Синдромы городов

Иногда потрясение от встречи с новым городом или страной у впечатлительного человека оказывается настолько сильным, что он не справляется с эмоциями: начинаются галлюцинации, бред, от встречи с прекрасным путешественник падает в обморок, а в святых местах воображает себя пророком.

 

 photo synd.gif

 

Психосоматическое расстройство, вызванное посещением колыбели итальянского Возрождения — Флоренции, плотно застроенной древними дворцами, соборами, музеями с картинами Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Одна лишь прогулка по местам, где жили и творили Данте, Боккаччо, Макиавелли и другие великие флорентийцы, может вызвать помутнение сознания.

 

Признаки: головокружение, стенокардия и даже галлюцинации.

 

Кто подвержен: впечатлительные образованные люди, разбирающиеся в искусстве. Одинокие путешественники от 25 до 40 лет с классическим или религиозным образованием из Восточной Европы; чаще женщины, чем мужчины.

 

История болезни: впервые флорентийский синдром был описан Стендалем в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» в 1817 году: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей».

В 1979 году итальянский психиатр Грациэлла Магерини опубликовала книгу La Sindrome di Stendhal, в которой исследовала и описала более ста схожих случаев психического расстройства у туристов, посетивших Флоренцию. В 1982 году был впервые поставлен диагноз «синдром Стендаля».

 

Опасные места: галерея Уффици и полсотни музеев Флоренции. Синдром Стендаля опасен тем, что может вызвать непреодолимое желание уничтожить картину или оторвать палец древней статуе. Тогда отдых закончится не в психиатрической больнице, а за решеткой.

 

Грациэлла Магерини, психиатр

— В нашем мозгу сильные бесконтрольные эмоции превращаются в символы. Символы формируют блоки мыслей, с помощью которых начинается процесс мышления. Это можно объяснить на примере ребенка, который только учится превращать эмоции в связную речь. Когда трансформации эмоции в мысль не происходит, возникают психологические проблемы.

 

Марина Плужникова, член Ассоциации искусствоведов (АИС) и Союза московских архитекторов

— Настоящее произведение искусства отличает прежде всего энергетическое воздействие на зрителя, которое обусловлено не только его формой и содержанием, но в первую очередь энергией художника, силой его духа, взаимосвязью с мировым художественным процессом. Художник, в отличие от ремесленника, ищет особенные средства выражения своих идей, образов, взглядов, воздействие которых увеличивается при вступлении в резонанс со зрителем при совпадении с состоянием его души.

— Помню, как фрески Джотто в капелле дель Арена в Падуе поразили меня, вызвав особые ощущения, не оставляющие сомнений в божественных истоках происхождения живописи. А в капелле Медичи во Флоренции, помимо восхищения, я почувствовала головную боль, связанную, по моему убеждению, с особым физическим напряжением и энергией форм этого уникального ансамбля.

— Моя знакомая рассказывала, как после поездки с отцом в Ленинград в 9-м классе у нее от потрясения в течение трех дней были лихорадочное состояние, озноб и высокая температура. Подобный эффект, на мой взгляд, может проявиться не только при посещении города с высокой концентрацией объектов культурного наследия или в музее, полном шедевров живописи и скульптуры, — сильное воздействие может оказать и отдельное произведение искусства. Многое зависит от степени совпадения характеристик произведения с внутренними потребностями и настроем зрителя.

 

 

Расстройство психики, возникающее у туристов при посещении Парижа. Наслышанные о красоте и утонченности парижанок, изумительных красотах высококультурного города и романтике, показанной в фильме «Амели», они не могут вынести реальности с кричащими официантами, грубыми таксистами, грязной подземкой и воровством сумочек.

 

Кто подвержен: японские туристы, в основном 30-летние женщины, долго мечтавшие увидеть Париж. Не в силах противостоять хамству и безразличию, вежливые и ранимые японцы получают психологическую травму.

 

Признаки: бред, галлюцинации, чувство преследования, дереализация, деперсонализация, тревога, психосоматические расстройства — головокружение, учащенное сердцебиение.

 

История болезни: в середине 1980-х японский психиатр, профессор Хироаки Ота, работая во Франции, впервые выявил и описал парижский синдром. В среднем в год около 12 туристов из Японии обращаются за помощью к психотерапевтам во время или после поездки в столицу Франции. В некоторых случаях их приходится досрочно возвращать на родину в сопровождении медсестер и врачей на борту самолета. Так, две девушки-японки, обратившиеся за помощью в посольство, считали, что их номер в отеле прослушивался, и были уверены в заговоре против них. Один японец, слетав в Париж, утверждал, что он — французский король Людовик XIV.

 

Опасные места: общественный транспорт с суровыми недоброжелательными людьми, кафе, бары, магазины, гостиницы с невежливым и невнимательным персоналом.

 

Анна Карташова, руководитель Психологического центра на Волхонке (Москва)

— Я была в Париже, по ощущениям, там каждый второй турист — японец. И 12 японцев в год из огромного количества туристов, которое туда приезжает, — это капля в море.

— Мы говорим о людях, которые не могут пережить стресс под названием «несоответствие ожиданиям». Париж некоторых людей действительно разочаровывает. Я училась во французской спец-школе, я сдавала экзамены о том, как замечательно в Париже, знала достопримечательности по учебникам. И когда я посетила Париж, меня тоже постигло разочарование. Аура, которую создали СМИ и кинофильмы, не всегда отвечает действительности, но это не повод заболеть и получить психоэмоциональный стресс. Нормально испытывать стресс, когда ситуация касается лично тебя, что-то случилось с близкими, ты потерял работу: внешние события изменили твой уровень жизни, ухудшилось состояние здоровья, отношения с людьми. Тогда могут начаться психические реакции. А стресс от несоответствия ожиданиям — это инфантильность. Человек, который здоров психически, понимает, что что-то в путешествии может оказаться не таким, как ты ждешь. Ничего страшного, если Париж оказался не другим, чем ты ждал: в твоей жизни из-за этого ничего не изменилось.

