Семья по-китайски

 

К чему привел запрет иметь больше одного ребенка в Китае и откуда в Поднебесной столько мужей-подкаблучников.

 

Все помнят «Мулан» — мультфильм студии «Дисней», рассказывающий о простой китайской девушке, которая не желала для себя традиционной женской участи. Но интересно, какой была бы Мулан, если бы жила с нами в одно время? И такое уж исключение составила бы она сегодня — строптивая девушка, не желавшая выходить замуж и ослушавшаяся указаний отца? И главное — готовы ли современные китайские мужчины быть главой семьи и воспитывать своих детей в строгости и порядке?

 

 

Традиционная семья

 

 

В Древнем Китае, как и везде в те времена, действительно существовала модель отношений в семье, показанная в мультфильме. Мужчина — непререкаемый авторитет, женщина — хорошая жена и мать, послушная и мягкая, дети — покорны и уважительны. Сыновняя почтительность даже имеет специальное обозначение в китайском языке — сяо, одно из центральных понятий морального кодекса Древнего Китая, составленного Конфуцием. В то же время — и это важно — отцу и мужу не позволено было устраивать в своей семье произвол: как и другим, ему предписывалось следовать определенной модели поведения, быть справедливым, заботливым, нести ответственность за свою семью и защищать ее. Понятие, следующее рука об руку с сыновним уважением сяо, — цы, обозначающее любовь и заботу отца по отношению к своему сыну. Когда родители старились, дети были обязаны ухаживать за ними, относясь к ним с такой же лаской и трепетом, как те относились к ним в детстве. Вырисовывалась весьма интересная модель: ее вертикальность (муж и отец — главный) никак не нарушала ее гармоничности, потому что подчеркивались прежде всего обязанности членов семьи по отношению друг к другу, а не права.

Через какие же трансформации проходит модель китайской семьи сегодня?

 

 

Отношения между мужем и женой

 

 

— Чего это Лао Ван постоянно такой грустный и подавленный ходит?

— Да он болеет, у него болезнь под названием «цыгуаньянь».

Китайцы обожают играть словами с одинаковым произношением, но разным написанием и, соответственно, смыслом. В данном случае под болезнью, которую имеет в виду второй собеседник, может подразумеваться воспаление бронхов — бронхит, однако остряки придумали подставить под те же звуки другие иероглифы и вышло «жена управляет строго».

Что ни говори, а болезнь эта подкашивает сегодня все больше представителей мужской части населения Китая. На появление мужей-подкаблучников повлияли колоссальные изменения в сознании рядового китайца, вызванные началом Политики реформ и открытости в 80-е годы прошлого века. Погоня за выгодой и личным обогащением, культ денег и пренебрежение к нуждам других и своим обязанностям по отношению к ним — сами китайцы признают, что введение капиталистических отношений пагубно сказалось на их системе ценностей, в том числе на семейных ценностях. Мужчины не успевают угнаться за ростом запросов своих жен, о предложении руки и сердца не стоит и думать, если у тебя нет собственной машины, квартиры и стабильно высокого дохода.

— Хочу, чтобы был гаофушуай — высокий, богатый, красивый, только и всего, — вздыхают китаянки.

В то же время дамы в каком-то смысле имеют право на подобную разборчивость: на десять мужчин в Китае приходится семь женщин, и, если посмотреть на процент тех, кто к 30 годам не обзавелся семьей, то для женщин он будет составлять чуть менее 3%, а среди мужчин — около 15%. Кроме того, китаянки активно выходят замуж за американцев, канадцев, австралийцев, которые, будучи представителями западного мира, априори обладают для них притягательными качествами. Китайцы же едут искать себе жену в Россию, наслышанные об удивительной покладистости и неприхотливости наших женщин.

То есть в современной китайской семье главой является скорее женщина. Мужчина миролюбив, спокоен и нетребователен, за что зачастую терпит упреки от своей благоверной. Разумеется, не берусь утверждать, что не существует исключений, однако тенденция передачи бразд правления в китайской семье от мужа к жене обозначилась явно. Раньше китайцы описывали отношения между супругами через поговорку «фу чан фу суэй» — «муж поет, жена подпевает», причем произношение у слов «муж» и «жена» (в древнекитайском языке) одинаковое — «фу», а иероглифы разные. Сегодняшние шутники ловко меняют два «фу» местами и добавляют: «Теперь и не скажешь, кто у нас поет, а кто подпевает».

Так что можно сказать, что своенравная Мулан с ее твердостью и решительностью задает тон всем современным китайским девушкам. В то же время пожилым семьям все же более свойственно следование традиционным канонам.

 

 

Одна семья — один ребенок

 

 

Изменения произошли и здесь, и вызваны они были политикой «Одна семья — один ребенок», которая начала проводиться в 1980 году. В эпоху Мао Цзэдуна китайцев побуждали рожать больше детей, чтобы обеспечить стране ресурс для развития. Однако эта огромная масса населения была необразованна и жила в бедности. После смерти великого кормчего в 1976 году партия избрала новую линию на построение общества малой зажиточности: каждому китайцу должен быть гарантирован минимальный достаток. И ограничение рождаемости стало необходимой предпосылкой для скорейшего достижения этой цели.

