Шестиместные мопеды и прочие несуразности азиатского автопрома

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения», — говаривал Остап Бендер. Просто он не путешествовал по юго-восточной Азии, где автомобиль — именно роскошь, а реальные средства передвижения имеют всего два колеса. Сегодня проект «Семьи мира» расскажет обо всех особенностях и странностях азиатского автопрома.

 

Личный транспорт

 

Среди личного транспорта жителей Южно-Азиатского региона лидером можно смело назвать мопед. Шустрый, маневренный, относительно недорогой — мопед становится главным «конем» в семье. Это у нас на мопедах ездят только по двое, а во Вьетнаме или Камбодже, например, можно увидеть, как вся семья (мама, папа, трое детей, в том числе груднички) весело катятся куда-то по своим делам. Руки их могут быть заняты пакетами, сумками, клетками с домашней птицей, и при этом они еще успеют приветливо помахать в ваш адрес, пока вы стоите с открытым ртом у обочины и прикидываете: «А смог бы я так же?..» Сложно сказать, существуют ли какие-то правила дорожного движения, кроме правостороннего. По личным ощущениям все просто едут, куда им надо, активно сигналя и оповещая, что сейчас будет какой-то маневр. Безопасность обеспечивается шлемом и, может быть, утренними молитвами. И если во Вьетнаме средняя скорость движения «байкеров» редко превышает 50 км/ч, то в Таиланде гоняют будь здоров, никакой шлем тебя не спасет. Выбор байка в качестве личного транспорта обусловлен еще и теплым климатом. Так приятно в жару катиться с ветерком, а вот в автомобиле без кондиционера делать нечего.

 

 

В странах победнее байки часто приобретают товарища — коляску — и становятся уже средством заработка. В Камбодже к байку сзади крепится этакая кабинка с деревянными резными подлокотниками и мягкими сиденьями. Называется это чудо моторикшей. Их украшают, дают им имена, а в некоторых случаях можно видеть, как владелец натягивает под крышей гамак и спит, ведь для некоторых моторикша является еще и домом.

 

 

На Филиппинах коляска в виде железной коробушки с одним колесом крепится сбоку — это трицикл. Тайские тук-туки отличаются роскошной комплектацией: сабвуферы, неоновые подсветки и даже плазменные панели!

 

 

А на индонезийском острове Бали байки имеют особенный культ почитания. Здесь проводятся ежегодные фестивали, на которых можно увидеть воплощение самых смелых фантазий мастеров — от латексной обивки сидений до коровьих черепов вместо руля. На Бали есть салон Harley-Davidson и салон Deus ex Machina. Байки здесь настолько популярны, что даже школьники на них ездят (хотя в остальных странах Юго-Восточной Азии мы видели детей и подростков исключительно на великах). Возможно, такая популярность обеспечивается еще и низкой ценой на бензин — 14,5 руб. за 1 л на Бали, 19 руб. в Малайзии.

 

 

Кстати, пожалуй, только в Малайзии автомобиль может быть более доступен гражданам. У малайцев есть отечественная марка Proton, которая, в отличие от импортных машин, при покупке не облагается налогами. Proton настолько хорош, что экспортируется в Китай, Новую Зеландию, Австралию и даже Великобританию.

 

 

Городской транспорт

 

Степень развития сети городского транспорта от страны к стране различается. В крупных мегаполисах — Пекине, Шанхае, Бангкоке, Куала-Лумпуре, Маниле — основной городской артерией является метро. Забавно, что в китайском метро есть специалист по распределению и уплотнению граждан по вагонам. Работник станции в специальной форме, со свистком и флажком динамично машет руками, подталкивая зазевавшихся. А вот в Куала-Лумпуре некоторые линии метро полностью автоматизированы. То есть составом управляет не человек, а компьютер. И можно увидеть красоту города, встав у лобового стекла в первом вагоне, ведь кабины водителя нет и метро наземное! Кстати, каждое метро, в котором нам удалось прокатиться, отличалось экологичным способом обращения с проездными билетами. Это в Москве на каждую поездку печатается бумажный проездной, который потом попросту выбрасывается (и далеко не всегда в урну). А в азиатских метрополитенах такой билетик сдается при выходе, аннулируется и вновь поступает в оборот. В некоторых случаях билет заменен на пластиковый жетон — считай, дерево спасено.