 

 

 

 

Психоз, разновидность мании величия — турист вдруг ощущает себя посланцем Бога и спасителем мира, отождествляя себя с одним из библейских героев.

 

Кто подвержен: особо религиозные люди, совершающие долгий путь через весь мир до Израиля.

 

Признаки: человек взволнован, рядится в белые одежды (например, в простыни из гостиницы), бродит по городу в одиночестве, отыскивая святые места, ведет себя так, как будто обладает божественными или пророческими силами, изображает мессию, выкрикивает проповеди в людных местах, привлекая публику. Утверждает, что ему было видение, предсказание, он слышит голос Бога.

 

История болезни: случаи странного поведения у паломников по Иерусалиму были описаны еще в Средние века. Однако в психиатрии иерусалимский синдром зафиксирован впервые в 1930-х годах израильским психиатром Хайнцем Германом. С 1980 по 1993 год проводилось изучение этого вида психического расстройства, в ходе которого было отмечено 1200 случаев помешательства, возникшего в связи с посещением Иерусалима. В среднем около 100 туристов в год не выдерживают встречи с древнейшим городом Земли обетованной. Часть из них поступают в психиатрическую больницу Кфар-Шауль.

В 1969 году австралиец Майкл Денис Рохан попытался поджечь мечеть на вершине Храмовой горы. Он утверждал, что сделал это как посланник Бога на основании его поручений, тем самым выполняя пророчество из Книги Захария: когда евреи из Израиля восстановят храм на Храмовой горе, случится второе пришествие Иисуса Христа. Турист был доставлен в психиатрическую больницу и признан душевнобольным.

 

Опасные места: святыни, центры скопления паломников. Рецидивов больше на Пасху и Рождество.

 

Анна Карташова, психолог

— Иерусалим — особенный город, страна нескольких религий, там много святынь: мусульманских, православных, католических. Человек, находясь там, не может не попасть под атмосферу. Ты попадаешь не совсем в обычную страну, а в пространство в некотором смысле сказочное. Люди себя ощущают там в месте, где чудо возможно. Тебе рассказывают о чудесах, как будто бы это было на самом деле: мол, с этой горы сошел конь Магомета, и вот отпечаток его копыта. Я помню, пришла к воротам Храмовой горы, там стоял погонщик с осликом. Когда мы спросили, чего они ждут, нам сказали: «Они ждут пришествия Христа». Потому что предсказано, что, когда Христос придет на Землю, он придет на эту гору и через храмовые ворота войдет в город на ослике. Вот погонщики стоят и ждут — и каждый день дежурят по несколько часов посменно. Когда вы попадаете в такое пространство, вы переноситесь в другие внешние условия, в которых возникает мысль, что каждый может совершить чудо, пророки существуют, вот стоит реальный ослик с реальным погонщиком — и они ждут второго пришествия Христа.

— Нельзя говорить об этих синдромах как о ситуациях, которые могут случиться с каждым. Когда ты оказываешься в определенной стране или городе, ты пытаешься адаптироваться. Например, в мусульманских странах мы начинаем носить длинные юбки, чтобы на нас странно не смотрели. Внешние условия корректируют наше поведение.

— Чтобы возникла какая-нибудь болезнь, надо, чтобы что-то ненормальное в человеке уже было. Поездка становится спусковым крючком, когда предрасположенность к болезни проявляется.

19
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Анна Казакова
1
😆
Дмитрий Глушко
2
Что-то возможно в этом есть. Были с женой в Париже. Был заказан заранее трансфер из порта в отель. Сразу же по прилету нас обломали с трансфером, внятного объяснения почему, так и не удалось добиться. А на следующее утро нас обдурила касирша в метро, дав вместо сдачи 36 евро, всего 6. И после нагло утверждая, что мы дали купюру в 20 евро, а не в 50. К тому же километр негров всех сортов, которые тоже пытаются нагреться на туристах, то привязывая на руки им какие-то ленточки, то еще что-то подобное.
После этого совсем не хотелось оставаться в Париже и с тех пор совсем не хочется туда вновь.
Антон Афанасьев
1
тоже писал про это давненько

http://cheger.livejournal.com/346794.html

Ещё есть стокгольмский синдром, правда не связан с путешествиями, но связан с гороом

Второй - Стокгольмский синдром.    Этот термин популярной психологии, описывающий защитно-подсознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и/или применения (или угрозы применения) насилия. Под воздействием сильного шока заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия, и в конечном счете отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели.
Gennady Metelev
0
"Музеи с картинами Микеланджело, Данте, Боккаччо"... Не могли бы вы уточнить, где именно, в каких музеях можно взглянуть на живопись Данте и Боккаччо? Наверно ваш высокообразованный редактор сейчас в отпуске или болеет. "Плотная застройка древними дворцами" - это тоже сильно.
Евгения Шмелева
1
Спасибо, что заметили ляп! Ошибка образовалась в ходе сокращения текста. Автор читал произведения Данте и Боккаччо и ни в коем случае не хотел обидеть великих писателей. Исправили.
анастасия павловская
У мужа был шок в Венеции, у меня - в Риме. Сердечный приступ, буквально. От красоты.
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.