог понять моего восторга и моей мечты. Их любимая поговорка: «Море любит сильных, сильные любят берег». А тут безумная девчонка с горящими от счастья глазами бегает по мостику и не может на лед налюбоваться. Мое утро на корабле начиналось со звонка буфетчика в мою каюту: «Доброе утро, Наталья Николаевна, пожалуйте на завтрак». По утрам и вечерам с 8 до 12 я была на вахте. Это была моя самая любимая вахта. Часто я находилась на вахте часов до 3–4 утра. Все боялась пропустить что-то интересное. Выхожу утром на мостик, а капитан мне говорит: «Эх, Наталья Николаевна, такого песца пропустили, с вас ростом бегал». За свое путешествие удалось увидеть мишек, моржей и песцов. А северное сияние еще посмотрим, будет о чем мечтать.

 

11
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Tatyana Bortnikova
0
Здорово, заряжает энтузиазмом, хочется куда-нибудь тоже уехать в мир ледников ) только вот холод останавливает.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.