 

 

Привычные нам автобусы есть только в крупных городах. Например, в Бангкоке новенькие автобусы с кондиционерами курсируют наряду со старыми, где деревянный пол и окна почти без стекол. Стоимость проезда в них, конечно, отличается — за кондиционированный воздух приходится платить больше. В городке Джорджтаун (Малайзия) есть бесплатный маршрут Suttle. Увидев эту надпись на автобусе, любой человек, в том числе и турист, может спокойно прокатиться зайцем. А вот на Бали городские автобусы были запущены лишь пару лет назад, расписание их нестабильное, да и маршрутов маловато.

 

 

В городах поменьше или в странах с наименее развитой экономикой место городских автобусов начинают занимать пикапы и всяческие самоделки, в которых может уместиться хотя бы дюжина человек. Так, в Камбодже пикап является главным средством передвижения по городу. Мопед есть не у каждой семьи, а на велике, да еще если с поклажей, далеко не уедешь. Вот и набиваются камбоджийцы по 12–16 человек, умещая все баулы между ног, на коленях, на крыше водительской кабины, и едут кто куда. В Таиланде пикапы называются сонгтео и отличаются тем, что у них есть крыша, а боковые проемы в случае дождя можно зашторить пленочными занавесками. Но Филиппины превзошли всех своими автоподелками. Под городские маршрутки они приспособили старые американские военные джипы, которые достались филиппинцам в подержанном состоянии с американских военных баз. Предприимчивые аборигены разбирали их, удлиняли для увеличения пассажировместимости и разукрашивали каждый на свой манер. В результате на свет появились множество разнообразных, неповторимых, кустарных автомобилей. Говорят, невозможно встретить двух одинаковых джипни. Любовь водителей к своим автодетищам настолько велика, что каждый год в Маниле проходит особый карнавал — «Король джипни», на котором выбирают самый красочный и оригинальный автомобиль. В джипни помещается 12–15 человек. Правда, в час пик народ набивается плотнее, и в машину влезает 20, а то и более человек.

 

 

Туристу, на наш взгляд, разобрать маршрут движения городских пикапов, джипни и сонгтео представляется нереальным. Лучше просто спрашивать, едет ли он через конкретное интересующее вас место, и садиться наудачу.

 

 

Междугороднее сообщение

 

Сколько бы мы ни общались с местными, мало кто из них бывал не то чтобы за пределами своей страны, но даже за пределами родного города. А если уж приходится выезжать, то пользуется вся Юго-Восточная Азия междугородними автобусами. Благодаря развитию туризма в этом регионе сервис автобусных перевозок весьма неплох. Во Вьетнаме, например, для длительных ночных переездов существуют sleeper bus — сидячие кресла там заменены лежачими. Перед входом в автобус снимается обувь, каждому пассажиру выдается бутылочка воды, зубная щетка и паста. Сеть автодорог гораздо гуще железнодорожной, к тому же билеты на поезд (а тем более на самолет) не по карману более чем 90% жителей.

 

 

Что еще осталось неупомянутым? Такси — дорого и престижно. Но в столичных пробках Бангкока или Манилы королями дорог становятся босоногие владельцы мопедов и великов.

 

 

Доживают свой век и велорикши. Некоторые жители Малайзии, в основном индийского происхождения, до сих пор катают туристов в своих тележках, прикрепленных впереди велосипеда. Украшенные мягкими игрушками и искусственными цветами, велорикши являются удовольствием не из дешевых — 270 руб. в час (для сравнения: такси стоит 380 руб. за 20 км). А вообще велосипеды здесь в почете. На них катаются и дети, и старики. С велосипедов торгуют хлебом, фруктами и сладостями. А в холодном, февральском Китае мы встретили настоящее национальное противоморозное изобретение — огромные толстые варежки, примотанные скотчем к рулю мопеда.

 

 

Ну и, конечно, водное сообщение внутри островных государств — Индонезия, Филиппины. Их судна сложно назвать отменными, но капитаны уверенной рукой ведут их даже по пятиметровым волнам (проверено лично!).

 

 

А если взглянуть на Юго-Восточную Азию с высоты птичьего полета, то будут видны потоки мопедов, автобусов, пикапов, велосипедов, тук-туков. Это похоже на течение реки или на муравейник, но в любом случае в этом на первый взгляд хаотичном, пестром и громкоголосом движении как нельзя лучше читается характер Юго-Восточной Азии.

 

 

13
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.