В 1980–1990-е годы китайские семьи отчаянно желали, чтобы их единственным ребенком был мальчик: все-таки кормилец и продолжатель рода. Правительство даже официально запретило делать УЗИ с целью выяснения пола ребенка, чтобы родители не решали делать аборт в случае, если ожидается девочка. Но в маленьких городах и деревнях контролировать данный процесс было трудно, и это правило повсеместно нарушалось. Рождение единственной девочки в крестьянской семье было равносильно трагедии, поэтому правительство пошло на уступки крестьянам: им было разрешено рожать детей до тех пор, пока не появится мальчик.

Разумеется, вторые дети в китайских семьях все же рождались. Состоятельные городские жители платили штраф, а крестьяне, которые не располагали достаточной суммой, просто не регистрировали своего ребенка. Именно поэтому сегодня никто с полной уверенностью не может сказать, действительно ли китайцев насчитывается 1,3 млрд или их гораздо больше?

В прошлом году политика «Одна семья — один ребенок» была отменена: за 30 лет успел образоваться прочный средний класс, Китай смог выбраться из бедности, так что в ограничении рождаемости уже нет такой надобности. Кроме того, эта политика породила слишком много перекосов: происходит старение населения, нарушается традиция большой дружной семьи, где братья и сестры — опора друг другу, опасно увеличивается доля мужского населения.

 

 

Отношения между родителями и детьми

 

 

В результате описанной политики выросло целое поколение маленьких королевичей, любимых и опекаемых обоими родителями, да еще и четырьмя бабушками и дедушками! С детства единственным детям многое позволялось, многое прощалось, поэтому сегодня представители старшего поколения в Китае, глядя на избалованных и эгоистичных молодых людей, неодобрительно качают головами: ох уж эта молодежь, думает только о себе и о своих правах. Кроме того, эти «дети», возраст которых уже близится к 30, зачастую не хотят ни работать, ни учиться, ни жениться, живут за счет родителей и довольны этим. Для них в Китае даже придумали особое название — кэньлаоцзу (дословно «грызующие родителей», «висящие на шее у родителей»).

Есть молодые люди, которые все же перешли к самостоятельной жизни, переехав из родных городков в большие мегаполисы и начав делать карьеру. Однако эти наотрез отказываются жениться или выходить замуж, их называют кунхуньцзу («боящиеся женитьбы»), что так же говорит о снижении уровня готовности брать на себя ответственность.

И, наконец, есть динцзу — молодые пары, состоящие в браке, но не желающие заводить детей.

Да, молодое поколение китайцев явно представлено не в слишком благоприятном свете. Однако не следует судить их слишком строго: раньше, во времена существования больших и дружных (хоть и не слишком богатых) семей, китайцам было проще брать на себя ответственность и проявлять взаимовыручку: взрослые дети совместно поднимали большой дом, заботились о родителях — словом, жили всем миром. Теперь же по мере стремительного обогащения и атомизации китайского общества и за отсутствием братьев и сестер, которые могли бы прийти на помощь, бремя, ложащееся на плечи китайца, становится непомерно велико. Молодая пара должна заботиться о четверых родителях, даже о бабушках и дедушках и о нескольких собственных детях, которых им теперь позволено иметь.

 

 

Воссоединение семьи

 

 

Несмотря на растущий уровень разобщения в китайской семье и на то, что зовется «перетягиванием одеяла на себя», нельзя утверждать, что традиционная ценность семьи и прочность родственных отношений навсегда ушли в историю.

Приближается китайский Новый год (праздник весны Чуньцзе) — в этом году он наступит в ночь с 7 на 8 февраля. И если и сохранились в Поднебесной определенные традиции, то традиция возвращения домой, в свой родной городок, для празднования Нового года в родительском доме — одна из самых священных для китайца и дорогих его сердцу. При приближении нового года все билеты на поезда и самолеты оказываются раскупленными, транспортные магистрали запружены машинами (правительство даже открывает платные шоссе), наблюдается прямо-таки Великое переселение народов в китайском масштабе. Глядя на подобный энтузиазм со стороны молодых китайских «королевичей» и «карьеристов», нельзя не задаться вопросом: а так ли далеко ушли китайцы от модели традиционной китайской семьи и так ли мала вероятность их возвращения к ней?

17
 Моя Планета рекомендует 
Читайте также
Комментарии
Alexander Supertramp
1
Замечательная статья, однако!
Будем надеяться, что в Чуньцзе безвольный китайский муж устыдится своего положения кэньлаоцзу, а строптивая китаянка, ведомая лоснящимся австралийцем, очухается от рыночного дурмана.
Заказываю репортаж про Новый год в Китае :)
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.